Росписи в притворе Михаило-Архангельского храма г. Пущино
Спас Нерукотворный. Нерукотворный
- т.е. не сотворенный руками человеческими. Сам Спаситель дал это
изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно
изобразил его на этом полотенце (убрусе) для Эдесского царя Авгаря,
больного проказой. Царь, помолившись перед этим нерукотворенным образом
Спасителя, исцелился от проказы.
|
|
![]() |
Великого Совета Ангел. "Иисус Христос, Который есть Предвечное
Слово Божие, ипостась Троицы Живоначальной, - в образе Ангела Великого
Совета (Ис 9:6), истинного Посланника - до Своего прихода к людям, до
Воплощения." |
![]() |
Собор Архангелов. Священное Предание доносит до нас историю о том, что прежде видимого мира, Бог сотворил мир невидимый, ангельский. Но один Ангел Люцифер, что значит «Светоносный», возгордился и пожелал стать равным Богу. Он восстал против Творца и увлек за собой часть ангелов. Тогда один из Архангелов - Михаил, чье имя означает «Кто как Бог?», т.е. «Кто может быть равен Богу?» возглавил Ангельское воинство против падших духов и изгнал Люцифера - главного богоотступника. С тех пор Люцифер именуется Сатаной (что значит «противящийся») или Диаволом («клеветником»), падшие духи - «бесами», а Архангел Михаил почитается как главный борец с силами зла.
Почитание святых Ангелов уходит своими корнями в ветхозаветную Церковь. Пророк Моисей, получивший от Бога Нравственный Закон - знаменитые 10 Заповедей, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых первого походного храма - скинии золотые изображения Херувимов (Исх 37:7-9).
Хотя число Ангелов безмерно, но Архангелов только семь. Подобно семи светильникам перед престолом Всевышнего, семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил. С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательство за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.
Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают сквозь грубейшие тела, так и в невидимом - Ангелы, заимствующие свой свет от Предвечного Источника Света, являются лишь чистым душам. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. Они не могут действовать там, где начинается темная область, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14). |
Икона Богородицы "Никопея". НИКОПЕЯ (греч. - победоносная) - особый иконографический тип изображения Богородицы, держащей Младенца прямо перед собой. В Константинополе особым почитанием пользовался образ Богородицы Никопеи, держащей обеими руками, подобно щиту, медальон с изображением Младенца Христа. Этот образ впервые встречается на печатях имп. Маврикия (582-602), которого, по преданию, икона сопровождала в войнах. (С императором Маврикием связывают также установление праздника Успения Богородицы).
На Руси Никопеей называли также икону Богоматери, близкую по иконографии
типу Знамение с Младенцем Эммануилом в круглом медальоне. |
|
Притча о мытаре и фарисее. (Лк 18:10-14) Эту притчу рассказал Христос Своим ученикам в назидание, какой должна быть молитва. Фарисей, молился Богу, перечисляя свои достоинства, выставляя свою праведность на фоне неправедности стоявшего рядом мытаря. Мытарь же, презренный своими соплеменниками сборщик налогов в пользу оккупационной римской власти, не смея поднять глаз к небу, ударял себя в грудь, повторяя "Боже, будь милостив ко мне грешнику!" Заканчивая притчу, Христос сказал, что «мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится». Этот сюжет настраивает нас на то, что мы должны молиться с сокрушением о своих грехах, а не хвалясь собой и осуждая других. |
|
![]() |
Лепта вдовицы. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое». (Мк 12:40-44) Изображение Пущинского храма и окружающего леса делает этот евангельский сюжет особенно близким Пущинским прихожанам, создавая ощущение, что Евангельское учение - вне времени и вне места. |
Архангел Рафаил и Товия. Этот ветхозаветный сюжет взят из книги «Товит». Во дни Ассирийского царя Енемессара, когда многие израильтяне отпали от Единого Бога и приносили жертвы Ваалу, праведный Товит помнил Бога и не отступал от Божиих установлений. Вместе с семьей он был уведен в плен в Ниневию, но даже, живя среди язычников, израильтянин соблюдал все заповеди Божии и помогал ближним. Случилось, что Товит лишился имущества, и к тому же ослеп. Тогда он посылает сына Товию к человеку по имени Гаваил, которому дал на сохранение серебро. Попутчиком отроку вызвался стать некий благородный юноша. Путники подошли к реке Тигр, и когда Товия решил искупаться, на него напала большая рыба. Попутчик посоветовал Товии поймать рыбу и забрать её внутренности. Далее путники остановились на ночлег у родственника Товита Рагуила. Дочь Рагуила Сарра не могла выйти замуж, поскольку семь её женихов погубил злой дух Асмодей. По совету своего спутника Товия воскурил внутренности рыбы, и демон был изгнан из дома Рагуила этим курением. Рагуил отдал дочь замуж за Товию. Получив деньги с Гаваила, Товия и Сарра в сопровождении доброго юноши возвратились в Ниневию, где опять же по совету спутника Товия исцелил глазную болезнь отца желчью рыбы. Когда Товит хотел отблагодарить доброго спутника своего сына, юноша открылся им и сказал: «Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго. ... я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек». (Товит 12:15-22) Верующие обращаются к Архангелу Рафаилу, чье имя означает "врачевание Божие" с молитвой как покровителю путешественников и как помогающему во врачебном искусстве. |
|
![]() |
Росписи в притворе выполнены Александром Соколовым |