«27.11.2012 Прогулка по вечерней Перми», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/umk-vertograd/seminar/121127-perm-s-petrom

27.11.2012 Прогулка по вечерней Перми

Итак, у стен Пермского Успенского женского монастыря мы попрощались с работниками отдела церковно-приходских школ Пермской епархии Людмилой Анатольевной Рябовой и Ниной Ивановной Никитиной, договорившись дружить, и отправились с Петром Куличкиным на прогулку по вечерней Перми.
 
О Петре следует сказать несколько слов отдельно. Петру наш приход обязан созданием сайта, кроме того в каждый свой приезд в Пущино он непременно поет у нас на клиросе.
 
Петр Куличкин на Пущинском клиросе
 
В Перми же его деятельность многогранна: композитор, кандидат культурологи, доцент Пермского гос. университета института и культуры, преподаватель церковного пения в Пермской духовной семинарии, главный редактор сайта «Новости Перми и Пермского края».
Петр на клиросе Свято-Георгиевского храма г. Пермь
 
Неудивительно, что столь разносторонний человек провел очень профессиональную экскурсию по своему родному городу.
Начался наш маршрут с памятника врачу-филантропу Федору Христофоровичу Гралю, который долгое время лечил больных бесплатно и был прозван в народе "святым доктором".
 
Памятник в Перми бескорыстному доктору Федору Гралю

Мы шли по главной улице города (естественно ул. Ленина) и незаметно дошли до здания Пермского академического Театра-Театра (такое название придумал недавний министр культуры Пермского края Борис Мильграм), от которого начиналась знаменитая Пермская эспланада - три квартала в пойме реки Медведки - визитная карточка Перми.
Так выглядела эспланада в январе 2012 г.
 
Ледовый городок на эспланаде в Перми 2011-12 г

К сожалению, в последнее время эспланада прославилась как место проведения разнообразных выставок современного «искусства». Началось всё с того, как в 2008 г. политтехнолог, галерист Марат Гельман, хорошо известный своими «экспериментами», организовал в Перми музей современного искусства PERMM. Это был первый шаг по «окультуриванию» Перми. По замыслу реформаторов - авангардистов следующим после Перми объектом окультуривания должен был стать Новосибирск, «где в рамках выставки под названием «Родина» предполагалось разместить такие, с позволения сказать, «произведения искусства», как обезьяна, одетая в военную форму с ветеранскими орденами, банки с клизмами, символизирующие храмы с куполами, карта России из половых тряпок, православные кресты из колбасы и так далее. Областной департамент культуры запретил размещать выставку в здании Новосибирского краеведческого музея. Потерпев неудачу в Новосибирске, Марат Гельман поехал осваивать под свои проекты новые регионы. Экспериментальным полем должен был стать Краснодарский край, известный своими консервативными настроениями. ... И там Гельман не внял просьбам проявить уважение к православным верующим Кубани и не затрагивать религиозную тематику». Кубанские православные, устав от экспериментов с эксплуатацией христианской символики, устроили галеристу встречу «в соответствии с лучшими традициями современного искусства». Подробнее о весьма неоднозначном инциденте «Ответим перфомансом на перфоманс» на сайте Татьянин день. (http://www.taday.ru/text/1614250.html)

Конечно, о вкусах не спорят, однако здесь не просто самовыражение художника. Небольшая группа авангардистов решила, что страна остро нуждается в реформировании традиционной культуры, и считает своей миссией - помочь народу освободиться от веками взращиваемых в нём нравственных ценностей. В одном из интервью Марат Гельман сказал, что если в стране возобладают религиозные ценности, он не сможет здесь "творить" и покинет страну.
 
И вот в июле этого года опять же в лучших гельмановских традициях на этой самой Пермской эспланаде проходил фестиваль «Белые ночи», на котором скульптор Николай Торохов предложил свою смелую трактовку Евангелия, изваяв из песка скульптуру Иисуса Христа с кукишем за спиной. Мой экскурсовод Петр посчитал тогда для себя невозможным промолчать. И надо сказать, власти прислушались к немногочисленной группе протестующих православных, приняв меры по ограничению просмотра скульптуры.
Православные работники культуры Перми против кощунственной "культуры" (Урал-информ) (http://uitv.ru/news/2012/07/12/11707/).
 
В день, когда в Перми выпал первый снег, мы вспоминали эти июльские события. Когда мы покидали эспланаду, на ней заливали каток, и это обнадеживало, потому как кроме оскорбительных для верующих акций, там делается много всего позитивного, радующего всех пермяков, независимо от религиозных взглядов, к примеру знаменитый ледовый городок.
 
Ледовый городок на эспланаде в Перми

Проходили мы и мимо места Петиной работы - Пермского института культуры и искусства, где, несмотря на поздний час, было довольно оживленно. Оказывается, это студенты собрались в поддержку своего родного института, который попал под программу реорганизации.
 
Митинг студентов ПГИИК в защиту своего института
Работники культуры Пермского края склонны видеть в этой «реорганизации» продолжение всё той же «культурной революции». Утром этого дня Петр писал письмо вместе со своими коллегами из Союза композиторов в поддержку института.
 
Петр Куличкин с Валерием Грунером - членом правления Пермского отделения Союза композиторов (2009 г.)

Но «нет худа без добра», как говорится. Через 2 дня Петя сообщил, что в ПГИИК произошло историческое событие. Проректор Пермской духовной семинарии протоиерей Игорь Ануфриев отслужил в ПГИИК (в котором он сам учился 35 лет назад) молебен. Впервые после 1919 г. Между прочим, здание ПГИИК - это бывшее Духовное училище, где находился храм Кирилла и Мефодия.
 
Проректор Пермской духовной семинарии протоиерей Игорь Ануфриев (выпускники ПГИИК) и Петр Куличкин

По пути к Соборной площади мы проходили мимо часовни святителя Стефана Великопермского. Мне было на тот момент хорошо известно только это имя просветителя Пермской земли. Петр рассказал мне, как нелегко приживалось в те далекие годы православие среди местного населения. Были убиты вогулами продолжатели миссии святителя Стефана святители Герасим и Питирим. Их дело удалось завершить святителю Ионе, о котором летопись сообщает: «Епископ Пермский Иона крести Пермь Великую и князя ее Михаила и церкви постави, игумены и попы».

Пермские святители Герасим, Стефан, Питирим, Иона

Пройдя до начала Комсомольского проспекта, мы оказались на Соборной площади, где стоит памятник святителю Николаю.

Памятник святителю Николаю на соборной площади в Перми

В октябре 2009 г. именно около этого памятника остановился "бешеный автобус", у которого заклинило педаль газа. Автобус с пассажирами нёсся на большой скорости, протаранил 19 автомобилей и остановился только на ступенях около памятника святителю Николаю. Слава Богу, никто не погиб в этой аварии.

Пермский автобус остановился на соборной площади перед памятником свт. Николаю

Неуправляемый автобус в Перми остановился у памятника свт. Николаю
Соборная площадь названа так, потому что здесь находится здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором с 1933 г. по настоящее время располагается Пермская художественная галерея.

Спасо-Преображенский собор г.Перми (ныне здание Пермской художественной галереи)
19 августа 2010 г. была освящена колокольня Преображенского собора и установлен крест. В августе 2011 г. в соборе прошло несколько праздничных богослужений, и наметились сдвиги по передаче собора Церкви, но пока не построено новое здание для галереи, она останется в стенах собора. А пока кафедральным является Свято-Троицкий собор.
Напротив Преображенского собора стоит здание, где раньше находилась Пермская духовная семинария, внутри имелся домовый храм во имя апостола Иоанна Богослова. Позднее, во время размещения в этом здании ракетного института, там была освящена еще одна церковь - в честь вмч. Варвары. Спасо-Преображенский собор и бывшая семинария составляют единый архитектурный комплекс, некогда их даже объединял подземный ход. Сегодня в бывшем здании семинарии размещается деловой центр "Бажов".
Из стен Пермской семинарии вышло немало знаменитых людей. Здесь учились: писатели П.П. Бажов и Д.Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А.С. Попов, последний обер-прокурор Святейшего Синода А.В. Карташов и мн. др.
И вот сейчас здание бывшей Пермской семинарии украшает ... композиция «Богема», выполненная в стиле уличного граффити.

Граффити на здание бывшей Пермской духовной семинарии

Фигуры античных богов высотой в четыре этажа, в ногах которых путаются черные человечки. Вокруг богов (у обоих Зевсов вместо лиц - покрытые рябью телеэкраны) беспорядочно суетятся многочисленные фигурки безликих менеджеров в черных пиджаках. Куратор проекта, естественно, - PERMM Марата Гельмана. Пермяки задаются вопросом «Интересно, что думают пассажиры теплоходов, проплывающих по Каме мимо Спасо-Преображенского собора и наблюдающих невесть откуда вылезшую компанию идолов и каких-то менеджеров?».
Соборная площадь действительно находится на набережной Камы, что позволило нам перевести взгляд с изуродованного фасада исторического здания на ночную Каму.

Пермь. Река Кама
Грустные размышления развеялись под впечатлением величественного вида реки, и мы отправились обратно к нынешнему зданию Пермской духовной семинарии на шоссе Космонавтов, где проходили Феофановские Чтения (http://armih.ru/umk-vertograd/seminar/121127-perm), где преподает Петр «Церковное пение», где состоялся наш семинар для преподавателей воскресных школ.

Пермская духовная семинария

Моя короткая командировка заканчивалась в том же месте, где и начиналась. С этим местом у меня теперь будут связаны самые теплые воспоминания и надежда на то, что общими усилиями, возможно, нам удастся посеять в наших детях добрые семена, научить их отличать Культуру (как продолжение культа - служения Богу в нерукотворном храме мирозданья) от псевдокультуры.

Участники семинара для учителей воскресных школ в рамках VIII Феофановских чтений

  Лариса Захарова

Все права защищены © ARMIH.RU, 2019.