18.01.2015 Крещенский сочельник. Навечерие Богоявления

19 января Церковь вспоминает событие крещения Спасителя от Иоанна Предтечи в реке Иордан (Мф 3:13-17), отчего праздник называется «Крещение Господне». Название «Богоявление» усвоено празднику потому, что при крещении Иисуса Христа было явление всех трех Лиц Божества: Отец голосом с неба свидетельствовал о Сыне, и Святой Дух в виде голубя снизошел на Иисуса Христа, подтверждая слова Отца.

В навечерие (т.е. накануне, сразу после литургии 18 января) Богоявления и в самый день праздника - 19 января - совершается великое освящение воды. Обычно в эти два дня в храм приходит множество людей, чтобы набрать святой воды. Также существует обычай погружаться троекратно в воды ближайших водоемов с целью напомнить самим себе о великом Таинстве, через которое прошел любой христианин - о нашем собственном Крещении.

Но зачастую и приход за водой, и омовение в прудах и реках, где устроены купели, не несет под собой желания напомнить себе о тех обещаниях, которые были даны Богу в Таинстве Крещения. Нет желания вспомнить о кровавой жертве Спасителя на Кресте и Его Воскресении. Увы, стремление «освятиться» и «очиститься» от грехов с помощью употребления святой воды или купания в ледяной воде заслоняет истинный смысл торжества. Самое удивительное в этом всем, что если каждый спросит себя в этот день, уверен ли он в том, что употребление воды и купание в ледяных потоках смывает наши грехи - уныние, объедение, пьянство, злобу, зависть, грубость, гнев, раздражение, блуд, воровство и пр. - то каждый честно признается, что он в это не верит. А если и верит, то ему в Церкви вполне законно заметят, что его вера - магическая, это не вера в Бога, а вера в ритуал, чего Православная Церковь никак не может разделять и тем более этому учить.

Для чего же тогда участвовать в том, во что не веришь или осквернять неверным пониманием святость праздника? Ради традиции? Но традиция - это передача истинного смысла, таинственного и прекрасного, через внешние формы - язык, живопись, архитектуру, иконопись, ритуал, притчу, поучение и пр. Если же остались формы, а смысл утрачен - то эта традиция ложная! Итак, давайте же вспомним истинный смысл Таинства Крещения, чтобы понять, что мы празднуем, для чего нужна святая вода, и как вообще христиане проводят эти дни.

В Евангелии по Иоанну Господь говорит, что человеку необходимо родиться второй раз от воды и Духа, чтобы войти в Царство Небесное. Итак, крещение мы вслед за Иисусом Христом называем вторым рождением. Но ведь рождение младенца в мир означает полное изменение способа его существования, означает необходимость питания, научения ходить, говорить - жить, в конце концов. Таинство Крещения - это рождение в новую жизнь, т.е. после крещения любой человек должен питаться духовной пищей (читать Священное Писание и духовную литературу, участвовать в таинствах исповеди и причастия), учиться ходить (т.е. молиться, ходить в храм), учиться действовать по-новому, по-христиански (не нарушать заповеди и закон, оказывать помощь нуждающимся, заботиться о больных и пожилых людях), а главное - научиться жить в присутствии Живого Бога, в Его радости и любви. Вот к какой жизни должны были бы мы все родиться в купели своего Крещения.

Теперь скажем о самом Крещении, что мы в нем вспоминаем. Апостол Павел говорит в послании к христианам Рима, что мы крестимся в смерть Иисуса Христа. Он родился в плоти падшего человека, воспринял всю боль того, кто потерял Бога, стал немощным и умирающим из-за болезни греха, которая, как рак, убивает в нас одну клетку за другой. Он стал нашим Врачом, который принес нам лекарство бессмертия - Самого Себя, и соединил нас с Собой. Бог - это жизнь и бессмертие: тот, кто соединяется с Ним, получает исцеление от «рака» греха и смерти, вначале духовной, затем и физической в воскресении из мертвых. Апостол Павел говорит, что Христос умер для нас, чтобы умертвить на кресте наши грехи, чтобы они уже не господствовали над нами, и как Он воскрес в новом теле, бессмертном и исцеленном, так и мы после крещения должны возрождаться для новой жизни со Христом, а умирать для греха.

Получается, что в Крещении нашем мы одновременно вспоминаем смерть за нас Спасителя и его победу над смертью в Воскресении. Мы вспоминаем пролитую ради нас кровь и новое рождение для новой жизни. А теперь представьте: как мать вспоминает роды своего ребенка? Или как сослуживец вспоминает смерть своего товарища, который пожертвовал собой, ради того, чтобы спасти других? Полагаю, что и первое и второе мы вспомним с радостью и благоговением, но и со слезами, с осознанием мучений, которые были совершены ради спасения и новой жизни. В каждый дом заглянула война в 41-м году, унесла множество жизней, и 9-е мая мы вспоминаем с необычайной силой торжества победы жизни над смертью, жертвенность наших дедов мы не забудем, и будет всегда ликовать наше сердце, и глаза наши не пересохнут от слез благодарности, трагедии и неописуемого восторга о свершившейся Победе.

При чем тут Крещение? А при том, что мы в этот день вспоминаем выход Христа на войну, на добровольную жертву, на смерть ради нас из-за наших грехов и ради нашего выздоровления и спасения. Мы вспоминаем это событие, как весть о покаянии, как радость явления Бога - любящего и спасающего, посылающего своего Сына на войну ради спасения людей. Вспоминаем и верим в Бога, который кровью распятия омывает человека от смрада грехов, как воин бросается под пули, как мать в муках рождения дарует свет ребенку, дает новую жизнь в радости и любви.

Покаяние - начало пути человека к Богу - это путь, к которому призвал пророк Иоанн Креститель и Сам Иисус Христос. Вода же является символом новой чистой открытой для Света жизни, той Жизни, которая дана нам Христом, которая приносит нам исцеление от «рака» страстей, дает нам при условии искреннего покаяния на исповеди прощение грехов, врачевание душевных язв, а возможно и физических недугов. Поэтому эти святые дни любой христианин проводит в храме, где воспевается Победа над грехом и смертью, где вспоминается наш Отец, жертва Сына и радость Святого Духа. Где благодарность, радость, благоговение и понимание жертвенного страшного пути Господа на Голгофу ради спасения всех соединены в едином потоке очистительных вод. Как в рождении ребенка мы никогда не забудем о матери, как в спасенной на войне своей жизни мы не забудем друга, спасшего нас, так и в праздник Крещения давайте не забудем прийти в храм на исповедь и на службу, чтобы прославить и не забыть Христа.

Если же святая вода и окунание в купели для нас будут важнее богослужения, Таинства крещения, исповеди, то мы уподобимся любящим детские игрушки без матери и детей, любящим жизнь без благодарности и скорби о тех, кто нам её спас и даровал. Пусть же радость и величие смысла наполнит наши сердца, а тогда и форма не потеряет своей истинной традиционности и торжественности и не превратится в рутинный веселенький ритуал.

Исповедь происходит в нашем храме ежедневно, а Крещение наше не завершается прошедшим торжеством, как и жизнь ребенка не заканчивается рождением, а лишь начинается. Призыв к покаянию, призыв к познанию любящего Отца Небесного всегда звучит в Церкви. Не будем же ограничивать сами себя лишь знаменательными событиями, а всегда будем помнить о Боге кающихся и об очистительных водах нашей Крещенской купели.

Антон Кабанов
катехизатор-миссионер Михаило-Архангельского храма г.Пущино

18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)
18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)
18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)
18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)
18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)
18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник) 18.01.2015 Навечерие Крещения Господня (Сочельник)