«21.08.2008 "Христос и Будда" лекция диакона Андрея Кураева», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/kuraev

21.08.2008 "Христос и Будда" лекция диакона Андрея Кураева

21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино
21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино
21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино
21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино 21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино 21.08.2008 Андрей Кураев в Пущино

Размышления после лекции диакона Андрея Кураева на тему «Христос и Будда».

Диакон Андрей Кураев - личность яркая, многосторонняя и неоднозначно воспринимаемая разными людьми. «Почетный выпускник МГУ», философ и богослов, он интересен многим людям научного круга. В 90-е годы многие представители научной интеллигенции утвердились в вере, благодаря его апологетическим статьям. В то же время его аудитория - и, так называемая, «неформальная» молодежь, которую он завоевал, благодаря своему уникальному опыту миссионерства на рок-концертах. Вопрос «Подобает ли православному священнику проповедовать на рок - концертах?» до сих пор дискутируется, кто-то это принимает, кто-то нет. Но отец Андрей делает свое дело, в то время как многие родители и педагоги просто теряются, не зная, на каком языке говорить с подростками, как донести до них, что есть в жизни что-то более важное и высокое, чем бесконечные тусовки.
Тема заявленной лекции - «Христос и Будда», пожалуй, была злободневной лет 10 назад, когда в нашу духовно изголодавшуюся страну хлынул поток всевозможных религиозных учений. Тогда, действительно, многие люди поняли, что жить без веры тяжело, и стали искать, в кого же верить.
Сейчас, казалось бы, ситуация изменилась. Храмы открылись и обрели своих прихожан, различной религиоведческой литературы более чем достаточно, вроде бы каждый определился, в кого он верит или не верит. Но полный зал Дома ученых на лекции отца Андрея показал, что тема вовсе не утратила своей актуальности. Интерес к восточным учениям в нашем городе не угасает. Мне кажется, что еще бытует мнение о том, что православие - это просто какая-то совокупность обрядов, а вот восточные учения - это, действительно, духовность. Безусловно, любая философская мысль, любая попытка человеческого разума найти Бога, найти идеал, заслуживает уважения. Буддизм, как культурообразующая религия стран Азии, достоин того, чтобы его изучали. Но тем более достойно этого православие - культурообразующая религия нашей страны.
Отец Андрей говорил о том, что наше религиозное образование формируется чаще по «цветастым брошюрам», случайно купленным на развалах. Он порекомендовал тем, кто действительно интересуется буддизмом, а также буддизмом в сравнении с христианством, труды ученых-востоковедов, которые послужили для него самого источником его знаний в этой области. То же можно сказать и о православии. Не стоит изучать его по брошюрам типа «Как защититься от сглаза» или «Кому молиться при определенной болезни». Нельзя воспринимать религиозный обряд потребительски, как оберег от несчастья.
Один из переводов слова «религия» - восстановление утраченной связи с Богом. Поэтому, если мы хотим разобраться в сути, в чем же принципиальное различие двух религиозных путей, нужно действительно сравнивать не недостойных представителей, которые есть и в буддизме и в христианстве, а идеал, конечную цель этих путей и делать свой выбор.
Кто мне ближе - Христос или Будда? Чего я хочу по завершении моего земного пути: «раствориться в Нирване, утратив свою индивидуальность, или, напротив, сохранить ее для вечности» и именно для этого прожить свою земную жизнь достойно?
Какую духовную практику мне избрать - молитву или медитацию? Хочу ли я заснуть, отключить свое самосознание и таким образом уйти от проблем, тогда я выбираю медитацию, (непонятно, правда, чем она лучше наркотического транса, разве что безопаснее для здоровья, да и то лишь телесного). Или же я хочу пробудиться, увидеть, что я сам, мои грехи - причина моих проблем, и тогда я прибегаю к молитве - к общению с тем, кто несравнимо выше меня, от кого я жду помощи и вразумления.
Другое заблуждение нашего времени - сравнивать Христа и Будду как Учителей и говорить, что между ними нет принципиального различия. Нравственное учение практически всех религий, действительно, мало, чем отличается друг от друга. «Восьмеричный Благородный путь» и «Заповеди блаженства», «10 Заповедей Моисея» и «10 Заповедей для буддистов-мирян» - все они призывают человека к любви и совершенству. Разница в том, что «Сам Христос Свое служение не сводил к роли Учителя. Не перед выходом на проповедь Христос говорит "на час сей Я и пришел в мир", и не после окончания беседы Он воскликнул: "Совершилось!"». Христос Нагорной проповеди неотделим от Христа Голгофы. «Поэтому, «быть христианином - значит верить в Христа, а не только в Его учение, - значит исповедовать тайну Спасения, совершенную Крестом и Воскресением Господним, а не просто соблюдать заповеди».
Человек наделен свободой, и каждый делает свой выбор. Важно только не запутаться в обилии религиозных течений и четко понимать принципиальное различие между религиозными традициями. Не следует думать, что все равно в кого и как верить, а тем более, что можно верить одновременно и в Христа и в Будду. Выбирая религию, мы выбираем свое продолжение в вечности. Ошибки здесь неуместны.
Встреча с отцом Андреем показала, что пущинцев волнуют проблемы межконфессиональных отношений в нашей стране, например, в связи с Грузино-Осетинским конфликтом, возникают и вопросы относительно православного вероучения.
Хочется надеяться, что известный диакон своим приездом в наш город и своими книгами, оставленными после лекции, если и не ответил на все насущные вопросы, то хотя бы побудил людей поглубже в них разобраться. Библиотека Пущинского храма располагает в достаточном количестве изданиями и отца Андрея Кураева и многих других известных богословов и философов и ждет своих читателей.

Лариса Захарова

статья для газеты "Пущинская среда"

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.