«06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/vert/palomnichestva/150606-velikodvorie

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Своими впечатлениями делится выпускник воскресной школы "Вертоград" Илья Уграицкий

«Ну что же... Вот и свершилась моё очередное паломничество в Великодворье. На этот раз с группой нынешних учеников воскресной школы "Вертоград". Эта поездка, организованная моей мамой, стала им наградой за хорошую учебу в нашей любимой воскресной школе. И (уж я-то знаю!) награда эта бесценна. Со мной поехала и моя сестрёнка (она тоже отправилась в это место не в первый раз). Мы с ней были вроде вожатых для всей честной ватаги школьников.
Начну сначала. Субботним утром, 6 июня наш любимый водитель - дядя Саша подъехал к музыкальной школе, где дети с провожавшими их родителями уже ожидали его. Чуть раньше мы загрузили в машину продукты для матушек монастыря, в который и собирались отправиться.

И вот наш экипаж тронулся с места. Как православные христиане, мы, естественно, начали наше путешествие с молитвенного правила. Пропев всем известные молитвы, мы решили не терять времени и начали подготовку ко Причастию, ведь по приезду мы собирались до позднего вечера подвизаться на послушании в монастыре.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье  06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Компания собралась веселая, дружная, нам с сестрой ребята сразу понравились. Хотя порой они мало были похожи на учеников воскресной школы. Но что поделать, такова наша современная реальность. Православная стезя интересно переплетается с мирским бытием, то порой совсем исчезая, то выходя на поверхность и прекрасно играя в молодом человеке или молодой барышне, освящая наших подростков. Пожалуй, цель нашей поездки, как и цель воскресной школы, как я считаю, в том, чтобы закрепить эту самую православную стезю в наших детях, чтобы она в них стала доминировать и процветать, облагораживая православную молодежь. Пусть не скоро, может через года, но эти с любовью, именно с любовью посеянные в них ростки взойдут и дадут свой плод. Лично я на это уповаю. Но вернемся к нашей поездке.

Погода была отличная, всё предвещало ещё одно замечательное путешествие, которое останется у меня в памяти. Ехали мы долго, часов 5, но нашу веселую компанию это нисколько не удручало. Дети общались, играли, смотрели в окна и любовались потрясающе красивыми русскими пейзажами, ну а кто-то просто спал, видимо набираясь сил перед предстоящими трудовыми послушаниями. Нам предстояло попасть на границу Рязанской и Владимирской областей. По маршруту нам выпало проезжать через Спас-Клепики, где в свое время жил и учился мой любимый поэт - Сергей Есенин.

Немного не доезжая до Великодворья, мы свернули, дабы попасть в одно село в храм Казанской Божией Матери на вечернюю службу к замечательному батюшке - отцу Александру. Но, оказалось, что служба уже закончилась, и, когда мы приехали, уставший батюшка уже закрывал двери храма. Храм, кстати говоря, поразил меня своей простотой (если бы не купола и кресты, я бы подумал, что это обычный кирпичный деревенский дом) и, в то же время, своим благолепием. Отец Александр, несмотря на усталость, с огромной радостью встретил нас и, проводив внутрь храма, обильно помазал елеем, прекрасное благоухание которого, чудным образом сохранилось у некоторых детей аж до конца поездки. Батюшка подарил нам всем по иконке и благословил на дорогу, уверив нас, что в Великодворье на вечернюю службу мы точно успеем.

И мы таки успели. Ура! Наконец-то мы прибыли в заветное село Великодворье, храм святой Параскевы Пятницы, при котором трудится женская монашеская община. И что же, вы думаете, наши дети там увидели? Белокаменные стены и позолоченные сияющие купола? Ан нет! Картина была следующей: крохотное село, 5-8 простых деревенских домов, небольшой деревянный храм с простыми деревянными куполами, в котором даже нет электрического освещения, церковь освещается исключительно лампадами на паникадилах и свечами. Вокруг распростерлось кладбище (на нём почему-то дети особо заострили свое внимание). Глушь, что и говорить. Но мы-то с сестрой, мамой и дядей Сашей уже кое-что об этом месте знали. Кстати говоря, наш любимый водитель объездил за свою жизнь половину православной России, и этот монастырь - его любимый.

Скажу также, что ныне покойный митрополит Тульский Серапион влюбился в это место не меньше нашего Александра Николаевича. Бывало так, что имея свободное время, а это у митрополитов, как вы понимаете, случается редко, владыка тут же уезжал в Великодворье, как он сам говорил: "Чайку попить". Иногда он не заставал ни службы, ни священника. В таких ситуациях он просто говорил удивленным матушкам, что, вот, просто немного постоит здесь, у ограды, и ему уже хорошо, мол "Какая благодать, ну всё, поеду я обратно". А перед смертью владыка попросил, чтобы его похоронили в этом храме. И это не единственный митрополит, который навещал этот удивительный монастырь. Митрополит Екатеринбургский Кирилл навещает его на памятные даты. Не многие знают об этом месте, но у тех, кто хоть раз побывал здесь, пообщался с матушками, со здешними священниками, монастырь навсегда остался в сердцах.

Что же здесь такого особенного, притягательного? Я попробую немного приоткрыть эту завесу загадочности, но, конечно же, ничто не заменит живого присутствия в этом храме, литургического участия в богослужениях, общения с матушками и местным священником.
История храма очень древняя. Церковь не раз перестраивалась. До нашего времени она дошла в таком виде.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье   06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Относительно недавно под храмом было обнаружено огромное количество останков праведников. Он буквально стоит на мощах.

Мощи св. Петра Великодворского   Деревянная скульптура Нила Столбенского в Великодворье

Но самый интересный период в жизни монастыря начался в 1956 г., когда в пустовавшую тогда церковь приехал батюшка Петр Чельцов. Попал он сюда по Божьему промыслу. Так случилось, что в тот момент у батюшки не было прихода, и он решился ехать к архиепископу Владимирскому Онисиму с прошением определить ему место служения. В поезде произошла неожиданная встреча: две его бывшие прихожанки из церкви некоего села Заколпье, а ныне прихожанки Пятницкого храма - тоже ехали к архиепископу Онисиму - просить назначить к ним в храм настоятеля. Узнав, что отец Петр едет за назначением на служение, они стали уговаривать его, чтобы он просил назначения в Пятницкий храм. Батюшка, увидев в этой встрече Божий знак, согласился, и всё сложилось так, что 13 декабря 1955 г. назначение было подписано. С 19 декабря отец Петр стал служить в храме села Великодворье, которое в народе принято называть Пятница.
Спустя два месяца слава о благочестивом батюшке, протоиерее Петре Чельцове стала разноситься по округе. Так в феврале 1956 г. приходской совет Пятницкой церкви обратился к архиепископу Онисиму с письмом: «За два месяца служения отца Петра мы, церковные люди нашего прихода, оценили его настроение и усердие и смеем открыто заявить, что вступление отца Петра в наш храм вызвало у всех прихожан умиление и духовную радость. В чувстве этой радости мы приносим Вашему Преосвященству глубокую благодарность за это назначение и, как простые, но верующие люди, позволяем себе обратиться к Вам, Владыко, с общей сердечной просьбой прихожан: благословите отца Петра, как близкого нашим сердцам пастыря, быть священнослужителем нашего храма до конца его жизни».
Чем же сумел привлечь к себе сердца прихожан новый настоятель? Прежде всего, высокой духовностью и чрезвычайной доброжелательностью. «Отца Петра отличала необычайная простота и приветливость, - вспоминал архиепископ Мельхиседек (Лебедев) - Для каждого, обращавшегося к нему, он находил время и ласковое слово, особенно для приезжавших издалека. А приезжали к нему из разных мест - из Москвы, Петербурга, Смоленска и других городов».
Живущая в Пятнице схимонахиня Харитина, рассказывала: «Люди к нему будто крестным ходом шли. Когда-то и я в их числе сюда попала. Пришла за благословением на операцию, потому что у меня раковые опухоли пошли по телу. А отец Петр сел со мной рядом и спрашивает: «Что у тебя болит?» Я хотела показать уплотнения, а он мне: «Не надо». Повел меня к алтарю, стал молитву читать. Потом молебен отслужил, благословил меня. И я поехала. А в больнице меня врачи осмотрели и говорят: «У тебя все хорошо, езжай домой». Но я домой не поехала, приехала в Пятницу и осталась здесь жить, потому что за спасение свое должна отблагодарить Господа».
И это одно из множества чудес, совершенных по молитве этого батюшки. Когда отца Петра благодарили за исцеления, он говорил: «Я не врач, я помочь не могу, я молиться буду, и Господь исцелит».
Призывая людей к покаянию, протоиерей Пѐтр Чельцов исповедовал их с состраданием. Прозорливый старец даже знал, кто с какими грехами приходил к нему. Тяжко согрешивших людей он отводил в сторону и занимался с ними отдельно. Если тот не в силах был исповедовать грехи, отец Пѐтр сам называл их.
Архиепископ Мелхиседек вспоминал, что батюшка, помимо частных, «проводил общие исповеди, но не типовые, а особенные. Батюшка глубоко знал душу человеческую, умел сострадать немощам человеческим, помогал людям бороться с грехом. Я не встречал священника, который бы молился так проникновенно, как отец Петр. А Божественную Литургию он всегда совершал со слезами. Люди чувствовали силу его молитв».
Свой дар отец Петр получил неспроста. Он в свое время претерпел множество репрессий и гонений, страдал в ссылках тюрьмах и лагерях, со смирением и молитвой переносил все жизненные тяготы, которых было в его жизни много, порой даже кажется, что очень много для одного человека. Но Господь всюду укреплял его, видимо, сохраняя для служения в селе Великодворье, и ещё, думаю, для многого, неведомого мне.
За время своего служения батюшка Петр совершил множество чудес, исцелил немало людей, в том числе и от рака, от которого сам и скончался. 12 сентября 1972 г. батюшка мирно, с молитвой на устах отошёл ко Господу.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 13-16 августа 2000 г., отец Петр был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 22 октября 2000 г. были обретены его честные мощи и положены в Пятницком храме.

Святой Петр Великодворский

Так этот храм обрел замечательного святого покровителя. Про отца Петра скажу ещё лишь пару слов. После своей смерти он не перестал творить чудеса. Он и по сей день с нами, помогает каждому, кто с верой и молитвой обращается к нему.

После отца Петра Великодворского в этом храме служил замечательный батюшка Анатолий, который по предсказанию отца Петра лег в его могилу, где он сейчас и покоится. Об отце Анатолии много могут рассказать матушки, любящие и помнящие его по сей день, а я расскажу лишь об одном небольшом чуде. Отец Анатолий погиб в автокатастрофе по дороге в Дивеево (он вез туда своих духовных чад из Австралии). В машину врезался КАМАЗ. Выжили все, кроме батюшки. Он погиб на свой любимый праздник - Успения Пресвятой Богородицы. На этот же праздник, несколькими годами ранее его постригли в священнослужители. И так случилось, что незадолго до его гибели были подняты мощи Петра Великодворского. Прозорливый отец Анатолий приказал не закапывать опустевшую могилу, помня предсказание отца Петра, который говорил, что "следующий священник ляжет в мою могилу". Он был молод, и никто не думал о его скорой смерти, но как говорится, - человек предполагает, а Господь располагает. Монахини вспоминают, что за несколько дней до своей смерти батюшка, как бы намекал на это, то есть он знал о своей близкой кончине и, судя по всему, готовился к ней.
На могилку, в которую положили отца Анатолия, бывшую могилку отца Петра, на крест водрузили икону Успения Пресвятой Богородицы - любимого праздника отца Анатолия. Но со временем монахини стали замечать, как эта икона движется! Да-да! Если подойти к могилке, сотворить крестное знамение, и не отрывая глаз от иконы, поклониться, то она зрительно опустится вместе с тобой, как бы благословляя тебя. Эту икону так многие и прозвали - "благословляющая".

Великодворье. Благословляющая икона

За отцом Анатолием место священника занял не менее замечательный отец Сергий, который и поныне служит в этом храме, дай Бог ему доброго здравия. Лично мне этот батюшка помог во многих жизненных вопросах и многое в моей дурной голове поставил на место.
А сам он в первый раз приехал в Великодворье по такому поводу - у них с матушкой не было детей, и именно с этими мольбами они и прибегли к отцу Петру, после чего у них родился мальчик Петр. Так отец Сергий и остался в Пятнице. Сейчас у батюшки с матушкой уже несколько детей.

Но напомню вам, дорогие читатели, что мы с ребятами все-таки успели к началу вечерней службы в Пятнице. Служба здесь особенная, и дело не только в ощутимом изобилии благодати этого места, а еще и в том, что вечерня длится здесь 1 час, а затем в 5 утра начинается утреня, которая переходит в литургию. Поначалу утреннее богослужение кажется очень долгим, но стоит лишь пересилить себя в начале, и служба пролетит незаметно. В этом храме на удивление легко молиться, и мне это очень нравится.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье 06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Так вот, зайдя в храм, ребята начали по-тихонечку осваиваться. Все приложились к иконам, коих здесь огромное множество, каждая со своей замечательной историей, затем все осадили церковную лавку, подали записочки, поставили свечи, подошли к елеопомазанию, и вместе достояли это богослужение. После батюшка отслужил ещё и молебен с акафистом святому праведному исповеднику Петру, к чьим мощам мы все после приложились.
Спустя некоторое время мы уже сидели в деревенском доме за столом, за который матушки усадили нас ужинать.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье
Забавно было смотреть на наших детей. Поначалу кушанье они восприняли с подозрением и накладывали себе по чуть-чуть, но спустя каких-то пять минут матушкам пришлось отбиваться от повсеместных просьб о добавке, и побольше!
Для меня донельзя простая, но приготовленная с молитвой монастырская еда навсегда останется интересным феноменом, если можно так выразиться.

После ужина нас ждало послушание, которое нам пришлось, чуть ли не силой вырывать из рук матушек, которые все заботились об "уставших" детях. Меня просто разобрала гордость, когда дети все до одного сказали: "Мы хотим потрудиться во славу Божию! Дайте нам работу!". Ну что ж, однозначно, поколение не потеряно! На послушании нам выпала уборка территории храма.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье  06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Справились мы хорошо и уже хотели взять новое послушание, но уже свечерело, и заботливые матушки сказали, что нам нужно пойти подготовиться ко сну и выспаться перед завтрашней службой. Мы смиренно пошли на место ночлега. Спать, кстати говоря, нам пришлось в деревянной избе на огромных двухъярусных полатях, на одном этаже - девочки, на другом - мальчики. Дети были в восторге. Перед сном мы прочитали вечернее правило. Читали все вместе по очереди. Получилось очень по-семейному, тепло и душевно. Кто плохо справлялся, тому помогали более опытные в церковнославянском чтении ребята.

Моя сестра читала всем на ночь книгу, под которую многие ребята и заснули. Но и даже те, кто не спал до 2-х ночи (были у нас и такие живчики), удивили меня тем, что в 5 часов утра без всякого сопротивления сразу встали и пошли на службу!
На службе мы все исповедовались и почти все причастились Святых Христовых Тайн.

Мы были поражены потрясающей батюшкиной проповедью. Они у него всегда такие, что заслушаешься, и задумаешься. Не в бровь, а в глаз, как говорится!
Ну а потом матушка Иоанна провела интереснейшую экскурсию (в своей неповторимой традиции), в которой рассказала еще об одном замечательном священнике, служившем здесь ещё до отца Петра, - об отце Михаиле.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

Вслед за экскурсией нас ждал обед, после которого мы отправились на источник преподобного Серафима Саровского, в котором многие ребята окунулись в первый раз в жизни, под моим руководством. Ох, и долго же они на это решались, но вышли победителями, молодцы, смогли себя пересилить и окунулись в святых водах источника! Понравилось это дело всем, дети сразу почувствовали прилив сил и присутствие какой-то спокойной радости и тепла на душе. Что и говорить, я очень люблю окунаться в святых источниках, надеюсь, что ребята теперь тоже полюбят этот обычай.
Вернувшись с источника, ребята стали набирать святую воду из колодца, что стоит у храма, а после матушки позвали нас немного подкрепиться.
Несколько слов хочу сказать о монахинях этого монастыря, иначе мой рассказ останется неполным. Монахини эти просто замечательные. Их немного. Имя одной я уже назвал - это матушка Иоанна. Она чрезвычайно умная, интеллигентная, в миру, можно сказать, была светской дамой, но как-то приехала в Великодворье вместе с владыкой Серапионом, как и многие недоумевая, мол, зачем владыка, такой светоч приехал в эту глушь, что он тут забыл?! Но в итоге случилось так, что матушка сама влюбилась в Пятницу и не захотела больше отсюда уезжать. В миру она была поэтессой, и сейчас она сочиняет стихи на православную тематику, стихи замечательные, я читал. А экскурсии она проводит - ну просто заслушаешься. Лично мне её экскурсий всегда мало. Понимаешь, что она знает огромное количество интересных фактов, общаться с ней можно бесконечно, и всегда узнавать что-нибудь новое и интересное.

Другая матушка - это монахиня Леонтия, несущая послушание в свечной лавке храма. На первый взгляд, просто замечательная бабушка - Божий одуванчик! Так и есть. Она всегда, сколько помню, любила встречать гостей, ухаживать за ними и принимать у всех записочки с просьбой помолиться о различных нуждах, часто создавалось впечатление, что матушка просто светится, так она нас любит. Всегда жизнерадостная, немного суетливая и даже чем-то смешная матушка Леонтия запала в моё сердце надолго. Удивительно! В свои 86 с лишним лет она имеет чистейший ум, всех и всегда помнит. Я уже не удивляюсь (хотя в первый раз был просто поражен), когда она нас спрашивает, как дела у того-то, у того-то, как его матушка поживает (называет всех по имени), продолжил ли он учиться, и т.д. Люди, мои друзья, знакомые, с которыми мы приезжали всего один раз, и о которых я не знаю порой того, что знает и помнит матушка, остались в её памяти, она за них постоянно молится и никого не забывает, а ведь паломников там бывает великое множество.
Есть ещё замечательные матушки, мать Геронтия (певчая), мать Фекла (алтарница) и другие, но о них, если Бог даст, как-нибудь в следующий раз расскажу.

Что ж, вот и подошла к концу наша поездка. Подкрепившись перед обратной дорогой, погрузив святую воду в машину, мы упросили матушек сфотографироваться с нами (они это не очень любят). Сфотографировавшись и попрощавшись, взяв благословение на дорогу, мы с молитвой и небольшой грустью (уезжать, право, не хотелось) отправились домой, в родное Пущино. На обратной дороге все веселились и обменивались накопившимися впечатлениями о поездке.
Думаю, что этот монастырь - наглядный пример того, что Бог не в белых камнях и золотых куполах, не в шикарном убранстве и богатом благолепии, а в смиренной простоте, и совершенно неважно, сколько денег вложено в то или иное место, благодати от этого не прибудет, а, возможно, найдется лишний повод для искушения. Это моё скромное мнение. "Где просто - там ангелов со сто", - говорил преподобный Амвросий Оптинский, и я на собственном опыте убедился в правдивости этих слов.

06.06.2015 Паломничество воскресной школы "Вертоград" в Великодворье

На мой взгляд, путешествие наше удалось. Надеюсь, мы смогли с Божией помощью посеять доброе семя в бессмертных душах наших ребят, может они ещё когда-нибудь сюда приедут, привезут друзей, знакомых, чтобы прикоснуться к этой святыне ещё раз. Я лично сильно хочу ещё хотя бы разок побывать в Пятнице.
Слава Богу за все !!! »
Илья Уграицкий
Фото Насти Филюк

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.