«Школа как окно в мир...» Борисова Е.В., замдиректора по ВР МБОУ СОШ №1

Гражданско-патриотическое воспитание в МБОУ СОШ №1 им. Н.Д. Щукина г. Пущино

Щукинская школа всегда славилась патриотическими традициями. В её школьный Музей Боевой Славы ходили на экскурсии, сюда приезжали ветераны 106-го ГВИАП М.В. Кузнецова, и весь город с замиранием сердца их встречал, выстроившись в почётном карауле от самого въезда в Пущино. Но прошло время, и грянувшая Перестройка всё изменила. Теперь уже с болью в сердце наблюдали старожилы школы из её окон, как на хоздворе уничтожались экспонаты, годами бережно собираемые и детьми, и учителями. Но Музей остался жить, несколько обедневший, потеснённый, он продолжал дело, начатое Кряжевских Асей Семёновной, бережно хранимый теперь покойной Валентиной Петровной Ершовой.


В 1996 году я пришла работать в эту школу под руководством В.П. Кузнецовой, а затем И.О. Давыдкиной. В первую очередь, нужно было определиться, что поставить во главу угла воспитательной деятельности. Ответ не заставил себя ждать. «В чужой монастырь со своим Уставом не ходят» гласит пословица, и мы, заглянув в историю школы, определились, что гражданско-патриотическое направление в работе - это главное стратегическое направление, которое поможет сохранить старые традиции, возродить утраченные и создать новые.


Готовясь к одному из мероприятий, ребята учили стихи о Родине, и одна девочка как-то невыразительно их читала, а потом спросила: «Вот тут везде в стихах слова о любви к России. А за что её любить? Что она нам дала?» Конечно, было ясно, кто говорит устами ребенка. За этими словами стояли взрослые, разговоры родителей, гостей на кухне... Но я ещё раз убедилась, что школа должна противопоставить этой позиции взрослых другие идеалы, другие ориентиры.

Маленький человек должен расти гражданином своего Отечества, и мы на верном пути. «А что такое гражданин? Отечества любимый сын!» Перефразировав слова Н.А. Некрасова, скажем так: «Сын, любящий своё Отечество!» И главное, не за что, а просто так сын любит свою мать, как у Тургенева «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей Родины...» А с чего начинается Родина? Помните, как у Симонова, «ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».

Поэтому и начинаем мы воспитание патриота-гражданина с привития любви к родной природе, родному дому, семье, родной школе и городу, а потом за этим всем встаёт образ огромной национальной страны, её героическое многострадальное прошлое, удивительные люди, отстоявшие её свободу и независимость в тяжёлые годы лихолетий.
Вызывая интерес к истории своей семьи, воспитывая любовь к своей семье, близким и родным, мы проводим классные часы о семейных традициях и реликвиях, о профессии и увлечениях членов семьи, проводим конкурсы «Портрет моей мамы», «Семейный герб», «Генеалогическое древо». Приглашаем родителей на все большие классные и школьные праздники и не только в качестве зрителей, но и как участников действий. Организуем показы концертов и спектаклей для мам к 8 Марта и Дню пожилого человека.
Традиционными стали театрализованные выступления родителей на наших Последних звонках и выпускных 4-х, 9-х и 11-х классов.

Уважение к школе, её истории, педагогам - это вторая составляющая воспитательной работы. И День знаний проходит под девизом «Школа - наш общий дом», где мы вспоминаем директора, имя которого носит наша школа. И посвящение в первоклассники, пятиклассники, старшеклассники - новые традиции - внушают ребятам мысль о том, что мы члены одного большого коллектива школы, где каждый отвечает за всех, и все за каждого. А вечера встречи выпускников, проходящие под девизом «Школа моя, я по тебе скучаю», собирают полный зал, потому что о каждом юбилейном выпуске звучит интересный рассказ с показом слайдов, который собирают нынешние ученики, делая иногда открытия при подготовке материала для классного часа «Здесь учились мои родители». В минуту молчания, посвящённую педагогам, работавшим в школе, вспоминаем всех поимённо, и приветствуем учителей и классных руководителей, пришедших к нам на праздник. Старшеклассники, организующие вечер, видят это трепетное отношение выпускников к школе, и лучшего впечатления и воспитательного воздействия на них не надо придумывать и искать.


В День самоуправления школьников на День учителя и проявляется отношение ребят к школе, к учителям. И ни разу они нас не подводили, проводя не только уроки для детей, но и для педагогов. А заканчивается этот день концертом, где ребята не стесняются признаться в любви своей школе и учителям. Проходит праздник в атмосфере юмора, тепла и доброты.


«Любовь к родному пепелищу», родному краю и городу учащиеся осознают, знакомясь на мероприятиях с историей родного города и Подмосковья. Традиционными стали литературно-исторические композиции, посвящённые битве за Москву «За нами Москва!», «Герои Московской битвы», «Дорогая моя столица». Ребята с учителями и классными руководителями проводят экскурсии по городу, в Спас-Тешиловское городище, экологический музей. В юбилейные годы проводятся школьные праздники, посвящённые г. Пущино, и даже на Дне Земли мы говорим об экологических проблемах родных окрестностей, пробуждая в детях желание стать достойными хозяевами города. Уже сейчас ребята бережно шефствуют над одной из достопримечательностей Пущино - памятником Дважды Герою Советского Союза М.В. Кузнецову и прилегающем к нему сквером.

За малой родиной стоит многонациональная Россия с её благодатной почвой для воспитания гражданственности и патриотизма. Это, прежде всего, Дни воинской славы России, слава русского оружия: и Ледовое побоище, и Куликовская битва, и Смутное время, и Отечественная война 1812 года и героические битвы Великой Отечественной войны. Не скрываем от ребят и сложных страниц Отечественной истории. Скорбным минором звучат мероприятия к юбилею декабристского восстания, к Дню памяти репрессированных. О Великой Отечественной войне стараемся рассказать по-разному: «Женщина на полях сражения», «Дети и война», «ВОВ в обелисках и памятниках».
Кино- и фотодокументы, письма с фронта, стихи и песни, театрализованные композиции - всё подбирается с целью эмоционального воздействия на подростков, ощущения сопричастности к судьбам участников событий.


В наш трудный век нужны герои, с которых можно брать пример. Не все родители о них расскажут, а современное искусство предлагает также образцы, как «крепкий орешек» Брюса Уиллиса или Джек Воробей Джонни Дэппа, походку которого и внешность перенимают дети.
Воспитывая детей, мы выбираем такие образцы, на которые безбоязненно можно ориентироваться и качества которых можно воспитывать в себе. Это и Александр Невский, и Иван Сусанин, и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, и полководцы и герои ВОВ. Памятуя заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя».

Мы всматриваемся в прошлое, чтобы понять настоящее и не растеряться в будущем.

Используем разные формы работы: игры, театрализованные постановки, тематические классные часы, исторические и литературные викторины, конкурсы.
Гражданственность воспитывается и при изучении государственной символики России, и при использовании её на торжественных мероприятиях.
Наверное, не зря наши ученики создали свой школьный Гимн, Герб, бренд и флаг. Неспроста дети достойно несут вахту памяти у бюста М.В. Кузнецова и передают это право как эстафету. А в сочинении Оли Гриценко, ученицы 9 «А» класса Каменсковой Н.Ф. звучат такие строки:

Символика Русской Великой Державы
Красивая, как вся страна.
«Могучая воля, великая слава» -
Всё это - не просто слова.

Истории русской они подтвержденье
И в Гимне звучат громогласно.
Живи расцветая, во все поколенья,
Отечество Русское - Славься!!!

Три цвета на стяге, и весь «триколор» -
Палитра Российского Флага.
Она означала ещё с давних пор -
Отечество! Вера! Отвага!

Двуглавый орёл, воспаривший высоко,
На Гербе - врагов устрашит.
От бурь либо с Запада, либо Востока -
Надёжный и твёрдый наш щит!

Во Флаге, и в Гимне, и в Гербе Российском -
Навечно соединены -
Славянского духа свободные мысли
В величие русской Страны!