«Ирина Макарова», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/statji/makarova

"Персональный монстр" О влиянии игрушки на развитие личности ребенка.

 

Макарова Ирина Викторовна

Психолог социально-реабилитационного отделения СРЦ «Солнышко» г.Пущино

Психолог-консультант при Михаило-Архангельском храме г.Пущино

Дети никогда не слушались взрослых, но зато исправно им подражали... (Д. Болдуин)

Дети пробуждают в душах родителей самые светлые, нежные и добрые чувства. Поэтому-то и хочется вырастить их счастливыми, достойными людьми. Так, чтобы им было хорошо жить в нашем мире. Так я думаю. Поэтому, пока дети растут, взрослые специально создают кукол в воспитательных целях и для подготовки ребенка к вступлению во взрослый мир.

Английское слово doll (кукла), по наиболее распространённой версии, происходит от греческого eidolon - идол. Первоначальная функция кукол - ритуальная. Раньше считалось, что человеческие изображения могут оживать и влиять на судьбы людей. В наше время выясняется, что предки были недалеки от истины. Конечно же, куклы не оживают, но...
Несомненно, что всё, находящееся в постоянном контакте с ребенком, воздействует и изменяет структуру его личности, а кукла находится рядом с детьми круглые сутки. По степени влияния на формирование личности ребенка воздействие куклы можно разделить на явное (очевидное) и опосредованное (воздействие на подсознательном уровне).

Вместе с тем, абсолютно лишать ребёнка общения с куклой нецелесообразно, - можно затормозить его развитие. Ведь кукла имеет особые функции в процессе формирования личности ребёнка.
Одна из таких функций - это помощь в воспитании человеческих чувств, нравственности. (Кукла - образ человека в игре ребёнка.) Когда ребёнок не имеет товарища по игре, он делает им куклу. Поэтому для ребенка тревожного, имеющего коммуникативные проблемы, воздействие куклы возрастает многократно.

  • Часто в игре с куклой ребёнок проецирует какие-то внутренние переживания на неё и проигрывает их в различных ситуациях.
  • Маленькие дети, играя с куклой, подражают действиям взрослых. Происходит отработка простейших жизненных навыков.
  • Дети чуть старше уже обыгрывают бытовые ситуации, что увидели в семье, отображают и закрепляют обобщённые представления о них.
  • В игре с куклой зарождается ролевая игра. Изначально ребёнок говорит за куклу, проговаривает её действия, и в этом проговаривании и скрывается зачаток ролевой игры - ребёнок берет на себя образ куклы, исполняет её роль.
  • Игра с куклой также удовлетворяет познавательную активность ребёнка. Рассматривая куклу, ребёнок исследует и себя, формирует представление о своём теле, своих возможностях.
  • Кукла задаёт образ человека, помогает формировать у ребёнка понятие о добре и зле, хорошем и плохом.

Известно, что содержание игры ребенка с куклой во многом зависит от её вида. Агрессивный вид куклы провоцирует, соответственно, агрессивный, воинственный тип игры.

Внешний вид куклы, текстура материала, из которого она сделана, её пропорции - всё это тоже влияет на психику ребёнка. Это связано с тем, что именно в первые семь лет жизни ребенок отличается необыкновенной пластичностью, у него происходит проецирование и телесное подражание, он впитывает те качества куклы, которые наиболее выражены внешне.

Дети дошкольного возраста не способны оценить и понять карикатурность и утрированность образа куклы. Они переносят её качества на себя, так как у них в этот период ещё недостаточно сформирован внутренний образ человека.

Рассмотрим влияние пропорций куклы. Правильные пропорции куклы формируют правильные представления о своём теле у ребёнка. А это очень важно для дальнейшего его психического и физического здоровья. Особенно это касается девочек, так как они больше подвержены влиянию непропорциональных кукол, таких, например, как Барби.
Играя с ними, девочки закладывают себе неправильные представления о фигуре и, вырастая, - всеми силами пытаются обрести формы своего идеала.

Развитию фантазии у ребенка кукла будет способствовать, если у неё непроработанные черты лица. Минимализм в чертах лица куклы стимулирует фантазию ребёнка, позволяя ей развиваться свободно, активно в процессе игры. Ребёнок волен домысливать некоторые черты лица куклы, мимику, эмоции. Настроение может меняться по желанию ребёнка. Психологически такая игрушка эмоционально нейтральна.

Игрушка, с которой ребёнок имеет постоянный тактильный контакт, должна быть сформирована согласно основным законам строения, таким образом, у ребёнка складывается правильное представление, гармоничный образ человека - залог будущего психического и физического здоровья. В этом и состоит терапевтическое воздействие куклы.

Выражение лица, общий вид, элементы одежды куклы, несут в себе определённые заложенные человеческие качества, а соответственно способ игры и роль куклы. Так куклы с добрыми или нейтральными чертами лица почти всегда предполагают их роль, как спасителей, героев, добрых фей, а игрушки с негативными выражениями - это зачастую какой-нибудь негодяй, злодей. Это характерные куклы. У характерной куклы выражены определённые человеческие качества, она несёт в себе характерологическую заданность, от которой нередко зависит разыгрываемый с ней сюжет.
Ребёнок приписывает положительной характерной кукле множество положительных черт, а отрицательным героям - негативных.
Такие куклы как бы требуют от ребёнка определённого способа взаимодействия с ними. Игра с такими куклами может стать своеобразной шкалой социальных отношений.

В младшем школьном возрасте основная функция куклы - социализирующая. В этот период основным становится живое общение, а роль куклы постепенно угасает. Здесь для ребенка уже очень важно с какими куклами играют значимые для него друзья и подруги. Следовательно, требование ребенка купить именно эту куклу часто связано не с эстетическими предпочтениями, а навеяно модными течениями или влиянием рекламы.
Игра в куклы- это отражение социального опыта. Она направлена на развитие в ребёнке умения общения, правильного поведения в жизненных ситуациях, развитие социального интеллекта.

  • Через игру в куклы он усваивает моральные и нравственные нормы общества, в котором живёт, выстраивает свой внутренний образ человека, его поведения, познаются такие категории, как добро и зло, хорошее и плохое, красивое и некрасивое.
  • Через игру с куклой, ребёнок выражает свой внутренний мир. Так, в воссоздании семейных отношений, примерке ролей членов своей семьи, можно увидеть то, как именно видит ребёнок свою семью, что сейчас его беспокоит, или же что он желает увидеть в своей семье.
  • Играя с куклой, ребёнок воспроизводит человеческие взаимоотношения в своём вымышленном мире, усваивает законы общества. Поэтому кукла и является одной из главных социализирующих игрушек.

 Кукла, однако, может так же иметь и отрицательное воздействие на психику ребёнка. Очень плохо на развитие влияют чётко фиксированные образы в кукле. Тому пример экспрессивные куклы Барби и всевозможные монстры. Посмотрите, ради интереса, на куклы из серии Монстер Хай. Их много на полках в магазине игрушек. Вызывающий стиль одежды и макияжа, стилизованная под ритуальные предметы мебель, образы «нежити» (ведьмы, вампиры и т.п.) у самих кукол...

Как вы думаете, какие категории усвоит ребенок, играя с этими куклами?

Здесь ребёнок имеет в игрушке чётко фиксированные человеческие образы и запрограммированный способ поведения.

  • Первое - это торможение фантазии и самостоятельности самого ребёнка. Заданный образ так силен, что его невозможно изменить. Так, игра с монстрами - это всегда погоня, битва, пожирание. Игра с куклами Барби - это нескончаемая череда переодеваний и покупок, самолюбование и соперничество. В куклах Монстер Хай сочетаются эти оба фактора.
  • Недостаток подобных кукол не только в том, что они слишком натуралистичны, что у них слишком ярко выражены агрессивность или половые признаки, а в том, что они лишают ребёнка возможности действовать и думать самостоятельно: придумывать, воображать и соображать, т. е. играть.
  • Эти куклы сами предлагают строго определённые действия: что и как одевать, на какую кнопку нажимать, чем кормить, в какой гроб ложиться спать (у серии кукол Монстер Хай кровати стилизованы в виде гробов). Детям остаётся только воспроизводить предложенные стереотипы действий, что они и делают охотно.

Главные же качества, которые должны проявляться и развиваться в детских играх - свобода действий, эмоциональная насыщенность, творческая активность, изобретательность, - при этом остаются совершенно невостребованными и не развиваются.

Ребёнку кажется, что он манипулирует игрушкой, а в действительности сама игрушка навязывает ему определённые действия. Игра заменяется манипулированием.

Надо понимать, что облегчая задачу ребёнка и сводя его игру к однообразным и стереотипным движениям, мы ограничиваем возможности ребёнка к самостоятельным осмысленным действиям, а значит и тормозим его развитие.

  • Ребёнок, нажимая кнопки, становится приставкой, и программа руководит его действиями.

Так же очень по-разному кукольный мир преподносит нам образ мужчины.

  • У девочек - это нежный, женственный Кен и другие "принцы в голубом", а порой и разная «нежить»,
  • У мальчиков же - брутальный, обвешанный оружием воин.
  • При таком разном подходе не стоит потом удивляться, что взрослые мужчины и женщины могут столь часто разочаровываться друг в друге.

Чувство ответственности за жизнь другого человека в ребенке не врожденное,- его еще надо воспитать.

А в играх с монстрообразными куклами на подсознательном уровне отрабатываются такие деструктивные навыки, как преобладание материальных ценностей (модные аксессуары, макияж, агрессивный стиль поведения) над душевными качествами личности, обесценивание межличностных контактов, введение загробной символики в жизненный обиход.

Вот вы сами стали бы окружать себя людьми неприятными вам? В своих друзьях вы хотите видеть то, что нравится или хотя бы не раздражает? Значит, нашим детям нравятся именно такие образы?

Вы не задумывались, почему за многотысячелетний период развития человечества в играх детей прежде никогда не появлялось подобных символов?

  • Человек всегда внимательно и уважительно относился к вопросам жизни и смерти, понимая, что шутить и играть с тем, что недоступно человеческому пониманию - смертельно опасно.
  • В стиле кукол Монстр Хай, к примеру, преобладает символика, далекая от образов добра, человеческой красоты и душевных ценностей.

Таким образом, правильность психического развития зависит не только от куклы, но и отношения взрослого к воспитанию ребёнка вообще, его благоразумия, понимания того, что ребёнок не может принимать жизненно важных решений - это ответственность взрослого.

А теперь перейдем к вопросу что делать, если ребенок уже увлекается куклами-монстрами.

  • Для начала осознайте, что не хватает вашему ребенку? (эмоциональный дефицит - точно есть!)
  • Потом постарайтесь внимательно выслушать ребенка и отнеситесь уважительно к его мнению.
  • А потом без раздражения и без осуждения попытайтесь изложить свою жизненную позицию, свои предпочтения. Примерно так.

Я не призываю родителей немедленно отказаться от раскрученных брендов, да и противостоять желанию ребенка не каждому удается. Поэтому обратитесь к помощи педагогов и психологов, которые помогут сориентироваться в ситуации и принять правильное решение. Ведь, оградив своего ребенка от такого рода игрушек, вы заботитесь о его будущем.

Освящая наши отношения, живет в каждом человеке Чистая Бессмертная Душа, которая, - стоит только сделать усилие, - обязательно поможет справиться с любой проблемой, потому что она - сильнее любого Зла. Только вспомни, что эта Бессмертная Душа обязательно живет в тебе, загляни на самую дальнюю ее полочку и ощути себя частью единой Сферы Любви. Тогда уйдет страх и печаль и тревоги, и ты подумаешь о том, что...
Вот тут - то каждый из вас подумает о своем. Ведь на самые дальние полочки вашей души заглядываете только вы сами.
Хорошо бы помнить о той Силе, которая есть у каждого из нас, пока мы стремимся к Свету и уходим от Тьмы.

«...Судьба - это не дело случая, а результат выбора; судьбу не ожидают ее создают». (Уильям Бриан)

 

 

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.