Вертоград в Крыму

В дни осенних каникул состоялась паломническая поездка в Крым для выпускников воскресной школы, потрудившихся летом в православных лагерях «Жерновка» и «Вертоград».

 Природа Крыма и его удивительная история всегда привлекали туристов. Для православного человека это особое, святое место…

По Крымской земле ступал апостол Андрей Первозванный.

Сюда, в одну из дальних провинций Римской империи, ссылались христиане на каторжные работы в каменоломнях, многие из которых претерпели мученическую кончину.

Здесь, в Херсонесе, в 988 году произошло Крещение столь судьбоносное для всей Руси.

В Крымских горах поселялись те, кто спасался от иконоборческой ереси, охватившей всю Византию. Скалы, изрезанные многочисленными пещерами, возвещают о подвигах безвестных отшельников.

За верность и любовь к России в Крыму поплатились жизнью тысячи наших соотечественников, когда в 1920 г. Отказались покидать родные берега…

Воистину свята эта земля.

Крым 2010

Крым встречает нас ослепительным солнцем и ощущение радости, которое мы испытываем, выгружаясь на перрон Севастополя, не покидает нас всю поездку.

Заселение в гостинице «Крым», обмен рублей на гривны, первый обед (23 человека в одном номере весело стучат ложками)…и в путь!

Мы отправляемся в пригород Севастополя - Инкерман в Свято-Климентовский пещерный мужской монастырь. Его возникновение связано с ссылкой в Крымские каменоломни в 98 г. от Р.Х. одного из величайших проповедников христианства - священномученика Климента, папы Римского, рукоположенного самим апостолом Петром. За свою проповедь в окрестных селениях Климент принял мученическую кончину – после пыток его привязали к якорю и бросили в море. История обретения мощей святого Климента удивительна, но не менее интересным остается факт, что вместе с возвращением мощей св. Климента на родину, у Рима было испрошено разрешение на просвещение славян. Славянский язык занял свое законное место среди других языков.

И сейчас в Риме, недалеко от стен старинного Колизея, стоит небольшой храм, где хранятся останки святого Климента, найденные молодым Константином Философом в Херсонесе. Рядом с ними похоронен и сам Константин – Кирилл, славянский учитель, равноапостольный святой Православной Церкви.

К воротам монастыря мы подходим в пять часов…в кромешной тьме. Мы совсем не готовы к такому повороту событий, но уже начинаем понимать – ноябрьский вечер в Крыму длится всего полчаса, а затем полуостров накрывает ночь. Каким счастьем кажется, что в монастыре горит свет и читают акафист священномученику Клименту…

Прогулка по ночному Севастополю начинается от площади Нахимова. Через парадный вход с белыми колоннами спускаемся по широкой лестнице, украшенной мраморными львами, на Графскую пристань. Здесь всегда стартует военно-морской парад Черноморского флота России и ВМС Украины в День Военно-Морского флота.

Деревянный настил под ногами, желтые огни кораблей, черная вода и несколько мемориальных табличек, на одной из которых задерживается взгляд. «В память о соотечественниках, вынужденных покинуть Родину в ноябре 1920 г.». Их было 140 тысяч – подданных Российской империи – моряков, казаков, мобилизированных крестьян, женщин, детей, которые погрузились на 126 судов русской эскадры, способных принять не более трети от такого количества пассажиров. Тех, кто остался, ждали новая жизнь или… расстрел. Поводом к казни становилось происхождение, а порой просто чистые руки и ногти. С декабря 1920г. по февраль 1921г. в Крыму было уничтожено 120 тыс. человек. В Феодосии на берегу моря, близ Иверского храма стоит большой каменный Крест всем убиенным в те страшные дни…

От Графской пристани мы держим путь к Памятнику затопленным кораблям. В этом месте адмирал Нахимов затопил оставшиеся суда русской эскадры, преградив вход в бухту кораблям англо-франко-турецкого флота. Огонь береговых батарей и затопленные корабли делали Севастопольскую бухту недоступной для врага. Величественный памятник, установленный в 1905 г. к пятидесятилетию первой обороны Севастополя, венчает бронзовый орел с раскрытыми крыльями и лавровым венком в клюве. Напротив памятника, на стене набережной, укреплены якоря с затопленных кораблей.

Еще одна достопримечательность Севастополя – платаны. Они вызывают столько восторга и интереса у ребят, что мы надолго задерживаемся у этих могучих деревьев со светлыми стволами, фотографируя, изучая кору, листья. Вот они – дети города биологов!

Следующий день приносит новые впечатления и открытия. Мы отправляемся в Свято-Георгиевский мужской монастырь, расположенный в одном из красивейших мест Крыма – на плато в террасированном склоне высокого обрывистого берега у мыса Фиолент.

По преданию, в 891 г. недалеко от мыса Фиолент греческие моряки, застигнутые бурей, терпели кораблекрушение. Видя свою неизбежную гибель, они стали призывать на помощь св. вмч. Георгия Победоносца, который мгновенно явился на большом камне близ берега, и буря тотчас же утихла. Спасенные греки взошли на камень и там обрели икону св. вмч. Георгия, вынесли ее на берег, где в скальном обрыве устроили пещерную церковь…

У входа монастыря нас встречает его настоятель - игумен Савватий, и мы на несколько часов становимся гостями этого удивительного человека. Для нас открываются все храмы, звучат колокола, песнопения и рассказы. Для нас, так кажется всем, цветут эти удивительные розы и хризантемы, растут кактусы, виноград, банановое дерево и даже смоковница. Строитель по образованию, о. Савватий за два года благоустроил монастырь, а, самое главное, – вернул Фиоленту источник чистой воды, который, казалось, был безвозвратно утрачен после закрытия монастыря в 1929 г. и создания новой властью запутанной системы очистных сооружений. Тщетно пытались разобраться в ней строители и военные. Разобрались монахи. Для тех, кто живет на Фиоленте и много лет отдыхает в сём заповедном месте, это настоящее чудо…

Крым 2010

Спускаемся к морю по знаменитой крутой лестнице в 800 ступеней (их было 891, по году Явления). Внизу, от напряженного спуска у кого-то трясутся коленки. Ребята, завидев море, на ходу раздеваются и бросаются в воду.

Перед обедом молимся, устремив взор на огромный крест, установленный на Скале Явления. Летом, собравшись духом, можно доплыть до скалы, подняться по каменистой тропинке наверх, поцеловать святой крест.

После трапезы мы разбредаемся по пляжу в поисках красивых камней, которые просил принести о. Савватий. Тяжелый подъем преодолеваем на подъеме – наши камушки пойдут на украшение монастыря!

Прощаясь, о. Савватий дарит каждому из нас икону св. Георгия и долго машет нам вслед. И мы с грустью прощаемся с человеком, который без слов сказал нам сегодня самое важное: «Любите друг друга».

Вечерняя служба в нижнем храме Владимирского собора на территории национального заповедника «Херсонес Таврический» заканчивается исповедью…

Именно в Херсонесе или Корсуне (так его называли древние русичи) в 988 г. принял православную веру великий князь Владимир Святославович.

23 августа 1861 г. в присутствии императора Александра II и императрицы Марии Александровны состоялась торжественная закладка собора в честь равноапостольского князя Владимира, дабы увековечить место его крещения. Это был самый высокий храм в стране, вмещающий до тысячи верующих. Во время Второй мировой войны Владимирский собор был разрушен и только в конце 90-х годов прошлого столетия начались работы по его восстановлению. Величественный белый храм столь же прекрасен и внутри, что на ум приходят слова княжеских послов, побывавших на службе в Константинополе: «Не знаем, на небе мы находились или на земле».

Утром 2 ноября на Божественной Литургии во Владимирском соборе наши дети причащаются Святых Христовых Тайн. После экскурсии около храма и завтрака на берегу моря, осматриваем развалины древнего города.

Херсонес был греческой колонией, основанный в 529/528 гг. до н.э. Длительная, кровопролитная война со скифами (во 2 веке до н.э.) вынудила Херсонес обратиться за помощью к Боспорскому государству, а затем, чтобы обрести независимость от боспорских царей – и к Римскому диктатору Гаю Юлию Цезарю.

На рубеже III – IV вв. в Херсонесе появляются первые последователи христианства, а в V в. Херсонес входит в состав Византийской империи и Христианство становится официальной религией. Если внимательно присмотреться к раскопкам этого периода, то почти в каждом доме можно найти домовую церковь…

На протяжении 2 тысяч лет Херсонес являлся крупным политическим, экономическим и культурным центром Северного Причерноморья, но опустошительные набеги литовцев и татар, жестокая конкуренция торговых соседей, привели город к упадку.

Во второй половине дня отправляемся в Бахчисарайский Свято-Успенский мужской монастырь, расположенном в живописном ущелье Марьям-Дере (ущелье Св. Марии). Монастырь был основан в XIV-XV вв. на месте чудесного явления иконы Божией Матери. В конце XV в. после захвата турками Крыма монастырь стал резиденцией Митрополита и центром Православия на полуострове. Благодатная сила монастыря была так велика, что даже мусульмане, и в том числе ханы, приходили сюда на поклонение Пречистой Богородице.

По крутой лестнице, минуя нижние ярусы, поднимаемся на верхнюю площадку монастыря. Как зачарованные глядим на храмы, синие дали, белые горы, ущелье, утопающее в красно-желтых кустарниках. В Успенском храме, высеченном в скале, горят только свечи и лампады. Небольшие белые колонны поддерживают свод пещеры, устремленной к востоку. Тихо заходим в храм, зажигаем свечи, прикладываемся к иконам и благодарим Господа, что привел  в это святое место…

Знаменитый Ханский дворец в Бахчисарае закрыт для посещения. Договариваемся с охраной и потихоньку проходим на дворцовую площадь, освещенную редкими фонарями. Остроконечные башни дворца, ханская мечеть, дворики с цветами и фонтанами, ажурные решетки на окнах – загадочно, красиво. Дворец был построен в XVI веке лучшими итальянскими, русскими, украинскими, турецкими и другими зодчими мира и является единственным  в мире образцом крымско-татарской архитектуры. В нем – воплощение мусульманского представления о райском саде на земле.

Вот он и знаменитый «Фонтан слез», описанный А. С. Пушкиным в поэме «Бахчисарайский фонтан». Символ скорби хана по любимой жене, отравленной соперницей. Созданный в 1764 г. иранским зодчим Омером, он совсем не похож на фонтан в нашем традиционном понимании и даже у кого-то вызывает разочарование. Увы, наша экскурсия по дворцу тоже мало напоминает экскурсию – очень темно. Покидаем дворец смеясь: «Мы здесь были!»

Уставшие возвращаемся в Севастополь. Группа мальчишек-добровольцев со Светланой Уграицкой отправляются к Владимирскому собору, (что на Центральном холме), поклониться великолепному храму-усыпальнице четырех адмиралов: М.П. Лазарева, В.И. Истомина, П.С. Нахимова, В.А. Корнилова. Севастополь был и остается городом русской морской славы! Почему-то это пытаются забыть некоторые политики.

3 ноября – день переезда на Восточный берег Крыма с остановкой в Ливадии.

Ливадийский дворец хранит память о трех русских царях. В 1961 г. Ливадийское имение стало летней резиденцией императора Александра II и императорской семьи. Здесь, в Ливадии скончался Александр III, на отпевании которого присутствовал пр. Иоанн Кронштадтский. В Крестовоздвиженском храме присягал на верность Российскому Престолу Николай II, и приняла крещение императрица Александра Федоровна.

Осень, кажется, обошла стороной Ливадию – так тепло и зелено вокруг. Белый дворец на фоне английского пейзажного парка удивляет своей величественностью и одновременно простотой. В небольшом храме звучат песнопения Валаамского монастыря и можно купить фотографии удивительно красивых людей, которые до последнего своего часа молились о спасении России…

Святые Царственные страстотерпцы, молите Бога о нас!

По серпантину на автобусе спускаемся к набережной Ялты. Город отдыхает от лета и живет спокойной размеренной жизнью. Ребята затеяли игру с морем, а мы, подставляя лицо солнцу, наслаждаемся небольшой передышкой. Шум прибоя, смех детей, этюд Альбинони в исполнении уличного музыканта, виды, знакомые с детства. В Ялту обязательно надо приехать осенью, чтобы до конца понять очарование этого южного города… Наши лирические размышления прерываются взрывом смеха – кто-то все-таки свалился в воду. Уходим!

Из окна автобуса показываем ребятам гору Аю-Даг. Медведь–гора, так называли ее турки, раньше была Святой – на ней располагалось много христианских храмов, а у подножия стоял древний монастырь св. ап. Петра и Павла. Через Симферополь и Судак, с приключениями, мы наконец-то добираемся до п. Курортное, где на турбазе «Турист» нам предстоит прожить три дня…

Крым 2010

4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божьей Матери мы отправляемся в Казанский собор г. Феодосии. Залитая солнцем соборная площадь полна людей. Великолепный просторный храм не может вместить всех тех, кто пришел поклониться образу Казанской Божией Матери, который крестным ходом принесли сёстры Топловского Свято-Троице-Параскевиевского монастыря, преодолев за три дня 50 км. Вот уже несколько лет как возобновлена эта традиция, ведущая начало от 1890 года.

После Божественной Литургии, которую служит сам митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь, совершается крестный ход вокруг собора. Звон колоколов, священство в праздничных облачениях, казаки с хоругвями, пение монахинь, брызги святой воды, улыбки, смех – счастливые минуты радости и единения людей.

Еще один подарок этого дня – музей Айвазовского, заполненный  морем и любовью к художнику всех тех, кто работает в нем.

Феодосийский рынок (все рады нашей большой группе), музей восковых фигур, прогулка по набережной, ужин на пирсе и ночной автобус, уносящий нас в  Курортное. Место, где самое звездное небо на земле.

5 ноября мы впервые даем ребятам «выспаться» - подъем в 8 утра. На завтрак Людмила Крылова варит овсянку, и мы с улыбкой замечаем, что давно не видели детей, которые так радуются каше.

Сегодня наш путь лежит в г. Судак, знаменитую Генуэзскую крепость. По легенде, записанной в позднем источнике «Судаком синаксаре», крепость была построена в 212 году аланами. Но многие ученые датируют ее возведение концом VII века, связывая его с хазарами или византийцами. Крепостью, кроме хазар, византийцев и генуэзцев, владели также половцы (XI-XIII вв.), золотоордынцы (XIII-XIV вв.) и турки (XV-XVIII вв.).

Мощные фортификационные сооружения, отвесные скалы, спускающиеся к морю, глубокий ров делали крепость почти неприступной. Верхний ярус обороны включал в себя боевые башни (всего четырнадцать, высотою по 15 метров) и Консульский замок. Каждая башня называлась именем консула, при котором ее построили, об это говорят сохранившиеся на некоторых башнях плиты с геральдической символикой и надписями на средневековой латыни. Между верхним и нижним ярусами обороны располагался город.

Мы принимаем решение «брать» крепость не с центрального входа, а с западной стороны. В этом есть определенный риск, но хочется показать ребятам вид крепости сверху, и мы начинаем штурм. Преодолеваем узкий лаз, ползем или прыгаем (у кого как получается) по скалам, ахаем от восторга и страха, фотографируем и, наконец, добираемся до смотровой площадки. С нее открывается потрясающий вид на город, море и горы.

Крым 2010

Из Судака, получив адреналина явно больше, чем планировалось,  отправляемся в Новый Свет. Волшебное место, недаром древние греки называли его Парадиз – земной рай. Мы проходим тропою Голицына вдоль побережья. Гроты и скалы, разноцветные бухты, запах моря и можжевельника, розово-голубой закат…Закат?!! Как по команде, все – взрослые и дети, с серьёзными лицами, бежим, сокращая маршрут из гор к поселку.

Утром 6 ноября мы прощаемся с морем. Мальчишки прыгают с пирса, девчонки, взявшись за руки, с визгом бросаются в воду. Фотографируемся на фоне потухшего вулкана Кара-Даг и снова в путь.

 

Крым 2010

На забронированной газели мы добираемся до Топловского Свято-Троице-Параскевиевского женского монастыря. По местному преданию именно здесь произошла мученическая казнь Святой Параскевы Римской, после чего забил источник, приносящий исцеление. Сегодня на территории монастыря  сделана купальня, в которую по трубам поступает вода из родника Св. Параскевы и источника Трех Святых, находящегося в 5 км. от монастыря. Примерно в 2 км. имеется источник Св. Георгия, где также устроена часовня и купальня. Осматриваем монастырь, восхищаясь мозаиками на стенах храмов и изобилием хризантем и белых бабочек.

После купания – счастливые, оживленные обедаем в осеннем лесу рядом с монастырем. Главное украшение стола – только что испеченный, горячий монастырский хлеб.

 

Вертоград в Крыму 2010

Вот и конечная цель нашего путешествия – Симферополь – центр православного Крыма, где ныне находится епископская кафедра. Здесь прошли последние годы земного служения святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – русского хирурга, духовного писателя, епископа русской Православной Церкви. Сегодня в Троицком соборе города почивают мощи святителя. Не иссякает поток стремящихся помолиться святому у его мощей, получить благодатную помощь в терпении скорбей и исцеление. И мы, преклоняя голову перед святителем, молимся каждый о своем…

Симферополь провожает нас теплым вечером, звёздным небом и протяжным гудком поезда.

Крым 2010

До свидания, Крым! До свидания!

В поезде мы собираемся вместе, чтобы подвести итоги поездки и прочитать благодарственный акафист «Слава Богу за все». Необыкновенно красивы лица и голоса ребят, произносящих один за другим строки акафиста. Как легко он читается в минуты радости! Как необходимо суметь его прочитать в дни невзгод, ведь неслучайно акафист был написан митрополитом Трифоном, сподвижником патриарха Тихона, в дни самых тяжких гонений, выпавших на долю Русской Православной Церкви,  а слова «Слава Богу за все» впервые произнес св. Иоанн Златоуст на смертном одре, в момент мученической кончины в тяжком изгнании…

Вот мы и дома. Можно перевести дух, разобрать рюкзак, весь пропахший чабрецом и сказать всем: «Спасибо». Низкий поклон батюшкам Дионисию, Михаилу и матушке Татьяне за молитву и помощь в организации поездки, родителям – за детей, которые не подвели, фонду свт. Василия Великого, Злотникову К.М, Донских А.И, Петропавлову А.и всем нашим прихожанам, друзьям, знакомым – за материальную помощь, благодаря которой эта поездка состоялась.

 

Татьяна Фомина,

преподаватель воскресной школы 

Фотографии Евгении Рябоконь, Ивана Фомина