10.08.2012 Паломничество в Псково-Печерский монастырь

Дорогие братья и сестры! Вначале сразу хочу попросить у всех вас прощения за то, что так долго тянул с этим сообщением, что в моём случае было совершенно недопустимо, так как эта поездка стала одной из самых лучших паломнических путешествий, совершенных нашими ребятами. Чудесная компания, прошедшая вместе через огонь и воду - лагеря в Прилуках, Жерновке, Подмоклово, множество паломнических поездок. Почти все - выпускники нашей воскресной школы "Вертоград". Мы вновь собралась в последнем месяце лета 2012 года с одной целью - поблагодарить Господа за Его великие дары, ниспосланные нам, и потрудиться во славу Божию. Дело в том, что все закончили школу, и к тому времени, пройдя сквозь тяжелые экзамены и отборочные комиссии, успешно поступили, кто куда. Наконец-то свершилось то, к чему каждый из нас так долго шел! И единственную мысль - "Слава Богу за всё!" мы решили выразить в паломническом путешествии на землю Псковскую.

Поездка эта стала для нашей дружной компании эдакой лебединой песней, ибо, как я уже сказал, все поступили в разные университеты и институты, и тем самым у каждого из нас началась своя собственная взрослая жизнь. И то, что мы когда-нибудь все сможем вот так вот снова собраться и поехать по святым местам, представляется теперь, к сожалению, маловероятным. Каждый из нас встал у штурвала своего корабля. И эта поездка, я уверен, сыграла роль напутствия в предстоящем плавании, дабы никто из нас не заблудился в бурном житейском море.
Где же мы были, и как прошла наша поездка? Предлагаю вам ненадолго окунуться в тот чудесный мир, в котором нам, грешным, посчастливилось побывать.

День первый.
Ранним летним утром мы встретились в условленном месте. Приехал наш любимый водитель - Дядя Саша. Все дружно погрузились и с молитвой отправились в путь. Спустя некоторое время машина остановилась в первом пункте нашего путешествия. Это был Скит преподобного Саввы Сторожевского, ученика преподобного Сергия Радонежского. Первым делом все зашли в пещерку, которую преподобный Савва сам себе выкопал и подолгу в ней находился, предаваясь молитвенным подвигам.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь
После посещения храма, часть ребят отправилась накрывать на стол, а самые отважные пошли окунаться в святом источнике преподобного Саввы. Перекусив, мы проехали совсем немного и оказались уже в Саввино-Сторожевском монастыре. Особое впечатление на всех произвёл старинный (1405 г.) белокаменный Рождественский собор.
Зайдя внутрь, мы были поражены древними фресками, росписями, иконами, внутренней архитектурой, сливающимися в одну идею - величие Господа. Думаю, стоит сказать, что с нами ехал Саша Сотников, который как раз поступил на факультет архитектуры, кафедру охраны культурного наследия. Поэтому для него эта поездка представляла особую ценность, так как в ходе путешествия мы не раз соприкасались с древней архитектурой нашей православной страны. Но вот мы уже крестимся на выходе из монастыря, садимся в машину и отправляемся в путь. Впереди Свято-Успенский Псково-Печерский мужской монастырь. Приехали уже под вечер в небольшой городок Печоры, расположенный неподалёку от Пскова. По приезде все отправились в монастырский храм Архангела Михаила, где только что закончилось вечернее богослужение. Приложившись ко святыням, отметив таким образом наше прибытие на святую землю, мы отправились на паломнический двор, где нас уже ждали. На протяжении всей нашей поездки мы жили в этом месте. Отужинав и прочитав вечерние молитвы, наша компания отправилась спать. Спали мы на 2-х-этажных самодельных кроватях в большой паломнической комнате. Несмотря на некоторые неудобства (жесткая кровать и т.п.), спалось там просто замечательно!

День второй.
Утром вся наша делегация отправилась на службу в тот самый храм Архангела Михаила, где накануне мы побывали. После службы была трапеза.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
Думаю, излишне говорить о том, что монастырская еда, приготовленная с молитвой, особенно вкусна при всей своей простоте. Весь день мы решили посвятить экскурсиям и знакомству с монастырём, поэтому сразу после трапезы пошли в келью батюшки Иоанна (Крестьянкина), где нас встретил молодой монах Диомид.

Келлия о.Иоанна (Крестьянкина)

Сначала он всех по очереди помазал святым маслом, а потом усадил нас на диван и, подходя к каждому, давал отпить прохладной святой воды из чаши. Каждый из нас ощутил какой-то необъяснимый духовный подъём и радость!

На выходе, нам дали по конфетке и по книжке. Мне досталась келейная книжица батюшки Иоанна (Крестьянкина) "О несении Креста". После батюшки у нас была запланирована экскурсия по монастырю с монахом Максимом, который, кстати говоря, отвечает за приём и размещение всех паломников (и нас в том числе). Накануне поездки мы договаривались о нашем приезде именно с отцом Максимом.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

И вот мы стоим на монастырской площади у храма Успения Пресвятой Богородицы, ожидая монаха, под знаменитой колокольней Псково-Печерского монастыря. Таких колоколен в России совсем немного. Колокола прикреплены к особым длинным коромыслам, от них отходят канаты и с их помощью послушники и монахи, стоя на земле, раскачивают тяжелейшие колокола. Это особые северные звоны.

Пришел отец Максим и первым делом повёл нас в "Богом зданные пещеры" Псково-Печерского монастыря. В этих пещерах захоронены тысячи людей, монахов и мирян.

Множество захоронений и пещерных храмов мы прошли со свечками в руках и, затаив дыхание, слушали рассказы монаха. Батюшка, надо сказать, потрясающий! Нужно было слышать, как ревностно и интересно он рассказывал о монастыре, его истории, погружаясь подчас в глубоко-богословские темы. Отец Максим, узнав, что мы окончили воскресную школу, постоянно задавал нам каверзные вопросы, заставляющие хорошо подумать. Общими трудами мы худо-бедно ответили на вопросы пытливого монаха, хотя каждый для себя понял, что духовное образование забывать нельзя. После пещер экскурсия продолжилась уже по всему монастырю. Проходя тропинкой через сады, деревья и кустарники на святой горке, все ребята срывали яблоки и спелые вишни (по благословению) и с удовольствием ели.
На камне, мимо которого мы проходили, сидел галчонок. Нам сказали, что он болен, и его выхаживает один монах.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь
Так вот мы ходили, ходили, пока наше знакомство с Псково-Печерской обителью не подошло к концу. К сожалению, не могу передать вам всё то, что мы услышали от отца Максима на этой увлекательнейшей экскурсии. Скажу лишь то, что обычно батюшка проводит экскурсии за полчаса. С нами же он провёл все полтора!
Вечером большинство наших паломников пошло на службу, остальные же занимались своими делами. (Скажу сразу, что на службы в свободное время мы все ходили по желанию). Будь то вечерняя или братский молебен в 6 утра с последующей утренней службой. Обязательными были лишь первая наша литургия в обители и последняя служба на Преображение Господне, перед отъездом. На последней службе мы все причастились. Но об этом позже. День подошел к концу. После службы, отужинав и прочитав вечернее правило, уставшие и счастливые мы пошли спать.

День третий.
Утром после литургии наша команда встретилась у трапезной. До завтрака мы успели познакомиться с замечательным монахом, у которого до самого отъезда нам посчастливилось выполнять послушание по монастырскому хозяйству. Оно, это хозяйство, надо сказать, чрезвычайно огромное. Каково же было наше удивление, когда мы узнали, что за всем этим следит один человек, тот самый монах - отец Харлампий. Вывод от нашего с ним знакомства был один - не перевелись ещё богатыри на земле Русской! Потрясающе сильный человек, бывший военный и спортсмен, подвизавшийся около 20 лет назад в Псково-Печерской обители, ныне монах, а значит - особо сильный не только телом, но и духом подвижник! Что там говорить - настоящий русский богатырь! Потрясающе было наблюдать за тем, как он выполняет тяжелые трудовые послушания, но никто не мог остаться равнодушным, увидев отца Харлампия в монашеском облачении в храме, трепетно молящимся Богу. При всей своей наружной простоте и прямоте этот монах за время наших послушаний дал нам огромное множество мудрых и ценных жизненных советов, когда словом, а когда и личным примером. Да, поразительно, каких людей, какое сокровище порой находишь за стенами православных монастырей!
Ну так вот, после завтрака мы дружно отправились на послушание. Девчонки пошли за рабочей одеждой, а парни в это время отправились вместе с отцом Харлампием в пещеры, где готовили место для хранения овощей (подбивали старые доски, выкладывали их в нужном порядке и т.п.). Дело в том, что в монастыре есть ещё и вторые пещеры, которые монахи выкопали сами и в которых, благодаря замечательному температурному режиму, хранятся продукты. Закончив послушание в пещерах, ребята с отцом Харлампием подошли к монастырским стенам, у которых нас уже ждали девчонки с рабочими халатами и мешками. Монах живо объяснил суть дела и, помолясь, мы приступили.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
А суть состояла в том, что нам нужно было перебрать и упаковать в мешки лук, который к тому времени спокойно сушился на монастырских стенах. Такое огромное количество лука я не видел никогда: монастырские стены были полностью им покрыты, да так, что конца и края не было видно! На наше удивление, с этим послушанием мы справились гораздо быстрее, чем думали. Вообще, в монастыре, в этом оплоте подвижничества и молитвы, время, как и всё остальное, совершенно особое, иное и прекрасное. Не хочу гордиться, но удивлён был даже отец Харлампий, считавший, что это послушание мы будем выполнять три дня, но с Божьей помощью управиться нам удалось меньше чем за один день. Осталось теперь перенести мешки с луком на монастырский чердак, где сей овощ будет благополучно досушиваться, ожидая своего часа. Что бы кто ни говорил, но мы, испытав на себе, поняли, что трудиться в монастыре, исполняя послушание во славу Божию - это огромная радость. И на нашу радость, послушание это было не последним.

День четвертый.
Псковская земля чрезвычайно богата православными святынями. Поэтому, помимо Псково-Печерского монастыря (пожалуй, величайшей святыни Псковской земли) мы хотели ещё куда-нибудь да съездить. И вот выпал такой случай: отец Харлампий благословил нас на путешествие, так как мы быстро справились с первым послушанием, да и погода обещалась нерабочая. И наша орава, взяв благословение и помолясь, рано утром отправилась в путь. Наша цель - Псковское озеро, Талабские острова. Ехать пришлось около часа. По дороге мы видели аиста! Этих птиц, надо сказать, очень много в тех краях.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

Машина наша подъехала к озеру, и нам осталось только дождаться катера. Чтобы не терять время впустую, мы решили перекусить.

Девчонки готовили полевой обед, а ребята, ну-у-у, что ребята... Бездельничали они в общем. Я вообще спал. Каюсь, грешен. Но обед, приготовленный руками наших кормилиц, не мог оставить никого равнодушным, так что все в итоге собрались у стола и разделили трапезу.
Подошел катер, мы погрузились и поплыли!

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

Это было потрясающе! Озеро такое большое, что его можно было принять за море, вода простиралась до горизонта, рыба прыгала вокруг катера или проплывала рядом по поверхности воды, так, что её можно было рассмотреть, летали чайки, а хмурые облака, гонимые ветром, быстро проносились над нашими головами.

Озеро слегка волновалось. Спокойное величие природы предстало перед нами во всей красе. В первую очередь мы приплыли на остров "Верхний" (Белов). Весёлая группа паломников спрыгнула с катера и потянулась к храму.
У церкви мы встретились с матушкой Натальей, которая проводила нас в нижний подземный храм святого Досифея, где под спудом покоятся его мощи. В темноте, зажегши свечи, мы прочитали акафист преподобному Досифею.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь

После матушка пропела с нами несколько тропарей, надо сказать, что у неё оказался очень красивый голос. Выйдя наружу, мы, счастливые и умиротворённые ещё долго щурились, привыкая к дневному свету. И вот, вереница юных паломников тянется за матушкой, ведущей нас на прогулку по острову.
Какое же это потрясающее место! Тишина, покой, птицы, волны, зелень, небольшой лесок. Ты да Бог! Неспешным шагом за короткое время мы прошлись по острову, останавливаясь у поклонного креста и небольшого холмика, где матушка обычно молится.
Мы тоже все вместе помолились. Сделав круг, мы вернулись к храму и, попрощавшись с матушкой Натальей, отправились к уже ждавшему нас катеру.
Второй остров - тот самый, где жил известный подвижник, наш современник - отец Николай Гурьянов.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
Ступив на землю, мы первым делом пошли к могилке батюшки Николая. Каждый из нас помолился и помазался маслицем от лампадки.
Напротив могилки стоит батюшкин дом. В него-то мы и зашли. В доме почти всё осталось таким, каким и было при жизни отца Николая.
Дом о.Николая Гурьянова
Внутри оказалось очень много икон! Все стены были ими увешаны! В доме были даже мощевички со святыми мощами. Мы ко всему благоговейно приложились. Перед выходом некоторые даже одели батюшкину шапочку. Выйдя из дома батюшки, мы направились к храму. По дороге местные жители выносили рыбку и предлагали её нам (закупились мы солидно). Посетив островной храм Николая чудотворца, мы отправились к катеру. Плывя всю дорогу обратно, мы любовались потрясающими пейзажами, стихийной мощью природы, поедая при этом вкусненькую рыбку. Оказавшись на большой земле, мы загрузились и поехали в Печоры. По дороге назад нам посчастливилось заехать в Спасо-Елеазаровский женский монастырь.
Спасо-Елеазаровский женский монастырь
Неподалёку была купель, так что самые смелые или те, кому не хватило впечатлений за день, окунулись!

День пятый.
Погода плохая, отец Харалампий дал благословение на паломничество вместо послушания, и вот под пасмурным небом наша компания трясётся в автобусе. Место назначения - погост Выбуты. По преданию именно здесь родилась княгиня Ольга. Приехав, мы вышли и остановились у церкви пророка Илии.

Паломничество в Псково-Печерский монастырь Паломничество в Псково-Печерский монастырь

Местный послушник рассказал нам многое из истории этого места и разрешил даже позвонить в колокола! (Маленькие, но северные колокола). После ребята отправились ко кресту, стоящему на месте бывшей часовни равноапостольной княгине.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
Здесь мы все вместе прочитали акафист (по очереди) и окунулись в теплом, но источнике, неподалёку. Рядом река, река "Великая". А нам нужно на другую сторону, чтобы попасть к источнику и набрать водицы. Великая - река широкая, когда-то даже была судоходной, а теперь мы дружно переходим её вброд!
Было очень весело и интересно этим заниматься, особенно уже в полусумерках. Нуу, святой воды набрали, помолились, и в обратный путь.

День шестой.
Основной целью этого дня стала поездка непосредственно в сам Псков. Утро, все сонные, но довольные, уже сидим в автобусе. Дорога до Пскова от Печор примерно полчаса. Открываем глазки, и вот - мы уже рядом с псковским кремлём!
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
Нам попался один замечательный экскурсовод, который провёл нас по всему кремлю, рассказывая множество интересных вещей. Кремль произвёл на всех потрясающее впечатление!
Мы словно приобщились к нашей древней культуре, насытились её красотой. Но это надо видеть! В центре кремля стоит главный Троицкий собор. Мы, естественно зашли туда и приложились ко многим святыням. В частности - мощи св.прп. Довмонта (Тимофея), псковского князя, не проигравшего ни одного сражения. Перед входом в сам кремль находится небольшая площадь, которая называется Довмонтов город.
Удивительно то, что на ней находилось 18 храмов. Сейчас, к сожалению, уцелели лишь фундаменты.
Половина дня за спиной. Перекусив, мы выезжаем из Пскова, но не обратно в Печоры, а в ещё один интересный монастырь.
На месте. Стоим у новых ворот, вокруг на 10 километров ни одного посёлка. Леса да болота. Тишина. Оказывается, что мы приехали в восстанавливающийся Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь.

Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь
Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь

Почему-то такая благодать сразу почувствовалась тогда, мне даже показалось, что мы у себя дома. Естественно, мы как опытные паломники, зашли в храм, приложились к мощам, помолились, даже пропели тропарики святым. Святому Савве Крыпецкому, в частности. Потом мы разбрелись. Кто в храме остался помолиться, подать записочки, кто на улицу, просто комаров покормить, а кто и в обнаруженный источник, окунуться во имя святой Троицы! Стоило нам только выйти за ограду, как мы тут же оказались в лесу, где, пройдя пару шагов, наткнулись на море голубики!
Да-а, место, конечно, потрясающее! Тишина, да благодать. Мы с ребятами были бы очень рады оказаться здесь ещё раз и пожить в качестве трудников, коим здесь, кстати говоря, всегда рады. День к концу, слава Богу, возвращаемся в Печоры.

День седьмой.
С утра после ранней литургии мы мобилизовались на трудовое послушание на полях обители! Нет, ну было очень здорово!
Выдёргивали свеклу, складывали её в мешки, носили. Колхоз, просто супер! Все весёлые, довольные, с молитвой, с радостью! Обед нам привезли на поля.

После свеклы мы сразу взялись за картошку, которую тоже нужно было собрать, отсортировать, погрузить в мешок и положить в грузовик.
И всё шло своим чередом, если бы не тучка, стремительно приближавшаяся к нам. Мы ускоряемся, пытаясь дойти до конца наш ряд, но не тут-то было. Как из ведра хлынул дождь! Девчонки убежали под навес, а ребята со смехом бегают по слякоти, таскают эту картошку. Дособирали, осталось лишь увезти всё это в монастырь и разложить.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
С этим мы тоже справились, правда в тот день в монастыре компания грязных как черт из табакерки ребят, распугивала благочестивых паломников. На вечерней службе все стояли уже почищенные и красивые. А перед сном устроили посиделки с чаем, вспоминая все события минувшего дня. Хорошая компания у нас собралась, грех этим не воспользоваться.

День восьмой.
Этот день первой своей половиной был посвящён прогулкам по Изборску - древнему городку со средневековой крепостью. Тут же рядом есть источник 12-ти апостолов, где из горы выходит 12 ключей.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
И, скажем вам честно. Всё это здорово, но нет там Духа. Погуляли мы по этой крепости, погуляли, да так и вернулись в монастырь, хотя источник был прекрасный. Наша главная задача - отстоять вечернее богослужение, исповедоваться и подготовиться ко Причастию, с ней мы, слава Богу, справились. Перед сном по очереди читали последование ко святому Причащению и каноны. Вместе готовиться всегда проще и интересней.

День девятый, последний.
Не трудно догадаться, что в этот день мы с утра все пошли на Литургию, где причастились Святых Христовых Тайн. После службы, собравшись кучкой на площади перед храмом, мы дожидаемся отца Харалампия, который согласился с нами сфотографироваться, после многочисленных упрашиваний.
Паломничество в Псково-Печерский монастырь
И вот, батюшка здесь. Настало время прощаться, покидать монастырские стены, ставшие для нас уже родными. Каждый переживал это по-своему, но одно скажу точно - все твёрдо были уверены в том, что хотят сюда вернуться. Я говорил в начале, что эта поездка играла напутствующую роль, и она её сыграла. Из Псково-Печерского монастыря мы уехали уже другими людьми. Теперь у каждого из нас своя жизнь. Учёба, работа, и так далее. Но все мы будем с любовью вспоминать нашу поездку во святую Псковскую землю. Дорогие братья и сестры!
Слава Богу за всё!!!

P.S. : Возможно, что в хронологии я где-то ошибся, ну да не это важно.)