«Проповедь в Неделю о блудном сыне», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/propovedi/12-02-17

12.02.17 Проповедь в Неделю о блудном сыне

СЛУШАТЬ ПРОПОВЕДЬ  (https://vk.com/video-92685013_456239065)

С праздником, дорогие!
У нас с вами сегодня начало второй подготовительной недели к Великому посту.
В прошлый раз мы читали притчу о фарисее и мытаре, а сегодня - о блудном сыне. Притча, надо сказать, удивительная. Удивительная соотношением внешней простоты и внутренней смысловой бездонности. Иногда кажется, что её даже не надо комментировать. Надо просто читать её постоянно, не только в этот день, но и на протяжении всего года. Читать и вдумываться - и каждый раз будут открываться всё новые и новые смыслы.

В этой притче повествуется о трёх людях - об отце и двух сыновьях. Представим, как в математике, что это три вектора, которые образуют систему координат. И благодаря этой системе мы можем чувствовать, видеть пространство, которое она описывает. Как пространство внешнее, так и пространство внутреннее.

Человек может смотреть в две стороны - либо вовне, либо внутрь себя, и всегда он смотрит с какой-то позиции. И возникает такая проблема, путаница - вовне человек смотрит с одной позиции, а вовнутрь - с другой. Получается, то, что мы прощаем себе любимым, мы не прощаем нашему брату во Христе.

Человек в отсутствии координат, каких-то ориентиров, эталонов не может понять, где же он находится, куда сместиться, как найти выход из ситуации. И эта притча, если её использовать как эталон нашего поведения, позволяет нам видеть себя не в объёме, а как бы разложенным на составные части. В каждом из нас присутствуют все трое - и отец, и один сын, и другой сын. Нам только надо это увидеть.

Допустим, вот я взрослый. У меня есть дети. И я, понятное дело, вижу мир с позиции отца. Дети не слушаются - я пытаюсь им что-то говорить, как-то их вразумлять. Как понять, правильно я делаю или нет? Притча отвечает на этот вопрос совершенно чётко.

Например, сын пришёл и говорит: "Папа, прости меня", а я ему начинаю в ответ: "Вот ты понял теперь, да? Так нельзя делать". Или другая ситуация: муж с женой друг с другом общаются и он говорит: "А вот помнишь, год назад я тебя простил? Ох, как я тебя простил! А ты вот что снова, да? А год назад я тебя уже за это прощал!"

Если я ловлю себя на подобных диалогах, притча позволяет мне чётко про себя сказать, что я далёк от идеала отца.
С другой стороны, эта же система координат позволяет нам увидеть себя не только в линейной плоскости. Я должен про себя понимать, что я не только отец, но я ещё и сын. Я, может быть, и не взбрыкивал, как блудный сын, но таился, как второй. Во мне обязательно присутствуют все три составные части, только я могу их не видеть.

Например, иногда говорят: "Батюшка, не вижу грехов своих". Вроде понятно - не видишь. Почему не видишь? Может, не туда смотришь? Может, как-то не так себя пытаешься оценить? А здесь всё просто. Есть три варианта ответа: отец, сын блудный сын полублудный. И примеряй на себя, ты уже знаешь, куда смотреть. А раз видишь - начинаешь щупать, а раз щупаешь - обязательно нащупаешь. И тебе обязательно откроется, какой ты. Какой ты отец, какой ты сын? Пришёл ты просить прощения, не пришёл? Вроде ты не взбрыкивал, а любви не научился. Дом отца не стал твоим домом, хотя прожил ты с ним половину жизни уж точно, может быть, и две трети. Дом отца не становится твоим домом. Вот какая трагедия. Её надо увидеть. Мы же порою смотрим только на внешнее. Эта притча нам помогает увидеть ещё и внутреннее.

Это первый момент, который я хотел вам сказать. Есть и второй, который тоже мне кажется важным. Мы понимаем, что Господь всё делает нашего ради спасения. Это не абстрактные слова, а очень реальные и прикладные. И в этом году так выходит, что в это воскресенье на притчу о блудном сыне приходится праздник святителей и вселенских учителей. И это не какая-то случайность календаря, это нам так послал Господь. Нам это надо как-то осмыслить. Это очень важно, потому что мы часто сталкиваемся со следующей ситуацией: приходят к нам, например, адвентисты, и мы не можем им ничего сказать. Мы боимся. И мы не знаем нашей веры. Почему не знаем? Да потому что не учили. Мы читаем книжки лёгкие, которые продаются везде - жизнеописание батюшки какого-нибудь хорошего, как он своих духовных чад окормлял, какие советы давал, и нам тоже кажется, что мы приобщаемся к их жизни. Оно, может быть, и хорошо и правильно, но очень-очень недостаточно, потому что все базовые знания мы получаем из школы, от учителей. Чем отличаемся все мы друг от друга? Только разными школами. Один учился у такого преподавателя, что смог поступить в Московский государственный университет, а другой учился у совсем другого учителя и, может быть, тоже что-то знает, но при этом вообще никуда не поступил. И вот эти великие вселенские (всех они научили!) учителя проходят мимо нас. Они написали огромное количество творений, они написали комментарии на Новый Завет, на Священное Писание, и написали это своим языком. То, что мы слышим вторично, третично - это уже производные. Мы сами себя лишаем слов тех людей, которые были прославлены на заре христианства.

Надо читать обязательно. Может, надо выбросить любимые книжечки, которые нас только радуют и мало чему научают. Сейчас начинается Великий пост, и, может быть, мы попробуем выкроить время, чтобы почитать Василия Великого, Иоанна Златоустого, Григория Богослова. Хотя бы что-нибудь, чтобы в наши головы вошли их слова. Ведь как они говорили, так они и думали. Мы тоже как-то говорим, но нам надо научиться думать так, как думали они. Для этого надо обязательно читать их тексты, без текстов ничего не получается.
Священник Михаил Заичкин

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.