Шершнев Федор, 12 лет. «Даруй мне зреть мои прегрешения...»

Василий Поленов родился в многодетной, культурной дворянской семье 20 мая 1844 года в Петербурге.
 
Василий Поленов

Его отец, Дмитрий Васильевич Поленов, был известным археологом и библиографом. Мать, Мария Алексеевна, писала книги для детей, занималась живописью.
В 1863 году, окончив гимназию, поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. По вечерам Поленов в качестве вольноприходящего ученика посещал Академию Художеств; занимался не только в рисовальных классах: ещё слушал лекции по анатомии, строительному искусству, начертательной геометрии, истории изящных искусств. Поленов был постоянным посетителем оперного театра и концертов, увлекался музыкой Вагнера, сам пел в студенческом хоре Академии, сочинял музыкальные произведения.
Вскоре Поленов стал постоянным учеником натурного класса Академии художеств. Затем временно оставил университет, полностью погрузившись в занятия живописью. В 1867 году окончил ученический курс в Академии художеств, получив серебряные медали за рисунки и этюд. Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Василий отправляется на длительное время стажироваться в Париж. Возвратившись в 1876 г. в Россию, вскоре отправился на театр русско-турецкой войны, в продолжение которой состоял официальным художником при главной квартире наследника-цесаревича (впоследствии императора Александра III). По окончанию войны поселился в Москве. После много путешествовал.
Главным в творчестве Поленова был большой цикл картин «Из жизни Христа», около пятидесяти работ.
В этом цикле есть картина, названая автором «Кто без греха?». Позже цензоры назвали её «Христос и грешница».

Совершив многочисленные поездки по странам Ближнего Востока, Поленов исполнил более ста пятидесяти натурных этюдов и эскизов к картине. Досконально изучил национальные особенности иудеев и в точности передал атмосферу сюжета из Библии. Закончил картину художник в 1888г. и она была представлена на Петербуржской выставке, где была куплена Российским императором Александром III.

  Василий Поленов. Христос и грешница

На холсте изображен Иисус, ведущий проповедь. К Нему подходят фарисеи и книжники, они ведут на суд грешницу. Книжники и фарисеи, приведшие грешницу в храм к Иисусу, не имели права судить ее и приговаривать к установленному в римских законах наказанию, так как не были судьями, не составляли суда как государственного установления. Они привели грешницу в храм с намерением уличить Иисуса в нарушении закона - или римского, или Моисеева.
К самой же грешнице отнеслись с глубоким презрением и обнаружили свое жестокосердие: они выставили ее на позорище, злословили, осуждали ее, забыв свои грехи и противопоставляя ее нравственному падению свою мнимую праведность. Они, вероятно, произносили при этом, хотя и не во всеуслышание, свою обычную молитву: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики и прелюбодеи». (Лк. 18:11-12).


Господь не осудил грешницу потому, что пришел не судить, но спасать погибающих грешников. Пришел Он исполнить волю Отца Небесного; воля же Отца - никого не погубить, но всех спасти.
Вот почему Иисус, вместо прямого ответа на их вопрос, заставил их совесть заговорить и сказать им: может ли человек упрекать ближнего своего в грехе, когда и сам грешен? Может ли осуждать другого человек, сам достойный осуждения?

«Кто из вас без греха, - сказал Христос, - первый брось на нее камень!» Никто не бросил камня в грешницу; все, как горделивые книжники и фарисеи, так и бесхитростный народ, все вынуждены были признать себя грешными, все со стыдом удалились.

Некоторые толкователи полагают, что в этих словах Иисуса заключается прощение грешнице ее греха. Но такое толкование едва ли правильно. В тех случаях, когда Христос прощал грехи, то прямо и говорил: прощаются тебе грехи (Мф. 9:2; Мк. 2:5; Лк. 5:20; 7:48); а тут сказал: «и Я не осуждаю тебя». Неосуждение не равносильно прощению. Не осуждаю - значит, не подвергаю ответственности за грех, но и не освобождаю от нее; иди и впредь не греши! И если действительно не будешь грешить, то тогда, и только тогда, освободишься окончательно от ответственности за прежние грехи; только тогда они будут прощены. Иди и впредь не греши! Тогда прежние грехи твои не будут вменены тебе в вину ни здесь, ни на окончательном Суде; но если ты вновь начнешь грешить, то призовешь на свою голову наказание даже и за те грехи, за которые не был в свое время осужден, и мог бы быть окончательно прощен.

Слова Иисуса произвели потрясающее впечатление на всех. Как стрелою, они пробили заскорузлую совесть книжников и фарисеев и заставили их вспомнить свои грехи; они стояли в безмолвии, руки их опустились, взоры потупились; они, быть может, впервые почувствовали стыд и, обличаемые совестью, стали тихо один за другим, расходиться и скрылись все. По-видимому, и народ последовал за ними, так как, по сказанию Евангелиста, остался один Иисус и женщина, стоящая посреди (Ин. 8:9).

Не будем же осуждать, упрекать, поносить ближнего за совершенный им грех. Посмотрим прежде на себя, на свое прошлое, и, наверное, найдем там множество всевозможных грехов; и тогда, вспомнив сказанное - кто из вас без греха, первый брось... камень! - воздержимся от осуждения других. Будем строги к себе и снисходительны к другим. Будем почаще повторять великопостную молитву:

«Господи! Даруй мне зреть мои прегрешения и не осуждать брата моего».

Притча о мытаре и фарисее. Роспись Пущинского храма