Из истории формирования Чина освящения храма
Освящение скинии (храма) и жертвенника (прообраза
современного престола) совершались еще в ветхозаветное время. Так,
патриарх Иаков воздвигал каменные алтари и освящал их во имя Господа
возлиянием на них елея (Быт 28:18; 35:14). По воле Божией Моисей
соорудил скинию при горе Синайской и торжественно посвятил ее Богу
посредством таинственного освящения. И Бог явил в ней видимое знамение
Своего присутствия и благоволения, покрыв скинию облаком, в котором
явилась Его слава (Исх 40:9, 16, 34, 35).
Позже царь Соломон вместо скинии построил в Иерусалиме храм и освятил
его с большим великолепием, и праздник освящения длился 7 дней в
присутствии всего народа (2 Пар 7:8-9). В ветхозаветной Церкви освящение
совершалось через внесение в скинию или храм Кивота Завета, пение
псалмов и песен, жертвоприношение, возлияние жертвенной крови на алтарь,
помазание елеем (освященным маслом), молитву и народное празднество.
И сам древний обычай освящать храмы, и многие его обряды унаследованы
новозаветной Церковью. Собственно христианские храмы освящаются по слову
самого Господа Иисуса Христа, повелевшего ученикам приготовить в
Иерусалиме «горницу большую, устланную, готовую» для совершения тайной
вечери (Мк 14:15).
Во времена гонений христиане, конечно, не могли освящать храмы так открыто и торжественно, как в древности, но строились они обычно над гробами мучеников, чем уже освящались. Этот обычай полагать под престолом останки святых мучеников навсегда утвержден 7-м Вселенским собором: хотя гонения и прекратились, христиане не хотели забывать, что Церковь утвердилась кровью мучеников за Христа, и продолжали строить храмы над их гробами; но поскольку число храмов быстро росло, и не везде были гробницы мучеников, то со временем стали привозить частицы мощей и закладывать их под престолом. Храмы должны были строиться с благословения епископа. Так постепенно утвердился обычай освящать место совместной молитвы христиан положением в церквах мощей и епископским благословением.
С увеличением количества церквей епископы уже не имели возможности
освящать все храмы, и освящали только престол, или его верхнюю доску, а
освящение здания предоставляли пресвитерам (священникам). Это послужило
началом для устройства переносных престолов, какие уже были в войсках
имп. Константина Великого, и антиминсов (греч. άντι - вместо и лат. mensa - стол, «вместопрестолие») - четырехугольных платов из льняной или шелковой материи с
изображением положения Христа во гроб; по углам помещаются изображения
4-х евангелистов, а на верхней части вшивается частица мощей. Антиминсы
появились, по-видимому, во времена гонений христиан, когда из-за
постоянных преследований невозможно было иметь во всех молитвенных
собраниях твердые престолы, освященные епископами, а освящать их
священникам согласно Апостольскому преданию нельзя. Антиминс, освящаемый
только епископом, заменял освящение престола и имел то преимущество,
что его легче было предохранить от поругания и осквернения неверных.
С IV в., когда прекратились гонения на христиан, началось торжественное и
открытое освящение храмов. Император Константин Великий основал в
Иерусалиме, на горе Голгофе великолепный храм Воскресения Христова, на
освящение которого он пригласил в 335 г. присутствовавших на Тирском
соборе епископов, священников и диаконов. Богослужение в этот день
началось с захода солнца и длилось всю ночь, а само торжество освящения
продолжалось 7 дней.
С IV в. обычай торжественного освящения храмов распространился по всему
христианскому миру. Его важнейшими элементами были водружение креста на
месте устроения престола, помазание стен священным елеем и кропление их
святой водой, чтение молитв и пение псалмов. Все они сохранились и до
наших дней; сохранилась от IV в. и молитва свт. Амвросия Медиоланского
на освящение храма, сходная с нынешней молитвой, произносимой при
освящении после устроения престола.
Полный чин освящения храма сложился не позднее IX в., отдельные же священнодействия и молитвословия, входящие в его состав, зародились еще в глубокой древности.
Вернуться к странице "Чин Великого освящения"