19.02.17 Проповедь в Неделю о Страшном Суде

СЛУШАТЬ ПРОПОВЕДЬ

 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! Сегодня начну свою проповедь издалека, с проблемы воспитания детей. Часто дети нас огорчают, их поступки вызывают у нас часто чувство негодования и желание как-то исправить их поведение. Но бывает так, что в этот момент мы забываем о главной цели нашего воспитания и просто срываем свою злобу на наших детях. Тогда наши крики, порой шлепки, наказания являются бесполезными, а, может быть, даже и вредными. Поскольку в этот момент мы преследуем не высшую цель, состоящую в том, чтобы наше чадо в конце концов стало Образом Божьим, а лишь досаду или обиду на то, что оно не соответствует тому идеалу, который мы рисуем в своём воображении.

Одна из наших насущных задач - научиться так реагировать и наказывать наших детей, чтобы это было полезно. Слово «наказание» является однокоренным со словом «указание», «указ», «указка», т.е. это не просто негативная реакция на плохой поступок; это способ поставить наших детей на правильный путь и сделать их настоящими людьми. А что такое настоящий человек? Это - христианин.

Почему я сегодня об этом говорю? Потому что через неделю мы начнём себя воспитывать, воспитывать в Пост. Мы уже воспитываем не детей, не подопечных, а именно самих себя, потому что утеснение в пище, в развлечениях, в мировосприятии это на самом деле - наказание нас самих для нас же самих, для того, чтобы мы чему-то научились.

Я начал с педагогики, чтобы мы ощутили всю нелепость нашего поста, когда мы считаем, что надо себя как следует наказать, лишив того или иного, но не ставя перед собой никакой дальней задачи. Мы не желаем, чтобы эти «наказания» (в хорошем смысле слова) нас к чему-то привели. И часто нам кажется, что пост хорош сам по себе и нужен только для того, чтобы откупиться от Бога, который будто бы хочет, чтобы мы сами себя наказывали. Но ведь Богу совсем не нужно, чтобы мы были жестоки к себе. Через пророка Исаию Он говорит о том, что Ему ненавистны наши жертвы (Исаия 1 гл.) и не нужны наши приношения в виде постов. Это нужно не Ему, а нам, потому что это нас с вами воспитывает для того, чтобы в конце концов обратиться ко Господу, для того, чтобы вспахать эту землю и попросить, чтобы Господь её засеял. Чем засеял? И как вспахать? Вот это и есть главный вопрос наступающего Поста. К чему мы должны в конце концов прийти? Просто пожить строго в течение сорока дней, а потом вернуться на те же рельсы? Это же глупо и бесполезно. Это очень напоминает неразумных родителей, которые наказывают лишь только для того, чтобы сорвать свою злобу. Да, мы знаем, что нас надо наказывать, что мы плохие. Давайте серьёзно себя накажем, а после этого опять начнём грешить по-прежнему, без всякого исправления? Нет. Нам надо, чтобы этот Пост смог нас в конце концов развернуть в правильную сторону.

А сегодня у нас, братья и сестры, Неделя о Страшном Суде. Именно в эту Неделю вспоминается то, каким должен быть христианин. Господь рассказал притчу, которая показывает, кто достоин быть в Его стаде, а кто - нет, кто является христианином, а кто - нет. Удивительным образом накануне Поста Церковь не даёт нам никаких идей о том, что, например, тот, кто прочитал много молитв, войдёт в Царство Небесное, или тот, кто не ел ничего абсолютно, войдёт в Царство Небесное. Даже не сказано о том, что тот, кто пожертвовал больше всех, войдёт в Царство Небесное. А сказано о том, что войдёт в Царство Небесное тот, кто научился правильно видеть Бога. Где? В других людях. И ещё в самих себе.
 
По поводу других людей понятно, потому что сама притча рассказывает нам, что тот, кто напоил, накормил, одел, позаботился, навестил больных, тот всё это сделал ради самого Бога, ради самого Христа. «...так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне», - говорит Христос (Мф., 25: 40). Как ещё в самом себе увидеть Бога? Мы не видим Бога в других людях, потому что через нас Бог не смотрит на них. Важно, что мы любим других людей, тем более врагов, не своей любовью, а той любовью, которой Бог любит всех абсолютно, даже своих врагов. Что же это значит? Это значит, что в нас Христос должен присутствовать. И мы Его в себе должны видеть, Его глазами смотреть, Его любовью любить.
 
Такую задачу нам надо поставить себе перед предстоящим Великим Постом. Чтобы мы это сделали не просто для того, чтобы отмахнуться, сделать домашнюю работу. А как сейчас дети делают домашнюю работу? Списывают решения в Интернете и получают свои «пятёрки». Хотим ли мы получить такую «пятёрку» после этого Поста? Что же нам нужно? А нам нужно, чтобы мы изменились. Чтобы уже не оценки ставились, а в нас жизнь жительствовала. Вот к этому мы и должны стремиться. Опять повторю вопрос, который ставил на одной из прошлых своих проповедей: для чего мы живём? Для себя? Ну, тогда это не про христианство. Христос жил для других. И нас к этому же призывает. Но нам мешает жить для других наша греховность. И поэтому Великий Пост - это самое лучшее средство для того, чтобы себя наказать, но для того, чтобы мы начали жить для других. На это и давайте настраиваться. Спаси Христос!
Протоиерей Дионисий Крюков