Воспоминание о поездке слушательницы Курсов Ольги Благой
7 июня 2011 г. в честь окончания двухгодичных Катехизических курсов при Михаило-Архангельском храме нас повезли в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру.
Преп. Сергий особенно почитаем нами и за то, что в 1373 г. он заложил храм в честь Зачатия Богоматери Праведною Анною для будущей обители на высоком берегу Нары в Серпухове. Князь Владимир Андреевич попросил Преподобного оставить устроителем Высоцкого монастыря пришедшего с ним ученика, преп. Афанасия. Преп. Сергий не раз посещал своего ученика в Серпухове и прислал сюда своего будущего преемника - преп. Никона, который и был здесь первым иноком, а потом и пресвитером.
Из поучений преп. Сергuя: «Внимайте себе, братие, всех молю: прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и любовь нелицемерную; к сим и страннолюбие, и смирение с покорением, пост и молитву. Пища и питие в меру; чести и славы не любите, паче же всего бойтесь и поминайте час смертный и второе пришествие».
Выехали мы из Пущино, когда не было ещё шести часов утра, и это было правильно: не попав ни в одну пробку, мы доехали всего за 2,5 часа и успели на позднюю (в 9.30) Литургию в Успенском соборе.
Подъехав к Лавре, мы прошли вдоль монастырской стены XVI-XVII вв., и вступили под своды святых врат.
С юных лет Варфоломей (мирское имя преп. Сергия) желал посвятить всю свою жизнь Богу, но родители попросили его послужить им до отшествия их к Богу. В 1337 г., похоронив родителей, 23-летний Варфоломей со старшим братом, монахом Стефаном, удалился в лесную чащу. Там братья срубили келью и церковь, которая по их просьбе была освящена во имя Живоначальной Троицы, т.к. Варфоломей, ещё будучи в утробе матери, трижды вскрикивал во время Литургии.
Однажды ночью преп. Сергий, выглянув в окно, увидел множество прекрасных птиц. Господь возвестил ему, что так умножится число учеников его.
В 1372 г. Патриарх Константинопольский Филофей прислал преп. Сергию крест, схиму и грамоту, в которой советовал ввести в монастыре общежительный устав. По благословению митрополита Алексия устав был введён. Троицкая обитель начала разрастаться: из её насельников к лику святых причислено около 70 подвижников.
В 1380 г. князь Дмитрий Донской пришёл в Троицкую обитель и попросил у Преподобного особого дара в благословение на Куликовскую битву: иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Преп. Сергий исполнил просьбу князя, а сам с братией на протяжении всей битвы молился о даровании победы.
Незадолго до кончины преп. Сергию в присутствии его келейника преп. Михея явилась в великой славе Пресвятая Богородица в сопровождении апостолов Петра и Иоанна Богослова и сказала: «Не только при жизни твоей, но и после твоего к Господу ухода не покину Я обители твоей, всё нужное подавая в изобилии, и снабжая всем, и защищая».
Внимательно рассмотрев фрески и миновав Святые врата, мы оказались на Соборной площади. Первым делом мы направились в Троицкий храм поклониться преп. Сергию и испросить его благословение на осмотр его обители. Троицкий собор - самый древний из сохранившихся монастырских храмов. Его строительство окончилось к 1425 г. Существующие фрески написаны в 1635 г. В иконостасе сохранилась 41 икона (пророческий, праздничный и деисусный ряды), написанная вскоре после постройки собора артелью живописцев, которыми руководили Даниил Чёрный и преп. Андрей Рублёв. В местном ряду располагаются 2 списка с «Ветхозаветной Троицы» А. Рублёва и несколько икон XVI-XVII вв. На правом столбе собора находится редкая, тщательно отреставрированная икона нач. ХVI в. Архистратига Михаила с деяниями. Святые мощи преп. Сергия почивают в серебряной с золочением раке, над которой возвышается серебряная чеканная сень. Слева под стеклом находятся личные вещи Преподобного: богослужебные сосуды, игуменский посох, схима. С раннего утра и до окончания уставного богослужения у раки поётся акафист преп. Сергию.
В 1476-77 гг. рядом с Троицким храмом была построена церковь в честь сошествия Святого Духа на апостолов. Духовская церковь - единственный в Лавре храм со звонницей (колокола расположены горизонтально, а не друг под другом, как на колокольне).
Иеромонах Никодим (Шматько) - проректор Высших Богословских Курсов (ВБК) при МПДА, которые заканчивала наш преподаватель Лариса Александровна Захарова. И то, что она привезла первых выпускников в свою Alma Mater, очень порадовало о. Никодима. Значит, не напрасны труды организаторов ВБК. Люди, заканчивая их, создают богословские курсы при своих приходах.
Отец Никодим рассказал, что в 1742 г. императрица Елизавета Петровна учредила в нескольких помещениях Царских Чертогов Троицкого монастыря Семинарию. В 1814 г., после перевода Духовной Академии из Москвы в Троице-Сергиеву Лавру, Царские Чертоги полностью перешли Академии. Сейчас в Семинарии и Академии учится свыше 600 человек.
О. Никодим рассказал нам, что Церковно-археологический Кабинет (ЦАК) был разрешён Священным Синодом в 1880 г. по просьбе ректора Академии прот. Александра Горского, который ещё в 1871 г. выделил в библиотеке помещение для коллекции портретов и монет. В 1892 г. ЦАК был переведён в помещение Академии и насчитывает сейчас 12 залов.
В первом зале мы увидели макеты первых христианских храмов (Софийских церквей Константинопольской и Киевской), древние иконы, такие, как, например, икона Введения во храм Пресвятой Богородицы XV в. из Синайского монастыря св. Екатерины.
В следующих залах мы видели водосвятную чашу IV в., найденную во время раскопок на месте крещения св.князя Владимира под Херсонесом, древние монеты с изображением римских императоров.
В одном из залов мы видели личные вещи преп. Сергия: деревянные богослужебные сосуды, сандалии, резец по дереву; в других залах - личные вещи святителя Филарета (Дроздова) и патриарха Московского Алексия (Симанского); нательные кресты и складни XI-XIX вв., вериги подвижников Лавры, рукописные книги: «Псалтирь» и «Устав» ХVI в. и «Апокалипсис» и «Певческий сборник» ХII в., а также «Апостол» 1654 г. и «Острожскую Библию» 1581 г. первопечатника Ивана Фёдорова.
Для сопоставления в ЦАКе есть отдел западного религиозного искусства: католические облачения, скульптура, богослужебная утварь, картины.
В последнем зале выставлены картины на духовные темы русских художников: Нестерова, Сурикова, Поленова, Васнецова, Боровиковского, Маковского, Юона.
Закончилась экскурсия в храме Покрова Пресвятой Богородицы при Академии, освящённом в 1870 г. Росписи в нём вьполнены учащимися иконописной школы,
Потом для нас провели обзорную экскурсию по Лавре, которая началась на Соборной площади. Экскурсовод рассказала нам о создании преп.Сергием обители, о закрытии монастыря с 10 ноября 1919 г. по 1946 г. В этот период в Лавре были музей, педагогический институт и др. организации.
В центре Соборной площади находится яркая шатровая сень над полым чугунным крестом, куда летом поступает вода из источника, пробившегося из земли во время ремонта паперти Успенского собора в 1644 г.
Надкладезная часовня над источником была сооружена в конце XVII в., когда, умывшись в источнике, прозрел слепой инок Пафнутий.
Нас ввели в Успенский собор, заложенный в 1559 г. На стенах сохранились росписи площадью более 500 м2, выполненные в 1684 г. ярославскими и местными мастерами всего за 100 дней!
Потом нас ввели в Трапезную церковь. В конце XVII в. по указу Петра I была воздвигнута Сергиевская церковь с примыкающей к ней трапезной, т.к. численность братии сильно возросла. Особенностью трапезной площадью 510 м2 является перекрытие высоким сводом без промежуточных опор. На стенах - роспись 1911 г. После Великой Отечественной войны помещения Сергиевской церкви и трапезной были объединены и названы Трапезной церковью.
После обзорной экскурсии мы вернулись в Троицкий собор. Там возле раки с мощами преп. Сергия расположены железные двери, ведущие в Никоновский храм. В них видно неровное отверстие от ядра, влетевшего во время 16-месячной осады Лавры поляками в 1608-09 гг. Ядро повредило расположенную на столбе икону святителя Николая Чудотворца, но не причинило вреда молящимся. Обыкновенно двери в Никоновский храм закрыты, но для нас как учащихся их открыли. Мы смогли приложиться к святым мощам второго игумена Лавры - преп. Никона Радонежского.
Из Никоновского храма мы попали в Серапионову палату (или палатку трех мощей - свят. Иоасафа митрополита Московского, свят. Серапиона архиепископа Новгородского, преп. Дионисия Радонежского, в разное время бывших настоятелями монастыря). Мы приложились к мощам Лаврских игуменов, а также к др. святыням. Серапионова палатка стоит на месте кельи преп. Сергия, в которой явилась Пресвятая Богородица.