12.06.2011 День Святой Троицы

День Святой Троицы. Пятидесятница. Сошествие Святого Духа.

Ветви и цветы при богослужении в Пятидесятницу

В Православной Церкви существует благочестивый обычай украшать в праздник Пятидесятницы храмы Божии и жилища зелеными ветвями, травами и цветами. Это обыкновение, вероятно, произошло из примера Церкви ветхозаветной. Иудеи в праздник Пятидесятницы украшали синагоги и дома древесными ветвями, травою и цветами, в память того, что закон дан был в то время, когда близ горы все зеленело и цвело, и притом во время странствования их по пустыне, когда и сами они должны были жить в кущах из древесных ветвей. Сионская горница, где Дух Святой сошел на апостолов в день Пятидесятницы, вероятно, по обычаю ветхозаветному, также была украшена в сей день древесными ветвями и цветами. Кроме того, в Церкви ветхозаветной был также священный обычай приносить в праздник Пятидесятницы первые плоды жатвы, которая в Палестине оканчивалась к сему времени (Лев 23:16-20, Чис 28:26). И в праздник христианской Пятидесятницы ветви и цветы приносятся как начатки Богу от весны, обновляющейся силою Духа Зиждителя и указуют на духовное плодоносие Церкви Христовой. Иудеи, украшая кущи листьями и плодами, сим самым изображают новозаветную Церковь, произрастшую после закона. (святитель Григорий Нисский).
Могла иметь влияние на обыкновение украшать дома и храмы зелеными растениями и мысль о явлении Бога в виде трех странников Аврааму у дуба Мамврийского, где стояла его куща. Воспоминание о священной Мамврийской дубраве само собою располагало христиан в день Святой Троицы видеть в храмах древесные ветви и цветы, дабы таким образом украшенный храм Божий очевиднее изображал собою ту святую кущу, где некогда благоволил явиться Триединый Бог.
Гостеприимство Авраама

Великий Вход на День Святой Троицы в Пущинском храме 
Коленопреклоненные молитвы в День Святой Троицы
День Святой Троицы в Пущинском храме
Многая лета отцу Михаилу, день рождения которого пришелся  на Троицын день
 
День Святой Троицы в Пущинском храме

О происхождении, смысле и значении праздника

День Пятидесятницы берет свое начало в Церкви ветхозаветной. Ветхозаветная Церковь совершала праздник Пятидесятницы в 50-й день от Пасхи своей, в память Синайского законоположения и торжественного вступления Бога в завет со всем народом избранным. Праздник ветхозаветной Пятидесятницы в память Синайского законоположения был предпразднством и преобразованием новозаветной Пятидесятницы и Сионского законоположения. Еще пророк Иоиль предвозвестил: «излию от Духа Моего на всяку плоть, и будет в горе Сионе и во Иерусалиме спасаемый» (Иоил 2:28,32). Пред Своими Страданиями и Смертию Господь Сам обещал апостолам, скорбевшим об отшествии Его, послать вместо Себя иного Утешителя, Духа истины, Который наставит их на всяку истину (Ин 16:13). В день новозаветной Пятидесятницы, в 50-й день после исшествия Своего из гроба и в десятый по Вознесении Своем, Господь, восседший одесную Бога Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов.
Сошествие Святого Духа совершилось в великий праздник, чтобы сие чудесное событие сделалось известно многим, - в Пятидесятницу, когда древле и закон Богоотворенный дан был народу Божию; ибо в 50-й же день подобало излиться и Духу благодати, потому что Иисус Христос пожрен был во дни ветхозаконной Пасхи.
Там гора Синай - здесь горница; там огнь - здесь огненные языки. Вместо мрака и громов синайских здесь с небесе шум, дабы явно было, что один и тот же есть Дух Святой, тогда и ныне законополагающий, освящающий и совершающий. Сошествие Духа Святого было в виде языков в ознаменование живого и действенного слова, которым апостолы имели научить и обратить ко Христу вся языцы. В виде огненных язык - в знак крещения Духом Святым и огнем, как предсказал Предтеча (Мф 3:11), и освящения учеников Христовых.
Сошествие Святого Духа на апостолов есть совершение Нового, вечного Завета с человеками, о котором предсказал пророк Иеремия: «... вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом». (Иеремия 31:33)
Дух Святой, сшедший на апостолов, начертал вместо Синайского новый Сионский закон, не на скрижалех каменных, а на скрижалех сердца (2 Кор 3:3). Место закона Синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (Рим 5:16-21).

по книге "Служба в Неделю Святыя Пятьдесятницы"М: Издательский Совет РПЦ, 2004г