Воспоминание о поездке слушательницы Курсов Ольги Благой

7 июня 2011 г. в честь окончания двухгодичных Катехизических курсов при Михаило-Архангельском храме нас повезли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.

Преп. Сергий особенно почитаем нами и за то, что в 1373 г. он заложил храм в честь Зачатия Богоматери Праведною Анною для будущей обители на высоком берегу Нары в Серпухове. Князь Владимир Андреевич попросил Преподобного оставить устроителем Высоцкого монастыря пришедшего с ним ученика, преп. Афанасия. Преп. Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника - преп. Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером.

Из поучений преп. Сергuя: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие».

Выехали мы из Пущино, когда не было ещё шести часов утра, и это было правильно: не попав ни в одну пробку, мы доехали всего за 2,5 часа и успели на позднюю (в 9.30) Литургию в Успенском соборе.

Подъехав к Лавре, мы прошли вдоль монастырской стены XVI-XVII вв., и вступили под своды святых врат.

Над входом в Троице-Сергиеву Лавру
На стенах сводчатого коридора нас встретили фрески, выполненные палехскими мастерами в послевоенные годы, изображающие родителей преп. Сергия преп. Кирилла и Марию, и всю жизнь преп. Сергия с момента основания Свято-Троицкой обители.
С юных лет Варфоломей (мирское имя преп. Сергия) желал посвятить всю свою жизнь Богу, но родители попросили его послужить им до отшествия их к Богу. В 1337 г., похоронив родителей, 23-летний Варфоломей со старшим братом, монахом Стефаном, удалился в лесную чащу. Там братья срубили келью и церковь, которая по их просьбе была освящена во имя Живоначальной Троицы, т.к. Варфоломей, ещё будучи в утробе матери, трижды вскрикивал во время Литургии.
Житие преподобного Сергия в росписях на стенах Лаврских врат
Стефан, не выдержав лишений, ушёл жить в монастырь, а Варфоломей попросил игумена близлежащего монастыря Митрофана постричь его в монахи. Жизнь преп. Сергия проходила в молитве и трудах. Он приручал диких зверей, подкармливал медведя, который от голода проснулся до времени от зимней спячки.
Года через два к преп. Сергию стеклось 12 иноков. Они срубили новые кельи и обнесли их и церковь тыном, поставили привратника у ворот. В 1348 г. в России разразилась моровая язва, православные начали приходить спасаться от неё в монастырь. В 1354 г. преп. Сергий попросил епископа Афанасия Волынского, который замещал отсутствующего митрополита Алексия, дать обители игумена, но Владыка посвятил Преподобного в сан священника и назначил его игуменом.
Однажды ночью преп. Сергий, выглянув в окно, увидел множество прекрасных птиц. Господь возвестил ему, что так умножится число учеников его.
Предсказание преподобному Сергию о множестве его учеников
Кстати, ученик преп. Сергия, преп. Савва в 1398 г. основал Сторожевский Богородичный монастырь, который нам довелось посетить в прошлом году по окончании первого года обучения.

В 1372 г. Патриарх Константинопольский Филофей прислал преп. Сергию крест, схиму и грамоту, в которой советовал ввести в монастыре общежительный устав. По благословению митрополита Алексия устав был введён. Троицкая обитель начала разрастаться: из её насельников к лику святых причислено около 70 подвижников.
В 1380 г. князь Дмитрий Донской пришёл в Троицкую обитель и попросил у Преподобного особого дара в благословение на Куликовскую битву: иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Преп. Сергий исполнил просьбу князя, а сам с братией на протяжении всей битвы молился о даровании победы.

Незадолго до кончины преп. Сергию в присутствии его келейника преп. Михея явилась в великой славе Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и сказала: «Не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину Я обители твоей, всё нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая».
Внимательно рассмотрев фрески и миновав Святые врата, мы оказались на Соборной площади. Первым делом мы направились в Троицкий храм поклониться преп. Сергию и испросить его благословение на осмотр его обители. Троицкий собор - самый древний из сохранившихся монастырских храмов. Его строительство окончилось к 1425 г. Существующие фрески написаны в 1635 г. В иконостасе сохранилась 41 икона (пророческий, праздничный и деисусный ряды), написанная вскоре после постройки собора артелью живописцев, которыми руководили Даниил Чёрный и преп. Андрей Рублёв. В местном ряду располагаются 2 списка с «Ветхозаветной Троицы» А. Рублёва и несколько икон XVI-XVII вв. На правом столбе собора находится редкая, тщательно отреставрированная икона нач. ХVI в. Архистратига Михаила с деяниями. Святые мощи преп. Сергия почивают в серебряной с золочением раке, над которой возвышается серебряная чеканная сень. Слева под стеклом находятся личные вещи Преподобного: богослужебные сосуды, игуменский посох, схима. С раннего утра и до окончания уставного богослужения у раки поётся акафист преп. Сергию.
В 1476-77 гг. рядом с Троицким храмом была построена церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Духовская церковь - единственный в Лавре храм со звонницей (колокола расположены горизонтально, а не друг под другом, как на колокольне).

храм Сошествия Святого Духа
Первой у нас была экскурсия в Церковно-археологический Кабинет. У ворот Московской Духовной Академии нас встретил отец Никодим, который любезно согласился провести для нас экскурсию.

Иеромонах Никодим (Шматько) - проректор Высших Богословских Курсов (ВБК) при МПДА, которые заканчивала наш преподаватель Лариса Александровна Захарова. И то, что она привезла первых выпускников в свою Alma Mater, очень порадовало о. Никодима. Значит, не напрасны труды организаторов ВБК. Люди, заканчивая их, создают богословские курсы при своих приходах.

В Покровском храме Московской Духовной Академии

Отец Никодим рассказал, что в 1742 г. императрица Елизавета Петровна учредила в нескольких помещениях Царских Чертогов Троицкого монастыря Семинарию. В 1814 г., после перевода Духовной Академии из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, Царские Чертоги полностью перешли Академии. Сейчас в Семинарии и Академии учится свыше 600 человек.
О. Никодим рассказал нам, что Церковно-археологический Кабинет (ЦАК) был разрешён Священным Синодом в 1880 г. по просьбе ректора Академии прот. Александра Горского, который ещё в 1871 г. выделил в библиотеке помещение для коллекции портретов и монет. В 1892 г. ЦАК был переведён в помещение Академии и насчитывает сейчас 12 залов.
В первом зале мы увидели макеты первых христианских храмов (Софийских церквей Константинопольской и Киевской), древние иконы, такие, как, например, икона Введения во храм Пресвятой Богородицы XV в. из Синайского монастыря св. Екатерины.
В следующих залах мы видели водосвятную чашу IV в., найденную во время раскопок на месте крещения св.князя Владимира под Херсонесом, древние монеты с изображением римских императоров.
В одном из залов мы видели личные вещи преп. Сергия: деревянные богослужебные сосуды, сандалии, резец по дереву; в других залах - личные вещи святителя Филарета (Дроздова) и патриарха Московского Алексия (Симанского); нательные кресты и складни XI-XIX вв., вериги подвижников Лавры, рукописные книги: «Псалтирь» и «Устав» ХVI в. и «Апокалипсис» и «Певческий сборник» ХII в., а также «Апостол» 1654 г. и «Острожскую Библию» 1581 г. первопечатника Ивана Фёдорова.
Для сопоставления в ЦАКе есть отдел западного религиозного искусства: католические облачения, скульптура, богослужебная утварь, картины.
В последнем зале выставлены картины на духовные темы русских художников: Нестерова, Сурикова, Поленова, Васнецова, Боровиковского, Маковского, Юона.
Закончилась экскурсия в храме Покрова Пресвятой Богородицы при Академии, освящённом в 1870 г. Росписи в нём вьполнены учащимися иконописной школы,

Роспись в Покровском храме МПДА
Иконостас перенесён из взорванного московского храма преп. Харитона Исповедника. С дореволюционных времён уцелела только икона «Утоли мои печали».
В Покровском храме Московской Духовной Академии

Потом для нас провели обзорную экскурсию по Лавре, которая началась на Соборной площади. Экскурсовод рассказала нам о создании преп.Сергием обители, о закрытии монастыря с 10 ноября 1919 г. по 1946 г. В этот период в Лавре были музей, педагогический институт и др. организации.

Пущинские Богословско-Катехизические Курсы в Троице-Сергиевой Лавре
В 1740-70 гг. была сооружена Лаврская колокольня высотой 88,5 м с 43 колоколами. Сохранились отлитый ещё в 1420 г. колокол и колокол «Лебедь» весом 625 пудов (около 10 тонн). Несколько колоколов попали сюда из взорванного Храма Христа Спасителя. В 2003 г. в Санкт-Петербурге был отлит для Лавры величайший (72,2 т) звонящий колокол в мире. Сейчас всех колоколов - 23.

В центре Соборной площади находится яркая шатровая сень над полым чугунным крестом, куда летом поступает вода из источника, пробившегося из земли во время ремонта паперти Успенского собора в 1644 г.

На Соборной площади ТСЛ около сени над источником

Надкладезная часовня над источником была сооружена в конце XVII в., когда, умывшись в источнике, прозрел слепой инок Пафнутий.

Надкладезная часовня, сень над источником, Духовская церковь

Нас ввели в Успенский собор, заложенный в 1559 г. На стенах сохранились росписи площадью более 500 м2, выполненные в 1684 г. ярославскими и местными мастерами всего за 100 дней!
Роспись в Успенском Соборе ТСЛ
5-ярусный иконостас состоит из 76 икон XVI-XVII вв., написанных при участии Симона Ушакова. Мы приложились к мощам преп. Максима Грека и к деревянному гробу преп. Сергия, в котором его святое тело находилось до 1422 г., когда при строительстве Троицкого храма оно было обретено.
В Успенском Соборе

Потом нас ввели в Трапезную церковь. В конце XVII в. по указу Петра I была воздвигнута Сергиевская церковь с примыкающей к ней трапезной, т.к. численность братии сильно возросла. Особенностью трапезной площадью 510 м2 является перекрытие высоким сводом без промежуточных опор. На стенах - роспись 1911 г. После Великой Отечественной войны помещения Сергиевской церкви и трапезной были объединены и названы Трапезной церковью.

Трапезный храм ТСЛ
Сейчас в подклети устроена братская трапезная на 350 мест. В 1948 г. в Трапезном храме взамен утраченного был установлен иконостас из разрушенного в 30-е гг. московского храма Николы Большой Крест.

После обзорной экскурсии мы вернулись в Троицкий собор. Там возле раки с мощами преп. Сергия расположены железные двери, ведущие в Никоновский храм. В них видно неровное отверстие от ядра, влетевшего во время 16-месячной осады Лавры поляками в 1608-09 гг. Ядро повредило расположенную на столбе икону святителя Николая Чудотворца, но не причинило вреда молящимся. Обыкновенно двери в Никоновский храм закрыты, но для нас как учащихся их открыли. Мы смогли приложиться к святым мощам второго игумена Лавры - преп. Никона Радонежского.

Из Никоновского храма мы попали в Серапионову палату (или палатку трех мощей - свят. Иоасафа митрополита Московского, свят. Серапиона архиепископа Новгородского, преп. Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями монастыря). Мы приложились к мощам Лаврских игуменов, а также к др. святыням. Серапионова палатка стоит на месте кельи преп. Сергия, в которой явилась Пресвятая Богородица.

Никоновский храм и Серапионова палата (палатка трех мощей)
Выйдя из палатки, мы оказались перед бело-зелёным 2-этажным зданием. Со II половины XVIII в. настоятели монастыря стали одновременно назначаться главами Московской епархии, поэтому сегодня здание называется Митрополичьими покоями.
Митрополичьи покои
Мы подкрепились постной, но очень вкусной монастырской выпечкой, зашли в книжную и иконную лавки и, чувствуя приятную усталость в теле, звенящую радость в душе и благодать в сердце, поехали домой.