«О Крещенских купаниях», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/sobyt/2016-17/170117-kreschenie

О Крещенских купаниях

Антон Кабанов, катехизатор-миссионер Михаило-Архангельского храма г.Пущино
 
Вновь приближается праздник Богоявления и Крещения Господа Иисуса Христа. 18 и 19 января идут длительные богослужения в церквях. На этих службах прочитывается большое количество текстов из Священного Писания Ветхого и Нового Заветов, а песнопения, которые поёт хор, как витиеватый орнамент украшают эти столпы смыслов поэзией и музыкой праздничных гимнов.
Для всякого христианина это дни, в которые вновь проживаются и чувствуются два события:

• Крещение Иисуса Христа, а тем самым и собственное крещение;
• Явление Бога-Троицы в момент Крещения Иисуса Христа, а, следовательно, вспоминается и личное откровение Бога христианину.

 
Таким образом, вспоминая прошлое из событий Крещения Спасителя, христиане вспоминают и свой путь к Богу, своё Крещение, свои обещания жить в правде и истине Христовых заповедей. Есть Священная История, а есть история моя личная, простого человека, живущего сегодня в России, в наукограде Пущино. Что я вспоминаю в этом празднике? Что для меня моё Крещение? Как оно влияет на мою жизнь? Давно ли я открывал Евангелие, чтобы окунуться в его смыслы, как в ледяную ободряющую купель?
 
Нас спрашивают, куда стоит пойти в день Праздника Крещения в окрестностях города Пущино, чтобы окунуться по старой традиции в ледяную воду. Понятно, что этот вопрос не существовал бы, если бы в Пущино была такая традиция, установленная и народом и Церковью, но её, по-видимому, не сложилось. Если и ходил народ окунаться, то по собственному желанию туда, куда придется. Раз такое желание появилось, прежде выбора места «подвига», следует осознать его смысл, а потому давайте немного поразмышляем о том, не куда, а ЗАЧЕМ идти купаться. Рассмотрим несколько вариантов обычных ответов на этот вопрос.

1. Мы пойдём туда просто для развлечения и веселой традиции.
Такой вариант возможен, но он имеет мало общего с христианством и праздником Крещения Господня. Дело в том, что и само событие Крещения и нынешняя его память неразделимо связаны с проповедью Иоанна Крестителя. А проповедь его вся концентрировалась в призыве людей покаяться в своих грехах. Итак, сложно себе представить, чтобы убийцы, воры, гордецы и блудники весело бежали к реке Иордан, называли там свои грехи и вместо слёз раскаяния хохотали и плескались, как на пляже. Полагаю, что картина грустная и абсурдная, а потому совсем бессмысленная.

2. Мы идем к купели ради здоровья и очищения от болезней и грехов.
Всё было бы верно, если бы мы нашли в проповеди Иоанна Крестителя хоть бы одно слово о здоровье и очищении грехов именно водой, а не исповедью. Ведь не можем же мы подумать, что люди приходили к Иордану молча, их там омывал водой Креститель, и они уходили очищенными? Нет, в Писании так и сказано, что приходившие называли грехи свои, то есть каялись. А каялись они не перед водой, а перед живым человеком, пророком, которого теперь олицетворяет священник в Таинстве Исповеди. Но приходя к морозной купели, мы не говорим о своих грехах, тогда как можем ожидать очищения от того, чего даже не вспоминаем? А даже если бы и говорили, то кто бы нас услышал? Неужели вода?
 
Также и про здоровье можно сказать, что не может быть простое погружение в ледяную воду панацеей от болезней. Любой, кто занимается закаливанием, прекрасно знает, что закаливание эффективно лишь тогда, когда оно регулярно, как утренняя зарядка. Если же мы здоровье при погружении в этот день связываем именно с определённым исцеляющим свойством воды - мол, воды освящаются, а значит, целебны, то опять же заблуждаемся. Ведь воды освящаются именно как часть творения Бога, то есть они посвящаются Богу, напоминая нам о том, что в мир пришёл Творец, чтобы соединить с Собой всё отпавшее от Него творение. И, конечно же, купание без желания личных отношений с Богом и покаяния становится банальным магизмом и суеверием.

3. Мы идем к купели ради осмысления самого праздника.
В таком случае это возможно лишь после присутствия на богослужении, так как нигде в другом месте мы не можем соприкоснуться с истиной, явленной 2000 лет назад, когда прозвучал призыв к покаянию, и в простом видимом человеке вдруг открылся невидимый и непостижимый Бог. Лишь погрузившись в очистительные бодрящие воды богослужения, молитвы, покаяния в Таинстве Исповеди в этот день имеет смысл идти и к природной воде. Но тогда она является лишь символом, торжественным напоминанием нам о нескольких вещах:
  • О Празднике Крещения и пришествия в мир Бога, для спасения человечества из мрака смерти и рабства греху;
  • О нашем личном пути к Богу, его трудностях и радости обретения веры;
  • О наших личных грехах, в которых мы каялись на исповеди и которые нам были прощены;
  • Об обещании Богу доброй жизни и чистой совести;
  • О том, что духовная жизнь значительно труднее, чем погружение в ледяную воду;
  • О том, что весь мир благословлен Богом и является нам напоминанием о Творце.
Полагаю, что только такое символическое понимание погружения в купель в этот день имеет хоть какой-то смысл.
 
Итак, купание в ледяной воде в этот день за компанию, ради веселья, ради здоровья и омытия грехов без настоящего осмысления того события, ради которого праздник и совершается, да ещё и без исповеди и молитвы на церковной службе бессмысленно, а возможно даже и является банальным суеверием.
 
Если же вы всё-таки собрались купаться, знайте, что эта традиция Церковью не считается обязательной и необходимой для духовной жизни. В окрестности города Пущино нет специально оборудованных для этого купален или прорубей. А ведь в случае сильного мороза было бы хорошо иметь там и пункт обогрева и первой медицинской помощи, так как не у всех людей здоровье позволяет испытывать такие нагрузки. Но таковых мест нет. На свой страх и риск можно отправиться либо к водопаду, либо к купели, которая создана заботой горожан рядом с водопадом именно для закаливания, которым можно заниматься круглый год, а не именно в этот день.
 
Создатель мира рождается в убогих яслях, возрастая, приходит к Крещению, в которой не сам очищается, а освящает мир, Им созданный, начиная дело своего служения творению с освящения материи и духа. И проповедь свою он начинает теми же словами, что и Иоанн Креститель: «Покайтесь, так как приблизилось Царство Небесное».
 
Пусть же для всех нас этот день будет именно Просвещением (раньше так называли Таинство Крещения), когда свет Истины действует двояко. С одной стороны, нам становятся явными наши грехи, с другой стороны, нам раскрывается чистота и святость Бога.
 
К этой святости, радости, правде и любви мы призываемся, но путь к ним труден и жгуч, как ледяные воды крещенской купели.

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.