Околелова Наталья, 18 лет. "Не рыдай Мене..."

"Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей", - сказал Фёдор Михайлович Достоевский и вместил в короткое предложение весь удивительный сплав чуда и трагедии, называемый человеческой жизнью. Михаил Александрович Врубель говорил то же самое, только на языке карандаша и акварели. Правда-правда, его картины говорят. Мистические, неземные образы завораживают, даже пугают своей поразительной "телесностью", они не просто нарисованы, они в наш мир приведены. И они долго не отпускают своих созерцателей, заставляя задаваться вопросом: "А чей я воин? Кто побеждает в моём сердце?"

Маленький Миша Врубель рано лишился мамы, был очень болезненным ребенком, лишь в три года научился ходить. Однако в хиленьком мальчике вскоре пробуждается феноменальный талант художника. Например, достоверно известно, что в десятилетнем возрасте Миша увидел в саратовской церкви копию грандиозной фрески Микеланджело "Страшный суд" и был настолько поражён, что в деталях воспроизвёл её по памяти.
 
Михаил Врубель

Возмужавший Михаил с головой погружается в творчество, работает по 12-14 часов в день. Первые серьёзные шаги он делает именно в религиозной живописи. В 1885 году организуется роспись Владимирского собора в Киеве - ныне главного храма Украинской Православной Церкви. Помимо известных художников, к этой деятельности привлекли молодого, но подающего большие надежды Врубеля. Живописец приступает к работе над эскизами фрески "Надгробный плач", которая, однако, не была принята комиссией, курирующей роспись собора.  
Художник написал три её вариации. Пробовал разные техники, менял композицию, пытаясь добиться максимальной выразительности.

М. Врубель. Надгробный плач. 1 вариант

На меня наибольшее впечатление произвел этот вариант:



Именно этот эскиз росписи считается последним, других попыток усовершенствовать своё творение художник не предпринимал. Цветовая гамма совсем неброская. Страшное, событие - смерть Бога - убило все краски, оставило лишь черную дымку. Сколько страдания и надежды в глазах Богородицы! Она неотрывно смотрит на Сына, будто пытаясь поднять Его взглядом из гроба, не веря в окончательную победу смерти, мучительно пытаясь найти присутствие жизни в неподвижном теле. Взгляд Её застилается слезами. Ведь невозможно, чтобы Бог умер! Невозможно!


Присмотримся ко Христу. Его поза не скована льдом смерти, напротив, она излучает тепло. Нимб похож на огненный круг, который слегка колеблется, как будто от дуновения ветра. Как будто от дыхания. И правда: стоит приглядеться к лику Христа, как появляется поразительно стойкое ощущение, что Он дышит. "И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить..."(Мф. 10:28) Душу, дыхание Жизни не может одолеть погибель! И какие бы козни ни обрушивал на нас лукавый, Господь нас не покинет. Дух Его всегда с нами, всегда покрывает и согревает. Надо только не разучиться это чувствовать, не затуманивать очи сердца слезами отчаяния, потому что они ослепляют. "И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже..." (Откровение 21:4)


В жизни Михаила Врубеля будут и работы, в которых он отвернется от Христа, упадет в прелесть демонизма, получит тяжёлое психическое расстройство. Но одной из последних его работ будет всё-таки "Демон поверженный". Хочется верить, что в его душе победил Господь. А в наших душах - повержен ли демон?


Помоги нам, Господи, не поддаваться обману смерти и не терять Тебя.