«24-25.12.2016 Боголюбово», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/vert/palomnichestva/161224-bogolubovo

24-25.12.2016 К святыням Владимирской земли

Ученик воскресной школы Алексей Гаврилкин делится своими впечатлениями о паломничестве. Фото Светланы Романихиной.

24 декабря 2016г. состоялась долгожданная поездка учеников воскресной школы «Вертоград» г. Пущино в Свято-Боголюбский женский монастырь и Церковь Покрова-на-Нерли Владимирской области. Мы отправились в поездку утром с нашей любимой учительницей Светланой Владимировной, двумя водителями Александрами и несколькими родителями. В дороге мы все по очереди читали утреннее правило и каноны ко Господу Иисусу Христу, Пресвятой Богородице, Ангелу Хранителю. За чтением мы не заметили, как прибыли на место.

Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово
Первым делом нам не терпелось увидеть знаменитую на весь мир Церковь Покрова-на-Нерли. Так как мы приехали зимой, мы без проблем смогли дойти до нее через поле и речку. Однако весной, когда речка выходит из берегов, люди добираются до храма на лодках. Этот период длится около трех недель.

Церковь Покрова-на-Нерли  Церковь Покрова-на-Нерли
 Церковь Покрова-на-Нерли Церковь Покрова-на-Нерли

Пожилой сторож храма рассказал нам историю церкви:

«Этот белокаменный храм построен Андреем Боголюбским в 1165 году, в память о погибшем сыне великого князя - Изяславе Андреевиче. Возведена церковь была за один год и освящена в честь праздника Покрова Богородицы, так как именно на Покров было закончено строительство. Кирпичи были сделаны из глины с соломой, а сверху храм облицован плитами из известняка. Фундамент около 6,5 метра, и стоит храм на искусственном холме. Известняк - это дань, которую брал Андрей Боголюбский с приезжих иноземцев. Ширина стен в храме больше одного метра, украшены они резными рельефами, отопления в храме нет. Храм купольный, одноглавый, центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырем в левой руке и в окружении животных. Церковь много пострадала за все эти годы, но в начале 1990-х годов храм был передан вновь открытому Боголюбскому монастырю, а позже был внесен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. По праздникам здесь ведутся службы, на Крещение 19.01.2017г. планируют в речке прорубить прорубь». Также сторож рассказал, что в храме часто снимают фильмы, приезжают многочисленные экскурсионные группы.

Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово  Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово
 Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово
Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово

После этого интересного рассказа мы поспешили к машинам, так как уже начинало темнеть. Дядя Саша нас поджидал с вкусными постными щами.

Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово

Подкрепившись, мы отправились в Свято-Боголюбский женский монастырь. Переезд занял примерно пять минут.

Свято-Боголюбский женский монастырь - это удивительный и необыкновенный монастырь. Белокаменный монастырь занимает территорию дворца-замка Андрея Боголюбского - единственного гражданского здания Древней Руси, частично дошедшего до нашего времени. Купола Богородице-Рождественского, Благовещенского, Успенского и Боголюбского храмов окрашены в голубой Богородичный цвет.

Свято-Боголюбский женский монастырь

Паломничество воскресной школы "Вертоград" во Владимир и Боголюбово  Боголюбская икона

В настоящее время в Боголюбской обители подвизается около 170 сестер. Мы отправились на вечернюю службу, которая проходила в соборе в честь Боголюбской иконы Божией Матери.
Когда я вошёл в собор, у меня перехватило дыхание. Это огромный пятиглавый храм, отштукатурен в светло-розовых тонах, гранитом и мрамором выложен пол, белым мрамором - алтарь, престол, жертвенник, резной позолоченный иконостас, очень красивые росписи с изображениями царской семьи, царицы Елены и её сына Константина, эпизодов из Библии. В центре храма висит позолоченное паникадило в виде дерева, на каждом ряду ангелочки, весит светильник около двух тонн.

Боголюбский монастырь

Над входом в храм расположен балкончик, на котором размещается монастырский хор из сестер. Как благодатно звучит их пение! Левую часть храма на службе занимают сестры обители, правую - прихожане. В соборе ежедневно совершаются богослужения. Сестры читают Неусыпаемую Псалтирь, молясь об упокоении усопших, о здравии живущих, о спасении земли Русской и страждущего Отечества.

Одно из главных сокровищ храма - Боголюбская икона Божией Матери, в резном позолоченном иконостасе, написанная по повелению Андрея Боголюбского в память о явлении ему Богородицы. Относится к числу древнейших икон русского происхождения, почитаемых чудотворными. Ни поляки-литовцы, ни советская власть не смогли уничтожить Боголюбскую икону, чудесным образом она была сохраняема в веках и до сего дня. (Первообраз иконы находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее). Я в первый раз видел икону Божьей Матери во весь рост, снизу она была вся увешана украшениями. Как потом мне объяснили, в благодарность за помощь и исцеление люди приносят к иконе золотые цепочки, кольца, браслеты, кулоны, перстни, сережки. Божья Матерь слышит наши просьбы, видит наши нужды и по вере подает просимое.

Боголюбская икона Божией Матери

После вечерней службы и елеопомазания, мы смогли приложиться к иконам и исповедаться. Сестры храма с удовольствием нам дали послушание. Девочки трудились в храме: протирали иконы, мыли полы, а мы с Тимуром выносили ведра с водой на улицу, вытряхивали резиновые коврики перед собором, подметали снег. Вроде работа самая простая, а было очень приятно как-то помочь монастырю, потрудиться во славу Божью. После послушания мы поспешили в трапезную, так как сестры уже ждали нас на трапезу. Нас угощали постным супом, кашей, картошкой, квашеной капустой, маринованными огурчиками, липовым чаем, монастырским хлебушком, яблочным вареньем и многим другим, всё я даже не запомнил.

Трапеза в Боголюбском монастыре

В благодарность за трапезу мы тоже попросили послушание, и сестры разрешили девочкам помочь приготовить винегрет. Мы по очереди читали вечернее правило, а девочки готовили.

Молитвенное правило в Боголюбском монастыре  Послушание в Боголюбском монастыре
 Послушание в Боголюбском монастыре  Послушание в Боголюбском монастыре

По окончании послушания мы отправились в монастырскую гостиницу. На первом этаже в келье разместились девочки, мы отправили в мужскую келью, где я не заметил, как уснул.
Утром следующего дня в 6.00 меня разбудил колокольный звоночек матушки. Все заторопились в храм на литургию. Уже в 7.00 утра в соборе началась вторая литургия, так как первая была в 12.00 (ночи). Мы все с ребятами причастились. По окончании литургии девочки остались в храме на послушание, а мы с ребятами отправились на святой источник за святой водой. А в храме продолжался молебен с чтением Евангелия, освящением воды, читался акафист перед иконой Божьей Матери «Неупиваемая чаша»...

Матушка Дорофея согласилась провести для нас экскурсию по монастырю. И началась она от места, где во время ночной молитвы князю Андрею Боголюбскому явилась Божия Матерь. Сейчас на этом месте стоит кирпичная часовня XVII в. Внутри неё находилась белокаменная чаша с высеченным на дне крестом. За часовней - Благовещенская трапезная церковь, на нулевом этаже - трапезная, где мы кушали.

850 лет тому назад был построен Собор Рождества Пресвятой Богородицы, который был загородной резиденцией Андрея Боголюбского. Церковь была украшена золотом, полы покрыты позолоченной медью. Иконы, а особенно икона Боголюбской Божией Матери, украшены драгоценными камнями и жемчугом. Снаружи храм был украшен князем Андреем не менее богато: купол был вызолочен, аркатурный пояс, охватывающий собор со всех сторон, и церковные своды также были позолочены и расцвечены камнями. Стены были покрыты белокаменной резьбой, резными были порталы, обрамлявшие входы в храм, резные маски в виде женских и львиных голов украшали стены. И как пишет летописец: «и болгаре, и жидове, и вся погань (то есть язычники), видевше славу Божию и украшение духовное, крестились».
Андрей Боголюбский перенёс столицу княжества во Владимир. По его указанию был построен великолепный Успенский собор и многие другие церкви и монастыри, со слов матушки их было около 37 церквей. Деятельность Андрея по отношению к Руси оценивается большинством историков как попытка произвести переворот в политическом строе Русской земли, и многим боярам это не нравилось. В июньскую ночь 1174 года он был зарезан своими же боярами в Соборе Рождества Пресвятой Богородицы. Сохранилась лестничная башня - свидетельница трагедии, на которой нашли тело Андрея. За убийство великого князя Русь была наказана 300-летним монголо-татарским игом.

Матушка Дорофея рассказал нам все историю Руси за последние 1000 лет, и это оказалось очень интересно и понятно (хотя историю я в школе проходил). Очень жаль было с ней расставаться, хотелось ее послушать еще, но она опаздывала в Воскресную школу.

Экскурсия в Боголюбском монастыре
После экскурсии мы отправились в трапезную, где поздравили Тимура с его четырнадцатилетием, отобедали и стали собираться домой.

Но дядя Саша обрадовал нас и сказал, что мы заедим в город Владимир. По дороге мы в машине по очереди прочитали благодарственные молитвы после Причастия и незаметно оказались у стен Богородице-Рождественского епархиального мужского монастыря г.Владимира. Монастырь этот один из древнейших и некогда первенствующий в России. До основания Троице-Сергиевой обители - главный центр монашеской жизни в Северо-Восточной Руси. Но в целости до наших дней остались лишь Христорождественский храм, включая древний собор и уникальную колокольню. Ныне Богородице-Рождественский мужской монастырь является действующим. В монастыре совершаются ежедневные богослужения. При монастыре действует духовная семинария и молодежное объединение. В храме и ризнице монастырской многое сохранилось из утвари Церковной: Крестов, Евангелий и других принадлежностей богослужения. Также мы поклонились частичке пояса Богородицы, многим частичкам мощей святых угодников Божих, в том числе Петра Великодворского. Там же я увидел икону Божьей Матери «Боголюбская», которая была написана во весь мой рост.

Но на этом наша поездка во Владимир не закончилась, мы отправились в Свято-Успенский кафедральный собор г.Владимира. Выдающийся памятник архитектуры 12 века - Успенский собор (1158г.). Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Среди покоящихся в соборе в том числе мощи св. Андрея Боголюбского, старинные чудотворные иконы: образа Божией Матери Владимирский, Боголюбский и Максимовский. Описать всю красоту собора невозможно, это надо увидеть.

Свято-Успенский кафедральный собор г.Владимира
 Свято-Успенский кафедральный собор г.Владимира  Свято-Успенский кафедральный собор г.Владимира

Умиротворенные, счастливые, немного уставшие и полные впечатлениями мы отправились домой. По дороге мы останавились потрапезничать, дядя Саша накормил нас вкусной гречневой кашей с кукурузой и имбирным чаем.

Паломничество к Владимирским святыням

А тетя Света каждому подарила подарочки: вкусный монастырский хлеб, календарики и сладости. И в семь вечера мы прибыли в город Пущино.
Вот такая обширная и удивительная поездка была у нас по святым местам г.Владимира и Владимирской области. Благодарю за неё учителей воскресной школы, особенно Светлану Владимировну, Александра Николаевича и всех, кто помог её организовать. Спасибо большое!!!

За всё Слава Богу!

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.