«05.02.17 Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/propovedi/05-02-17

05.02.17 Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее

СЛУШАТЬ ПРОПОВЕДЬ (https://vk.com/video-92685013_456239064) 

 
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие братья и сёстры!
Мы с вами очень редко задаёмся самым главным вопросом бытия — зачем мы живём? Очень просто всё в жизни мы пытаемся устроить. И Бог в нашей жизни тоже занимает нами самими отведённое Ему место. Очень часто это место — несколько подчинённого положения. Точно так же, как у фарисеев.

Почему мы именно сегодня об этом говорим? Потому что нам Господь даёт для вразумления эту притчу о мытаре и фарисее накануне поста. Мы её можем вспомнить просто с сюжетной стороны, но ведь очень важно, чтобы наши рассуждения коснулись исправления нашей жизни, особенно накануне поста, потому что пост — время, когда мы должны что-то в себе поменять.
В центре жизни фарисеев были они сами. Они себя поставили на пьедестал, были для себя самыми главными и интересными личностями. Бог в этом смысле являлся вспомогательной личностью рядом с ними, помогающей им в том, чтобы стоять на этом пьедестале. Жили они, таким образом, сами для себя. Никакой высокой перспективы у них не было. Самым важным для них было сохранение внешнего фасада своего благочестия. В мыслях фарисея из притчи это отразилось. В этом образе Господь показывает каждого из нас, потому что фарисейство очень естественно для падшего человека.

Фарисей благодарил Бога за то, что он не такой как другие грешники, преступники, люди, очевидно идущие против закона. Самое страшное, что он сказал: «Я благодарю Тебя, что я не такой, как этот мытарь». То есть он пренебрёг рядом стоящим человеком, сразу же от него мысленно отрезал себя. Мытарь же, напротив, стоял и ни на кого не смотрел. Он и так прекрасно понимал, что он хуже всех. Не смея поднять глаза к небу, он говорил: « Боже, милостив буди мне грешному». Это та самая молитва, которая нам предлагается каждый день для нашего переживания, для нашего настроя на текущий день в утренних молитвах.

Мы тоже зададимся этим вопросом — для чего мы-то живём? Кто в центре нашей жизни — Бог ли, ближний или мы сами? Давайте честно скажем, что мы сами. Именно поэтому нам всё время наши проблемы важнее, чем проблемы других. Именно поэтому мы всё время только и думаем, что бы попросить у Бога, чтобы нам жизнь была слаще, проще. И тем самым затмеваем свой взор от всех остальных и тем более от Бога. Апостол говорит: «Не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?” Это про нас — мы не любим никого — ни ближних, ни Бога. И в этом смысле получается, что мы очень близки к этим самым фарисеям.

Наш приход в церковь не должен быть требой. Он не должен быть чем-то, что помогает нам облегчить свою душу, получше устроиться в духовной жизни. Каждый наш приход в церковь должен быть постановкой самых главных, глобальных вопросов — для чего я живу, кто главный в моей жизни? Ответ будет понятен, потому что мы давно уже выучили все правильные ответы. Но главное, чтобы этот ответ был руководством к действию.

Ещё сегодня мы вспоминаем новомучеников и исповедников Российских. Это святые, которые показали, кто у них главный в жизни. Они, страдая ради, с точки зрения житейской логики, вещей ненужных, неочевидных, которые пощупать невозможно, отдавали свою жизнь ради Церкви, ради братьев и сестёр во Христе, ради Бога. Именно эта готовность идти до конца, до смерти и даёт нам главное направление в нашей жизни. Мы всегда должны приходить в церковь и понимать, что сюда мы приходим засвидетельствовать свою готовность идти до конца.

Ещё хотел бы поделиться, наверное, в этот день это будет уместнее всего: совсем недавно узнал историю одного репрессированного человека. Она, может быть, не слишком яркая и трагичная, но всё равно очень показательная.

Некий человек, реставратор, учился в Академии художеств в классе Ильи Репина, закончил её с отличием. Стал работать реставратором сначала в Русском музее, в Эрмитаже, потом в московских музеях. После того, как советская власть установилась, он продолжал работать реставратором. Приезжал он и в Подмоклово, снимал ту знаменитую картину Страшного суда со стены.

Так вот, он, реставратор, всю свою жизнь занимался тем, что сохранял культурные христианские ценности. Для него культура была неотделима от христианства. И вот на его глазах всё то, что он сохраняет — разрушается. Сносятся удивительные, чудесные, неповторимые памятники русской архитектуры. Сжигаются иконы, сбиваются уникальные фрески… Много всего на его глазах происходит. Он не может молчать, говорит о том, что это варварство, преступление против своего же будущего, против подрастающего поколения. Исход очевиден: так как он против действий советской власти, реставратора берут под стражу и дают ему срок, хотя и не слишком строгий, так как он уже человек пожилой....

Конечно, эта история не такова, как у Илариона Троицкого, нашего земляка, который тоже был человеком, очень любившим искусство, ценившим, например, Сикстинскую Мадонну Рафаэля и проповедовавший об этом. Его история нам знакома. Мы знаем, как его сослали из одной ссылки в другую — с Соловков в Астрахань. По дороге он заболевает тифом, умирает. Очевидна трагическая жизнь. Но многих ещё и просто расстреливали по ложному обвинению. Приговор выносили быстро, спешно и расстреливали буквально вповалку.

Всё это страшные события нашего совсем недавнего прошлого. Но они же и очень радостные. Потому что они показывают, чем Церковь живёт. Она живёт именно этим — уверенностью, что живём-то мы не для самих себя, не свою шкуру должны спасать. И уж тем более не просить у Бога лишь того, что нам удобно и приятно.

Кто мы — мытари или фарисеи? По какую сторону этого водораздела мы окажемся — с Господом или с Его врагами?
Пошли нам, Господи, силы для того, чтобы быть верными до конца. И да хранит вас Господь!
Протоиерей Дионисий Крюков
 

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.