«26.02.17 Проповедь в Неделю сыропустную», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/propovedi/17-02-26

26.02.17 Проповедь в Неделю сыропустную, Воспоминание Адамова изгнания

СЛУШАТЬ ПРОПОВЕДЬ (https://vk.com/video-92685013_456239067)

 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа !
Дорогие братья и сёстры! Вступая в Великий пост, мы должны поставить задачи - ради чего мы это делаем, как мы должны провести этот пост, чему это должно способствовать. Чтобы мы, начав этот путь с завтрашнего дня, дошли до Пасхи с духовными приобретениями. Господь говорит о том, что поститься надо по существу. Он говорит о том, что нельзя поститься лишь только для формы - для того, чтобы выглядеть постящимся, для того, чтобы исполнять только предписанные ритуалы, при этом никак это не переживая. Он говорит, что так же делают это и фарисеи - лицемеры, которые при пощении омрачают своё лицо и всем видом изображают, что они находятся в состоянии внутреннего делания. Делают это они не для того, чтобы что-то в себе изменить, а для того, чтоб все окружающие в очередной раз ими полюбовались.
Господь говорит о том, что мы должны вести себя по-другому, никому не показать, что мы постимся. Чтобы лицо наше было светлое, чтобы одежды наши были праздничные, чтобы «волосы наши были помазаны». Мы не мажем как в древности волосы, чтоб они изображали торжественность, но, тем не менее, внешне наш пост не должен никаким образом отражаться. Ведь если мы это делаем ради красования, похвалы - то мы конечно их получим. Но только мы получим похвалу здесь, а у Бога всё это будут глиняные черепки.
Господь также говорит, что мы не должны собирать сокровища здесь, на земле. И имеются в виду сокровища не обязательно материальные - сокровища общественного уважения, внимания, почтения. Эти сокровища дьявол может похитить у нас, и мы останемся ни с чем. А вот сокровища, которые на небесах - это подлинные сокровища! Оттуда их никто не сможет похитить у нас.
И дальше - знаменитая формула, которую выводит Христос, о которой нам надо задуматься: «Где будет сокровище ваше, там и сердце ваше». Это та формула, которую можно выбить золотыми буквами на гранитной доске, повесить на стену и смотреть каждый день.
Вся беда нас, полухристиан, недохристиан - в том, что у нас нет сокровища в сердце в виде Бога. У нас же в сердце всё, что угодно, только не Бог. Никакой радости мы не можем испытать от духовной жизни , редко - редко когда это нам удаётся. А ведь сокровище всегда даёт радость. Вспомните, что нас так сильно волновало. Например, кто-то купил машину и думал о ней год до покупки и ещё год после покупки, всё время, вспоминая и радуясь о том, как это приятно - сесть за руль на мягкое кресло. Кто - то радуется покупке обновки, кто - то драгоценности, премии, которую дали на работе, квартире, которую получил или купил. Это всё понятные радости, человеческие. Но они преходящие. И Господь не случайно говорит, что в этом мире радость дьявол обязательно похитит. Она действительно похищается. Никогда машина не сможет тебя радовать от момента покупки до конца твоих дней . Обязательно тебе захочется другую машину. Никогда выданная премия не будет радовать тебя в течение всего года, потому что она скоро закончится, и ты опять начнёшь роптать на недостаток денег. Опять дьявол это похитит. А что дьявол не сможет похитить? То сокровище, которое является духовной радостью. Духовную радость, к сожалению, словами не опишешь. А может я её не могу описать, так как не переживал в той степени, в которой это можно было бы передать. Но знаю, что так оно и есть, и сам Господь об этом говорит. То счастье пребывания с Богом , счастье духовной жизни, счастье смысла этой жизни в приобщении к духовным переживаниям - это то, что будет всегда. Конечно, враг умеет это похищать, но до конца он никогда это не осуществит. И цель приобретения этого сокровища, которое всегда нас будет греть, которое всегда будет находиться вместе с нами, эта цель и должна перед нами стоять в предстоящем посту.
Ведь пост и откапывает в глубине нашей души это сокровище. Вчера на литургии читался отрывок, который тождествен сегодняшнему, но там есть ещё слова о том, что не только не поститесь напоказ, но и милостыню не давайте напоказ. Вчера меня посетила мысль, которую хочу повторить вам сегодня. В нашем современном мире милостыня уже перестала быть такой драгоценностью, которую можно было бы творить напоказ. Что я имею в виду? То, что мы на самом деле стесняемся милостыни. Вспомните, когда вы проезжаете в Московском метро, с такой ли готовностью и радостью вы вытаскиваете кошелёк для того, чтобы заглянуть в него и дать просящему?! Нет, мы на самом деле стесняемся и боимся этого - что про нас подумают окружающие. Нам стыдно оттого, что окружающие увидят, как мы даём милостыню. Это показатель того, в какой степени современный мир извратился. Если во времена Христа милостыня - это нечто, что можно творить напоказ, то теперь мы этого стесняемся. Но заметьте, идёт нищий по вагону - никто не даёт, но если хоть один человек начнёт доставать кошелёк, обязательно второй, третий тоже достанет. Это говорит о том, что в современном мире твоя милостыня может зажечь другого на подобное действие. Но это не значит что мы должны с таким видом доставать кошельки «Я достал, доставайте остальные!» Это значит, что мы должны в первую очередь ставить перед собой задачу духовную. Задача - эти сокровища переправить на небо. И не себе приписать. Вот это наше присущее изначально фарисейство - оно в такой степени нас поработило, что даже самые хорошие поступки мы делаем плохими. И мы, современные христиане, и хорошие поступки не хотим совершать, потому что думаем: «Ну, они всё ровно станут плохими». Вот этого нам допускать нельзя. Мы не должны быть мытарями, которые гордятся, что они - не фарисеи. Мы должны быть мытарями, которые ничем не гордятся, а только лишь каются. Спаси вас Христос!

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.