04.06.2012 Троишные круги на Соборке
Троицкий хороводный праздник в Духов день на Соборной горе в г. Серпухов
4 июня 2012 г. в Духов день воспитанники воскресной школы "Вертоград" вместе со своими соседями - воспитанниками воскресной школы "Одигитрия" пос. Балково, организованной год назад священником Сергием Гириловичем, совершили поездку в город Серпухов.
В Троицком соборе гостей встречали отец Сергий Свирепов и матушка Ольга.
После молебна в храме, украшенном ко Дню Святой Троицы (Престольному празднику собора), гостям был предложен небольшой концерт.
В исполнении ансамбля "Трилистник" прозвучали духовные стихи и народные песни.
Затем матушка Ольга обратилась к гостям и рассказала о древней традиции отмечать праздник Святой Троицы:
«Во многих русских местах, там, где Троица - престольный праздник, существовали разные традиции празднования этого дня. Троица могла праздноваться целую неделю: с троицкого воскресенья до следующего воскресенья - петровского заговенья («а уж с понедельника начинается пост»). В эти дни жители наряжались в традиционную праздничную одежду, и водили хороводы. А называлось это «кругами играть». Дома и дворы украшались освященными ветками березы и клена, готовились и употреблялись в пищу специальные «троишные» блюда (яичница, мороженое). В некоторых местах в день Троицы после церковной службы собирались большие гулянья. Главным событием праздника были хороводы - «круги». Круги водили все, от детей до стариков - «все, кто мог», а также жители окрестных селений. Подобные гулянья служили еще и своего рода смотринами: люди постарше присматривали своим детям пару - жениха или невесту. А про молодых так приговаривали: «У мальчишек кудри вьются, а у девушек сердца бьются».
Сто лет назад еще были живы те, у кого их счастливые современники могли перенимать опыт, связывавший целые поколения. Сейчас сохранились только крохи по областям. А самое главное, сейчас невозможно воссоздать внешний очень гармоничный строй народной традиции празднования, потому что нет уже самой общины, которая этим жила. Большинство исследователей народной песни, современные фольклористы - не земледельцы, а жители мегаполисов, а ведь почти все песни и обычаи были теснейшим образом связаны с годовым кругом земледелания. Но, все-таки, несомненно и то, что когда человек начинает осмысленно исполнять эти старинные песни в поющем кругу, ему передается опечатанный во внутреннем содержании песен этот гармоничный строй, в человеке что-то начинает пробуждаться, открываться через звук и напев, ритм и движение. Подтверждением тому - широко возрождающееся хороводное движение во многих районах - в Москве и Петербурге, в Сибири и Поволжье.
Вот и в Серпухове уже второй год подряд на Духов день близ Троицкого собора проводятся Троицкие гулянья, которые, надеемся, станут традиционными для нашего города. Соборная гора - место священное для каждого серпуховича, отсюда начинался наш город. И так хочется, чтобы в престольный праздник этого древнего собора, где веками возносилась молитва о благостоянии нашего града и святых его церквей, в преддверии лета, проходил яркий запоминающийся праздник, который объединял бы и взрослых, и детей в шумном хороводе.
Троицкие гулянья начинались тем, что парни и девушки отправлялись в лес выбирать - «заламывать» березки. Вот и мы сначала пошли на полянку к нашей красавице - березке. Да не просто пошли, а «ручейком» потекли».
Первым хороводом стал традиционный простой круг, который пришлось разбить на два - было очень много участников, и маленькие дети образовали внутренний круг. Да и песню выбрали для него самую простую и известную, такую, чтобы каждый новичок смог ее подхватить: «Во поле береза стояла».
А в это время девицы-красавицы украсили кудрявую березку, вокруг которой водился хоровод, ленточками и бумажными голубками с душеполезными изречениями.
После завивания березки в некоторых областях совершался обряд кумления. Девицы менялись венками или какими-то сувенирами, пели песни и, трижды целовались. После этого покумившиеся девушки считались самыми близкими подругами.
Кума, кума, покумись.
Целый век не бранись!
Ты мне кумушка, я тебе - голубушка!
Кумушка-голубушка, горюшко размыкаем!
Будешь мне помощница, рукам моим пособница!
Покумимся, кума, покумимся!
Нам с тобой не браниться, вечно дружиться!
Затем последовал игровой хоровод «Александровская береза», где березонька-девица стоит в центре хоровода, а паренек-голубь летает снаружи до тех пор, пока не запоют девицы про него.
Потом все гости учились водить очень сложный брянский фигурный хоровод «Плетень» - из участников, выстроившихся цепочкой, сооружается живая изгородь, которая потом расплетается так, чтобы хоровод не разорвался. При первом знакомстве кажется, что это - высшая математика!
А потом играли, так называемый, «стеношный» хоровод - когда участники выстраиваются в две параллельные шеренги лицом друг ко другу. Эта игра под названием «А мы сеяли лен» подробнейшим образом излагает весь процесс выращивания и обработки льна. Хоровод длинный, и к его окончанию все участники, набегавшись, поняли на своем опыте, что процесс ручной выработки льна был в старину совсем непростым.
Завели мы и еще один фигурный хоровод «Ты заря, моя ты зоренька», в котором постоянно движущийся круг перетекал полукругом.
И еще один хоровод показался, наверное, гостям не совсем обычным, в нем ходили не по кругу. Пары участников двигались по прямой линии, повторяя движения заводящей пары. Кланялись, расходились и сходились, менялись, перетекали ручейком, соединялись четверками - главная задача в нем - внимание к движущимся впереди парам и плавное степенное несуетливое движение. Конечно, особую красоту этому хороводу (как, впрочем, и всем остальным) придавало бы то обстоятельство, если бы каждый участник был в традиционном костюме, которому свойственна особая грация - в нем уже не будешь суетиться, бегать и горбиться.
А затем последовали подвижные игры: «Золотые ворота», «Селезень», «Маша и Яша», «Ворон».
Все задуманные хозяевами игры не сумели вместиться в программу, так как с кухни, на которой в это время, не покладая рук, трудились шеф-повар Ирина и ее юный помощник пономарь Иванушка, поступил сигнал: «Все готово!». Поэтому уставшим, вволю набегавшимся и навеселившимся гостям праздника было предложено снять каждому с березки голубка с изречением, а потом проследовать в трапезную, устроенную под открытым небом, где на костре были приготовлены вкусный пшенный кулеш и традиционная для Троицы яичница.
Думается, что все побывавшие на этом празднике гости поняли
- водить хоровод не такая уж простая задача, а подчас даже и
головоломная! И что наши предки оставили нам на самом деле богатейший
культурный пласт, почти совсем нами не обработанный и не распаханный. А
между тем мы очень нуждаемся в подобного рода праздниках. Ведь что такое
хоровод? Помимо того, что это, конечно, очень древний танец,
воспринимаемый некоторыми только как некий элемент фольклора, в ряду
расписных матрешек, кокошников и ученых медведей, он является живой
традицией, способной принести нам максимум пользы. Самый главный плюс
для современного человека, прозябающего в мире виртуальных миражей, это
способность хоровода людей объединить. Ведь получается, что ты в нем не
сам по себе, как в современном клубном танце, где все стоят в кругу,
смотрят в пол и танцуют каждый сам по себе, где нет контакта глаз, рук,
нет взаимодействия с каждым участником танца. А ведь в нынешнее время
«великого сидения» в социальных сетях мы все страдаем от отсутствия не
виртуального, а реального контакта, нам всем не хватает тактильного
общения, но при этом мы уже стали бояться настоящего тесного контакта. В
хороводе же ты не сам по себе, а как один огромный организм, даже если
хоровод на 6-8 человек.
Хоровод - это способ вспомнить себя
настоящего, живого, а не
современно-цивилизованно-форматированно-пустого. Причем, не смотреть,
как другие на сцене хоровод водят, а включаться в него самому, самому
подать руку стоящему рядом, самому затянуть, подхватить тягучий
хороводный напев и втянувшись в него, в этот ритм, ощутить восторг и
щемящее чувство в душе - «вот оно, родное»!
Мы водили хороводы в разных аудиториях - взрослых, детских, и молодежных - и у всех людей реакция одинакова - горящие от восторга глаза и незабываемые впечатления от красоты движения в хороводе, чувства единения и соборности со всеми собравшимися в один круг».
Ольга Свирепова
Анфиса и Миша (фото Романихина Романа)
Искренняя благодарность от довольных участников праздника организаторам - батюшке Сергию, матушке Ольге, прихожанам Троицкого собора, клубу "Трилистник" и всем помощникам.
Мы уезжали с намерением вернуться сюда через год, а за это время сшить костюмы и разучить несколько хороводов.