Максим Воробьев

Великий пост

Есть в нашей жизни особое время, когда мы совершаем не просто путешествие во времени, но путь от земли на небо. Во всяком случае, призваны осуществить этот путь во дни Великого поста. Необходимость поста многократно подтверждена книгами Ветхого и Нового Завета. Моисей постился, пророки, цари... Сам безгрешный Иисус Христос перед началом дела спасения человечества провел 40 дней в пустыне в посте и молитве. Тем самым показав нам пример и оставив образ истинного поста. Итак, за время поста нам предстоит вести внутреннюю борьбу со злом, умереть для греха и воскреснуть со Спасителем. В этом смысле Великий пост - как бы сжатая жизнь.

Жизненный путь каждого человека сжимается до 49 дней и дня Светлого Воскресения Христова. И на этом пути нам предстоит перенести множество скорбей и испытаний. На этом пути каждая прожитая неделя - веха нашей жизни: Торжество Православия, Святитель Григорий Палама, Крестопоклонная, Преподобный Иоанн Лествичник, Преподобная Мария Египетская, Вход Господень в Иерусалим, Страстная седмица.... Каждая неделя открывает нам новый, глубинный смысл совершаемого нами восхождения.

На этом пути нам встретятся и бесы, и святые и ангелы. Скорее всего, их присутствие будет нам заметно только при внимательной внутренней жизни, по расположению и движению нашего сердца. Будет ли оно обуреваемо страстями или согрето покаянием и смиренномудрием - зависит от устроения нашей души и благодати Божией. Если к самому безгрешному Господу и Создателю мира подступил дьявол, искушая Его, то и нам не избегнуть искушений. Можно даже сказать, что отсутствие искушений в дни Великого поста - признак неправильного духовного делания. Если, конечно, какие-то духовные усилия вообще предпринимаются. Можно ограничить себя в потреблении пищи, даже регулярно походить на богослужения, но без всякого внутреннего импульса. Просто потому, что «так надо». А можно даже и благословение на скоромную пищу у батюшки получить, убеждая себя, что не в еде суть поста заключается, а в духовном возрастании.

Но, положа руку на сердце, разве меньше во время поста мы раздражаемся, ссоримся, унываем? Ведь если педантично подсчитать свои, хотя бы заметные самим себе грехи, совершенные за неделю поста и сравнить их, предположим, с неделей масленицы, то особой разницы мы не увидим. Что же в итоге? Получается, мы нисколько не стали лучше? А что значит в духовной жизни стать лучше? Как можно это измерить? Только внимательно наблюдая за собой, мы можем увидеть свое бедственное положение, свою погруженность во грех, а, увидев это, воззвать к Спасителю, чтобы Он избавил нас от бездны падения. Этой главной цели и служит пост, когда душа не развлекается различными житейскими увеселениями, а переполненное чрево не пригибает нас к земле. За время поста мы должны научиться собирать воедино свои эмоции, разум, слова и поступки. Хотя бы попробовать это сделать.

Время поста - время жертвы. Эти дни мы жертвуем Богу, как положенную ему по закону десятину. Наше время - то, чем мы располагаем сами, и то, как мы им распорядимся, на что мы его употребим, будет свидетельствовать о нашем внутреннем устроении. Если мы хотим что-то получить от Бога, то мы должны уметь и жертвовать. Сейчас речь идет о духовном, поэтому о таких вещах как здоровье, успех в земных делах и т.п. мы здесь не упомянем. А в духовном плане мы хотим получить благодать, душевный мир и, наконец, вечное спасение. Что же мы можем принести в жертву Богу, Создателю нашему? Создателю всего мира и всех богатств его? Разве он нуждается в чем-либо? Нет, Он Совершенен и ни в чем не нуждается. Нуждаемся мы.

«Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50, 19). Именно сокрушение о своих грехах и рождает смиренномудрие и познание своей немощи. От этого сознания мы становимся терпеливыми к чужим недостаткам и учимся великодушно относиться к окружающим. Мы начинаем понимать, что означают слова Спасителя: «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы»? ибо я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф. 9, 13). Именно покаяние, плач о своих грехах и решимость изменить свою жизнь возводят человека от земли на небо. Церковь наша премудро распорядилась так, чтобы первые четыре дня Великого поста читался Великий канон святого Андрея Критского, настраивающий душу на покаянный лад. Преподобный Ефрем Сирин прямо называл покаяние посредником между человеком и Богом. Молитва написанная им: «Господи и Владыко живота моего,...» будет звучать в продолжение всего Великого поста, научая нас правильному духовному устроению. И еще увещевает нас Преподобный Ефрем Сирин не откладывать дело своего спасения: «Не говори: «сегодня согрешу, а завтра покаюсь». Но лучше сегодня покаемся; ибо не знаем, доживем ли до завтра».

Давайте же последуем его совету, тем более, когда настало самое благоприятное для этого время.

Об авторе: Воробьев Максим Зотикович - председатель Пущинского городского Фонда детского спорта.

Максим Воробьев Максим Воробьев и Елена Максимова Организаторы Пущинского фонда детского спорта

 Максим Воробьев на вершине Эльбруса

2009 г.

 Максим Воробьев и Елена Максимова -

организаторы Пущинского Фонда

детского спорта