27.11.2012 Прогулка по вечерней Перми

Итак, у стен Пермского Успенского женского монастыря мы попрощались с работниками отдела церковно-приходских школ Пермской епархии Людмилой Анатольевной Рябовой и Ниной Ивановной Никитиной, договорившись дружить, и отправились с Петром Куличкиным на прогулку по вечерней Перми.
 
О Петре следует сказать несколько слов отдельно. Петру наш приход обязан созданием сайта, кроме того в каждый свой приезд в Пущино он непременно поет у нас на клиросе.
 
Петр Куличкин на Пущинском клиросе
 
В Перми же его деятельность многогранна: композитор, кандидат культурологи, доцент Пермского гос. университета института и культуры, преподаватель церковного пения в Пермской духовной семинарии, главный редактор сайта «Новости Перми и Пермского края».
Петр на клиросе Свято-Георгиевского храма г. Пермь
 
Неудивительно, что столь разносторонний человек провел очень профессиональную экскурсию по своему родному городу.
Начался наш маршрут с памятника врачу-филантропу Федору Христофоровичу Гралю, который долгое время лечил больных бесплатно и был прозван в народе "святым доктором".
 
Памятник в Перми бескорыстному доктору Федору Гралю

Мы шли по главной улице города (естественно ул. Ленина) и незаметно дошли до здания Пермского академического Театра-Театра (такое название придумал недавний министр культуры Пермского края Борис Мильграм), от которого начиналась знаменитая Пермская эспланада - три квартала в пойме реки Медведки - визитная карточка Перми.
Так выглядела эспланада в январе 2012 г.
 
Ледовый городок на эспланаде в Перми 2011-12 г

К сожалению, в последнее время эспланада прославилась как место проведения разнообразных выставок современного «искусства». Началось всё с того, как в 2008 г. политтехнолог, галерист Марат Гельман, хорошо известный своими «экспериментами», организовал в Перми музей современного искусства PERMM. Это был первый шаг по «окультуриванию» Перми. По замыслу реформаторов - авангардистов следующим после Перми объектом окультуривания должен был стать Новосибирск, «где в рамках выставки под названием «Родина» предполагалось разместить такие, с позволения сказать, «произведения искусства», как обезьяна, одетая в военную форму с ветеранскими орденами, банки с клизмами, символизирующие храмы с куполами, карта России из половых тряпок, православные кресты из колбасы и так далее. Областной департамент культуры запретил размещать выставку в здании Новосибирского краеведческого музея. Потерпев неудачу в Новосибирске, Марат Гельман поехал осваивать под свои проекты новые регионы. Экспериментальным полем должен был стать Краснодарский край, известный своими консервативными настроениями. ... И там Гельман не внял просьбам проявить уважение к православным верующим Кубани и не затрагивать религиозную тематику». Кубанские православные, устав от экспериментов с эксплуатацией христианской символики, устроили галеристу встречу «в соответствии с лучшими традициями современного искусства». Подробнее о весьма неоднозначном инциденте «Ответим перфомансом на перфоманс» на сайте Татьянин день.

Конечно, о вкусах не спорят, однако здесь не просто самовыражение художника. Небольшая группа авангардистов решила, что страна остро нуждается в реформировании традиционной культуры, и считает своей миссией - помочь народу освободиться от веками взращиваемых в нём нравственных ценностей. В одном из интервью Марат Гельман сказал, что если в стране возобладают религиозные ценности, он не сможет здесь "творить" и покинет страну.
 
И вот в июле этого года опять же в лучших гельмановских традициях на этой самой Пермской эспланаде проходил фестиваль «Белые ночи», на котором скульптор Николай Торохов предложил свою смелую трактовку Евангелия, изваяв из песка скульптуру Иисуса Христа с кукишем за спиной. Мой экскурсовод Петр посчитал тогда для себя невозможным промолчать. И надо сказать, власти прислушались к немногочисленной группе протестующих православных, приняв меры по ограничению просмотра скульптуры.
Православные работники культуры Перми против кощунственной "культуры" (Урал-информ).
 
В день, когда в Перми выпал первый снег, мы вспоминали эти июльские события. Когда мы покидали эспланаду, на ней заливали каток, и это обнадеживало, потому как кроме оскорбительных для верующих акций, там делается много всего позитивного, радующего всех пермяков, независимо от религиозных взглядов, к примеру знаменитый ледовый городок.
 
Ледовый городок на эспланаде в Перми

Проходили мы и мимо места Петиной работы - Пермского института культуры и искусства, где, несмотря на поздний час, было довольно оживленно. Оказывается, это студенты собрались в поддержку своего родного института, который попал под программу реорганизации.
 
Митинг студентов ПГИИК в защиту своего института
Работники культуры Пермского края склонны видеть в этой «реорганизации» продолжение всё той же «культурной революции». Утром этого дня Петр писал письмо вместе со своими коллегами из Союза композиторов в поддержку института.
 
Петр Куличкин с Валерием Грунером - членом правления Пермского отделения Союза композиторов (2009 г.)

Но «нет худа без добра», как говорится. Через 2 дня Петя сообщил, что в ПГИИК произошло историческое событие. Проректор Пермской духовной семинарии протоиерей Игорь Ануфриев отслужил в ПГИИК (в котором он сам учился 35 лет назад) молебен. Впервые после 1919 г. Между прочим, здание ПГИИК - это бывшее Духовное училище, где находился храм Кирилла и Мефодия.
 
Проректор Пермской духовной семинарии протоиерей Игорь Ануфриев (выпускники ПГИИК) и Петр Куличкин

По пути к Соборной площади мы проходили мимо часовни святителя Стефана Великопермского. Мне было на тот момент хорошо известно только это имя просветителя Пермской земли. Петр рассказал мне, как нелегко приживалось в те далекие годы православие среди местного населения. Были убиты вогулами продолжатели миссии святителя Стефана святители Герасим и Питирим. Их дело удалось завершить святителю Ионе, о котором летопись сообщает: «Епископ Пермский Иона крести Пермь Великую и князя ее Михаила и церкви постави, игумены и попы».

Пермские святители Герасим, Стефан, Питирим, Иона

Пройдя до начала Комсомольского проспекта, мы оказались на Соборной площади, где стоит памятник святителю Николаю.

Памятник святителю Николаю на соборной площади в Перми

В октябре 2009 г. именно около этого памятника остановился "бешеный автобус", у которого заклинило педаль газа. Автобус с пассажирами нёсся на большой скорости, протаранил 19 автомобилей и остановился только на ступенях около памятника святителю Николаю. Слава Богу, никто не погиб в этой аварии.

Пермский автобус остановился на соборной площади перед памятником свт. Николаю

Неуправляемый автобус в Перми остановился у памятника свт. Николаю
Соборная площадь названа так, потому что здесь находится здание Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором с 1933 г. по настоящее время располагается Пермская художественная галерея.

Спасо-Преображенский собор г.Перми (ныне здание Пермской художественной галереи)
19 августа 2010 г. была освящена колокольня Преображенского собора и установлен крест. В августе 2011 г. в соборе прошло несколько праздничных богослужений, и наметились сдвиги по передаче собора Церкви, но пока не построено новое здание для галереи, она останется в стенах собора. А пока кафедральным является Свято-Троицкий собор.
Напротив Преображенского собора стоит здание, где раньше находилась Пермская духовная семинария, внутри имелся домовый храм во имя апостола Иоанна Богослова. Позднее, во время размещения в этом здании ракетного института, там была освящена еще одна церковь - в честь вмч. Варвары. Спасо-Преображенский собор и бывшая семинария составляют единый архитектурный комплекс, некогда их даже объединял подземный ход. Сегодня в бывшем здании семинарии размещается деловой центр "Бажов".
Из стен Пермской семинарии вышло немало знаменитых людей. Здесь учились: писатели П.П. Бажов и Д.Н. Мамин-Сибиряк, изобретатель радио А.С. Попов, последний обер-прокурор Святейшего Синода А.В. Карташов и мн. др.
И вот сейчас здание бывшей Пермской семинарии украшает ... композиция «Богема», выполненная в стиле уличного граффити.

Граффити на здание бывшей Пермской духовной семинарии

Фигуры античных богов высотой в четыре этажа, в ногах которых путаются черные человечки. Вокруг богов (у обоих Зевсов вместо лиц - покрытые рябью телеэкраны) беспорядочно суетятся многочисленные фигурки безликих менеджеров в черных пиджаках. Куратор проекта, естественно, - PERMM Марата Гельмана. Пермяки задаются вопросом «Интересно, что думают пассажиры теплоходов, проплывающих по Каме мимо Спасо-Преображенского собора и наблюдающих невесть откуда вылезшую компанию идолов и каких-то менеджеров?».
Соборная площадь действительно находится на набережной Камы, что позволило нам перевести взгляд с изуродованного фасада исторического здания на ночную Каму.

Пермь. Река Кама
Грустные размышления развеялись под впечатлением величественного вида реки, и мы отправились обратно к нынешнему зданию Пермской духовной семинарии на шоссе Космонавтов, где проходили Феофановские Чтения, где преподает Петр «Церковное пение», где состоялся наш семинар для преподавателей воскресных школ.

Пермская духовная семинария

Моя короткая командировка заканчивалась в том же месте, где и начиналась. С этим местом у меня теперь будут связаны самые теплые воспоминания и надежда на то, что общими усилиями, возможно, нам удастся посеять в наших детях добрые семена, научить их отличать Культуру (как продолжение культа - служения Богу в нерукотворном храме мирозданья) от псевдокультуры.

Участники семинара для учителей воскресных школ в рамках VIII Феофановских чтений

  Лариса Захарова