«Православный Иконостас», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/vert/uchebniki/iconostas

Православный иконостас. (Введение в библейскую и церковную историю). Программа

Начальная ступень воскресной школы. 2 класс (8-9 лет)

Иконостас Рабочая тетрадь

Скачать образец Рабочей Тетради "Православный иконостас" (избранные уроки) (http://armih.ru/int/RAB_TETRADI/02ikonostas_example.pdf)

Пояснительная записка

Авторский курс «Православный иконостас» продолжает знакомить младших школьников с началами православной веры. «Иконостас есть граница между миром видимым и миром невидимым».[1] (#_ftn1) Иконостас - образ Церкви Небесной. Собрание верующих в храме как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса. Иконостас раскрывает духовную сущность того, что совершается в алтаре. Именно поэтому мы попробовали на примере рассматривания многоярусного иконостаса - уникального явления в православной культуре - ввести детей в священную библейскую историю и как её продолжение - в историю христианской Церкви.

Основные темы, которые здесь рассматриваются - это двунадесятые праздники и лики святых. На первом уроке, вспомнив устройство храма, бегло знакомимся со строением иконостаса, для чего выдаем детям бумажную модель, которую в течение года мы будем с ними заполнять. На каждом уроке по усвоении темы мы будем вклеивать в нужное место иконостаса икону изучаемого праздника или святого. На первом же уроке мы вклеиваем икону Троицы и икону Спасителя. Далее курс построен таким образом, что, знакомясь с каждым новым образом в иконостасе, мы постепенно продвигаемся от сотворения мира до современной жизни Церкви.

Говоря об иконографии ангелов, мы рассказываем о сотворении «мира невидимого», об отпадении части ангелов и происхождении зла в мире. В качестве иллюстрации вклеиваем икону «Спас в Силах», изображающую Христа в окружении ангельских ликов, и икону Архангела Михаила в Деисусный ряд.

Рассматривая и вклеивая в праотеческий ряд иконы праотцев, мы рассказываем о сотворении «видимого мира» и человека, о грехопадении и обетовании Спасителя, подводим детей к тому, что праотцы - это те люди, из рода которых произойдет Спаситель, особо говорим о богоотцах Иоакиме и Анне.

В этом классе краткий экскурс в ветхозаветные события завершается рассказом о пророках. Коротко говорим о все большем отпадении согрешивших людей от Бога, о посылании к ним вождей для вразумления и памятования о Едином Боге, о Моисее и данных через него десяти заповедях. Для знакомства детей в этом возрасте с пророками мы выбрали личности Давида и Соломона. Вклеивая их изображения в пророческий ряд, обращаем внимание на икону в центре этого ряда. Образ Богородицы «Знамение» - именно Она является «предметом» всех пророчеств, Её награждали пророки всевозможными символическими эпитетами. Из всего многообразия пророческих образов Богоматери, мы выбрали два: «Кивот Завета» и «Вертоград заключенный». Последний не часто встречающийся прообраз выбран нами в связи с тем, что наша Воскресная школа носит название «Вертоград», и икону с таким названием мы изготавливали и украшали на уроках рукоделия вместе с детьми.

Следующий цикл уроков представляет собой краткий экскурс в новозаветную историю. На протяжении примерно девяти уроков мы разбираем праздничный ряд иконостаса. Вклеивая на каждом уроке одну или несколько икон двунадесятых праздников, последовательно знакомим детей с событиями годового церковного круга - от Рождества Богородицы до Ее Успения. На этих уроках используем прием «реставрации текста», даем детям стихи, посвященные двунадесятым праздникам, пропуская некоторые слова, которые дети должны вставить сами. Важно, чтобы это были ключевые слова. Например:

 «А за храмом трехпрестольным

С бойким звоном колокольным

Ночью к_ _ _ _ _ _ _  (крестный) ход идет.

П_ _ _ _ (Пасха) - в небеса исход!»

Знакомство с двунадесятыми праздниками позволяет лишь проложить канву новозаветных событий на полотне библейской истории. Для детей этой возрастной группы мы сознательно сводим рассказ к минимуму, преследуя цель закрепить пока лишь последовательность событий, проследить связь ветхозаветной и новозаветной истории. В этом возрасте знания о пришествии в мир Спасителя будут восприниматься ребенком только в том случае, если они не будут отвлеченными, если они будут частью жизни семьи ребенка. Традиция Православной Церкви отмечать двунадесятые праздники в этом смысле очень ценная: вертеп на Рождество, вербочки на Вход в Иерусалим, куличи на Пасху, березки на Троицу, яблоки на Преображение - все эти неотъемлемые атрибуты народно-церковной культуры обогащают детский опыт переживания евангельских событий.

Другая сторона церковной жизни - православный пост. Этой теме естественно посвящен урок, приходящийся на время Великого поста. Объяснив назначение поста, останавливаемся на ключевых моментах Святой Четыредесятницы: Прощеное воскресение - Покаянный канон Андрея Критского - Торжество Православия - Крестопоклонная неделя - Лазарева суббота - Вербное воскресение.

В курсе Храмоведения урок, посвященный первому знакомству с евангельской историей, у нас назывался «Иконостас - священная история в красках». Через год мы проводим урок «Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове».

Мы рассказываем детям о том, как раньше люди, придя в храм и рассмотрев росписи на стенах, иконы в иконостасе, могли увидеть всю историю Божественной любви. Как Бог сотворил наш мир и как не дал людям окончательно погибнуть после того, как люди не послушались Его.

Но если иконы - это «Библия для неграмотных», то, что же такое сама Библия? Так мы подводим детей к Книге книг, в которой записаны все те священные события, которые позднее стали изображать в храме красками. В рассказе о двух больших частях Библии нам опять как нельзя лучше помогает модель многоярусного иконостаса, ведь иконостас отлично иллюстрирует связь Ветхого и Нового Завета. Верхние его ряды - Праотеческий и Пророческий отсылают нас к ветхозаветным событиям. Нижние его ряды - Деисусный, Праздничный, Местный - к  событиям новозаветным. Сверхкратко пересказываем содержание Библии. Говорим, что первая ее часть повествует о том, как Бог сотворил мир, как первые люди согрешили и были изгнаны из Рая, как долго они потом ждали Спасителя, который придет на землю и исправит то, что они натворили, победит диавола и откроет людям дорогу в Новый Рай - Царство Небесное. Вторая часть Библии рассказывает о том, как Сын Божий родился на земле, жил среди людей, пострадал и умер на Кресте и воскрес. Как Он  дал людям новые заповеди: «Любите друг друга», «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой». На наш взгляд, такой краткий пересказ священной истории, периодически повторяемый, позволяет не потерять нить, формирует целостную картину мира.

Говоря о боговдохновенных писателях Библии - пророках и апостолах, вновь обращаемся к иконостасу и ищем там их изображения.

Продолжением истории, изложенной в Писании, является история, дошедшая до нас из Священного Предания, большой пласт которого составляют Жития святых. Поэтому следующий цикл уроков посвящен ликам святых. Сын Божий, снизойдя до людей и открыв им путь в Царство Небесное, основал Царство Божие на земле - Святую Церковь. Жизнь Церкви раскрывается через жизнь святых, а иконостас - не что иное, как собрание святых всех времен и народов.[2] (#_ftn2) Ближайшие к Спасителю святые - апостолы. В первом классе мы знакомились с апостолами-евангелистами, во втором - с первоверховными апостолами Петром и Павлом. Продолжили дело апостольской проповеди в последующих эпохах равноапостольные. Нельзя не рассказать детям о равноапостольных князьях Владимире и Ольге, принесших апостольскую веру на Русь. Из сонма святителей мы выбрали для знакомства святителя Николая Мирликийского и Вселенских учителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Богослова. Рассказ о дружбе и совместной учебе будущих святителей Василия и Григория - великолепный пример для подражания: «Нам известны были только две дороги: одна - в храм; другая - в училище»[3] (#_ftn3). Бессменный пример для учащихся - учеба отрока Варфоломея. Примеры для мальчиков - храбрые воины за Отечество и веру великомученик Георгий Победоносец и благоверный князь Александр Невский. Пример для девочек - невеста Христова великомученица Екатерина, образец целомудрия и чистоты. На примере блаженной подвижницы 18 века Ксении Петербургской узнаем, кто такие юродивые Христа ради - «безумием мнимым безумие мира обличившие».

Видимым результатом курса к концу года является заполненная модель иконостаса.

Желаем помощи Божией всем, кто захочет воспользоваться нашими методическими разработками. 


[1] (#_ftnref1) Флоренский П.свящ. Иконостас

[2] (#_ftnref2) Сурова Л.В. О Библии и Церкви с.50

[3] (#_ftnref3) Ананичев А.С. Три святителя. с.9

 

Учебно-тематический план

Урок 1. Мы входим в храм. Повторение. Иконостас-соединение Церкви земной и Церкви Небесной. Бог-Троица.
Урок 2. Ангельские лики. О сотворении ангельского мира.
Урок 3. Архангелы. Об отпадении части ангелов. Архангел Михаил.
Урок 4. Праотцы. О сотворении видимого мира и человека.
Урок 5. Пророки. Пророческие образы Божьей Матери.
Урок 6. Праздничный ряд. Рождество Богородицы. Введение во храм. Благовещение.
Урок 7. Рождество Христово. Сретение Господне.
Урок 8. Крещение Господне. Иоанн Креститель.
Урок 9. Преображение Господне.
Урок 10. Вербное воскресенье.
Урок 11. Тайная вечеря.
Урок 12. Крестные страдания Иисуса Христа.
Урок 13. Пасха. Вознесение.
Урок 14. Сошествие Святого Духа на апостолов.
Урок 15. Успение Богородицы.
Урок 16. Иконостас и Библия. Иконостас - священная история в красках. Библия - священная история в слове.
Урок 17. Местный ряд. Царские врата. Иконы Спасителя и Богородицы.
Урок 18. Деисусный ряд. Апостолы Петр и Павел
Урок 19. Равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.
Урок 20. О Великом посте.
Урок 21. Святители Николай Мирликийский, Иоанн Златоуст, Василий Великий.
Урок 22. Преподобный Сергий Радонежский.
Урок 23. Преподобный Амвросий Оптинский. Его изречения.
Урок 24. Великомученица Екатерина. Великомученик Георгий.
Урок 25. Бессребреники Косма и Дамиан. Великомученик и целитель Пантелеймон.
Урок 26. «Безумием мнимым безумие мира обличившие». Блаженная Ксения Петербургская.
Урок 27. Благоверный князь Александр Невский.

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.