Филюк Анастасия, 12 лет. «Василий Поленов. Кто из вас без греха...»

Знаменитый русский художник Василий Поленов родился 1 июня 1844 г. в усадьбе Борок (ныне Поленово в Тульской области) в семье археолога и библиографа Д.В. Поленова. После получения среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств (1863 г.), а чуть позже начал посещать лекции на юридическом факультете в университете.
В 1872 г. окончивший оба курса с отличием Поленов награждается поездкой за границу за счёт академии. Он побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, долго жил в Париже. А в 1876 г. художник отправился добровольцем на сербо-черногорско-турецкую войну.
В последующие годы много путешествовал по Ближнему Востоку, Греции и Италии. В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882-1895 гг. преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Поленов рисовал пейзажи, кремлевские соборы и дворцовые палаты, создавал театральные декорации.
Его картины на евангельские сюжеты необычны, их не спутаешь с работами других художников. Например:


«На Тивериадском озере» (1888 г.),

В.Поленов. На Тивериадском озере

«Среди учителей» (1896 г.).

В.Поленов. Среди учителей.

Но особенно меня заинтересовала его картина «Христос и грешница» (1886-1887 гг.)

Василий Поленов. Христос и грешница
В юношеские годы сильное впечатление на Василия Поленова произвела картина Александра Иванова «Явление Христа народу». И тогда он задумал тоже создать большое полотно, которое бы оказывало сильное духовное воздействие на зрителей, пробуждало в них лучшие чувства.
Написанию картины предшествовали несколько поездок в Египет, Палестину и Сирию для изучения быта, нравов и колорита древней Иудеи. Путешествие на Восток было необходимо художнику, чтобы "вжиться" в атмосферу библейских мест, создать в картине исторически достоверную обстановку.
В 1881-82 годах, во время путешествия по Сирии и Палестине, Василию Поленову встретились развалины древнего храма времен царя Ирода, который, по его мнению, вполне мог быть свидетелем тех давних библейских событий.


В.Д.Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны.
В.Д. Поленов. Вид на Иерусалим с западной стороны.

В то время в России не выпускали таких больших холстов - размеры картины: 3,07 метра на 5,85 метра. Художнику пришлось заказывать холст в Италии.

При работе над этой картиной художник сделал более 150 этюдов, эскизов и вариантов картины.


Эскиз к картине


Сюжетом послужил известный евангельский эпизод о Христе и грешнице (Евангелие от Иоанна, глава 8, 2-11.) Там говорится о том, что когда Иисус Христос учил народ на горе Елеонской, книжники и фарисеи привели к нему женщину, взятую в прелюбодеянии. Они искушали Его, говоря, что по закону Моисея её нужно побить камнями, и ждали, что же ответит Иисус, чтобы обвинить Его в нарушении закона.
Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он сказал им: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень». Им стало стыдно от Его слов, и они все ушли, остались только Иисус и женщина. Иисус сказал ей: «Женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя?» Она отвечала: «Никто, Господи!» Иисус сказал ей: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши».
Художник разворачивает действие картины на фоне повседневной жизни восточного города: люди входят и выходят из храма, беседуют, не обращая внимания на происходящее на площади; наверху, в жилой части, развешено сушиться белье, а человек на ослике - справа, надвигаясь прямо на нас, - едет по своим делам. Иисус у Поленова одет, как обычный человек (знакомый художника, которого он встретил на Востоке), он спокойно сидит в немного усталой позе. Таким образом, он максимально приближается к простому человеку. 
Впервые картина была показана на 15-ой выставке Товарищества передвижников в феврале 1887 года. Картина поначалу была осуждена цензурой, а президент Академии Художеств великий князь Владимир определил : "...Для народа она вредна". Однако увидевший картину Александр III разрешил ее показ и даже, приобрел ее для своего музея.
Сюжет картины позволял Поленову выразить важные для него нравственные проблемы, о которых повествует Евангелие - идею христианской любви к ближнему и нравственное самосовершенствование. Потому так важно для него было ее название. Уже на склоне лет Поленов с огорчением писал в одном из писем: «Картина эта была названа мною «Кто из вас без греха?». В этом был ее смысл. Но цензура не позволила поставить эти слова в каталоге, разрешили «Христос и грешница»... А в музее Александра III ее назвали «блудная жена», что совершенно противоречит евангельскому рассказу, где ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина... Так название и осталось. Оно и не мое, и не соответствует евангельскому рассказу».

Портрет В.Д.Поленова, написанный В.М.Васнецовым
Портрет В.Д.Поленова, написанный В.М. Васнецовым

Мне очень нравится творчество этого художника, он внес огромный вклад в российское и мировое искусство. Его красивые, душевные картины вызывают во мне самые положительные эмоции. Художник через свои картины погружает нас в мир гармонии и духовного совершенства.