Иконография Архангелов
В «Руководстве к написанию икон» академика В.Д. Фатрусова даются пояснения к символике изображения Архангелов.
Архиcтратиг Михаил («Кто яко Бог?»-означает имя его). Как верный служитель Божий Архистратиг Михаил поставлен Богом чиноначальником над всеми чинами святых Ангелов. Поэтому и изображается в воинственном виде, с копьем или пламенным мечем в руке, имея под ногами поверженного духа злобы. Белая хоругвь, украшающая верх копья его, означает чистоту и верность Ангелов Царю Небесному; а крест, коим оканчивается копье, дает знать, что брань с царством тьмы и победа над ним совершается во имя Креста Христова, совершается посредством терпения, смирения и самоотвержения. |
|
Архангел Гавриил («крепость Божия»). Изображается иногда с райскою ветвию в руках, которая была принесена им Деве Марии в день Благовещения, а иногда - с фонарем, внутри коего горит свеча, и с зерцалом (зеркалом) из ясписа, как вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. |
|
Архангел Рафаил («помощь и исцеление Божие»). Врач недугов человеческих: изображается держащим в левой руке сосуд с врачебными средствами, а в правой - стручец, т.е. остриженное птичье перо для помазывания ран. Популярен в иконографии Архангелов также сюжет Архангел Рафаил и Товия |
|
Архангел Салафиил Молитвенник, возбуждающий людей к молитве. Он изображается с ликом и очами, склоненными вниз, и руками, прижатыми крестом на груди, как умиленно молящийся. |
|
Архангел Уриил («свет или огонь Божий»). Изображается с мечом в деснице, а в левой руке с пламенем. Как ангел света, он просвещает умы людей откровением истин; как ангел огня божественного, воспламеняет сердца любовью к Богу и истребляет в них нечистые привязанности земные. |
|
|
Архангел Варахиил («раздаятель благословений Божиих») Изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство в Царствии Небесном. |
Архангел Иегудиил («хвала Божия») Изображается держащим в правой руке золотой венец, как награду от Бога за полезные труды святым людям, а в левой руке бич, как наказание грешным за леность к благочестивым трудам. |