Демин Андрей, 13 лет. «Спаситель в вертограде. Да будет воля Твоя...»

Когда я начал ходить в православную школу, один из учеников обратился с вопросом к нашему преподавателю. Этот вопрос относился к картине, которая находится в нашей трапезной, и которую мы каждый раз видим во время наших занятий. Учительница объяснила, что на картине изображен сюжет из Евангелия - последнее пребывание Иисуса Христа в Гефсиманском саду.

Моление о чаше
К этому сюжету обращались многие русские художники. Я видел репродукции на этот сюжет нескольких художников, таких как Василий Перов, Георгий Бострем, Александр Иванов, Николай Ге, Михаил Нестеров, Вильгельм Котарбинский.


Но больше всех мне понравилась картина мастера Федора Бруни. Когда он родился, его назвали Фиделио, но после переезда его семьи из Милана в Россию, его стали звать Федором.
Федор Бруни
Написанная им картина «Моление о чаше» была создана в 1830 году для церкви в имении сенатора Г.Н. Рахманова, сейчас эта картина находится в Государственном Русском музее. Первоначально она называлась «Спаситель в вертограде».

Наша воскресная школа тоже называется «Вертоград», что означает сад, виноградник. Вертоград - это Церковь Христова, в которой все мы - ветви от виноградной лозы - Сына Божия, а вертоградарь в этом саду - наш Отец Небесный. Сам Господь говорит об этом в Евангелии от Иоанна:
«Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой - виноградарь. Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода. Вы уже очищены через слово, которое Я проповедал вам. Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне. Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего». (Ин. 15:1-5)

Но вернемся в тот страшный Гефсиманский вертоград.

Федор Бруни. Моление о чаше.
Сюжет картины «Моление о чаше» - это молитва Иисуса Христа о том, чтобы его миновала страшная участь.
Вот рассказ евангелиста Луки о молитве Спасителя:
«Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет.... и прилежнее молился, и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:42, 44).
На этой картине Иисус изображен в самый сокровенный момент Его жизни. Он подчинил Свое человеческое начало началу Божественному «Впрочем, не как Я хочу, но как Ты». (Мф. 26:39). И скорбь отступает от него.

И бывают в жизни такие случаи, когда обращаешься: «Господи, да минует меня чаша сия», но вот последующие слова «Впрочем, не как я хочу, но как Ты» очень редко приходят в голову.

Эта картина, на мой взгляд, учит преодолевать слабость человеческой природы, помогает приобрести гармонию временного и вечного.


Картины русских художников на тему «Христос в Гефсиманском саду»

 

Василий Перов. Христос в Гефсиманском саду

Василий Перов «Христос в Гефсиманском саду»

 

Георгий Бострем «Моление о чаше»  

Георгий Бострем «Моление о чаше»

 

Александр Иванов «Христос в Гефсиманском саду» 

Александр Иванов «Христос в Гефсиманском саду»

 

Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду»

Николай Ге «Христос в Гефсиманском саду»

 

Михаил Нестеров «Моление о чаше»
Михаил Нестеров «Моление о чаше»

 

Вильгельм Котарбинский "Моление о чаше"

Вильгельм Котарбинский "Моление о чаше"