Собор Архистратига Михаила и всех Небесных Сил бесплотных

 21 ноября н.с. (8 ноября ст.с.)

Священное Предание доносит до нас историю о том, что прежде видимого мира, Бог сотворил мир невидимый, ангельский. Но один Ангел Люцифер, что значит «Светоносный», возгордился и пожелал стать равным Богу. Он восстал против Творца и увлек за собой часть ангелов. Тогда один из Архангелов - Михаил, чье имя означает «Кто как Бог?», т.е.  «Кто может быть равен Богу?» возглавил Ангельское воинство против падших духов и изгнал Люцифера - главного богоотступника. С тех пор Люцифер именуется Сатаной (что значит «противящийся») или Диаволом («клеветником»), падшие духи - «бесами», а Архангел Михаил почитается как главный борец с силами зла.  
"Собор Архангелов". Притвор Пущинского храма

Почитание святых Ангелов уходит своими корнями в ветхозаветную Церковь. Пророк Моисей, получивший от Бога Нравственный Закон - знаменитые 10 Заповедей, принял от Него и повеление поставить во Святая Святых первого походного храма - скинии золотые изображения Херувимов (Исх 37:7-9).
В новозаветные времена празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных было установлено в начале IV века на Лаодикийском Соборе, который отверг еретическое поклонение Ангелам как творцам и правителям мира и утвердил православное их почитание.
В сотворенном Богом мире всё имеет свой порядок. В мире духов бестелесных также существует своя иерархия. Впервые о чинах Ангельских поведал апостол Павел своему ученику, которого он из язычников обратил ко Христу во время проповеди в Ареопаге (верховном суде) Афин. Имя этого ученика - Дионисий Ареопагит, всё слышанное от Павла он изложил в сочинении "О Небесной иерархии".
Все чины Небесных Сил носят общее название Ангелов - по сути своего служения. Ангел - значит вестник, посланник. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил, низринувший с Неба возгордившегося Денницу с другими падшими духами.

Хотя число Ангелов безмерно, но Архангелов только семь. Подобно семи светильникам перед престолом Всевышнего, семь Архангелов: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил.

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан 8:16; Лк 1:26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов 3:16; Тов 12:15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд 5:20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд 5:16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд 4:36).

Иконография Архангелов

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательство за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях.


Ангелы Божии, как чистый духовный свет, устраняются от нас, когда греховная тьма облекает наши души. Как в мире видимом лучи солнца при всем своем блеске и сиянии не проникают сквозь грубейшие тела, так и в невидимом - Ангелы, заимствующие свой свет от Предвечного Источника Света, являются лишь чистым душам. Они приближаются к нам по мере того, как мы приближаемся к Богу, и удаляются от нас, когда мы удаляемся от Бога. Они не могут действовать там, где начинается темная область, ибо «что общего у света с тьмою?» (2 Кор 6:14).
Человек, как и ангелы, обладает разумом и волей. По примеру Ангелов и мы можем углубляться, по мере сил наших, в тайны Божественного мироздания и мироправления. Мы имеем все возможности для достижения совершенства. Если человек направляет свою волю к добру, всей своей жизнью служит Богу и людям, то уже в этой жизни он становится ангелоподобным

По изданию "Минея. месяц ноябрь"

 

Тропарь, глас 4

Небесных воинств Архистратизи, / молим вас присно мы недостойнии, / да вашими молитвами оградите нас / кровом крил невещественныя вашея славы, / сохраняюще ны припадающия прилежно и вопиющия: / от бед избавите ны, / яко чиноначальницы Вышних Сил.

Кондак, глас 2

Архистратизи Божии,/ служителие Божественныя славы,/ Ангелов начальницы, и человеков наставницы,/ полезное нам просите, и велию милость,/ яко Безплотных Архистратизи.

Величание

Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа.

 

Посмотреть бисерных Архангелов, вышитых рукодельницами воскресной школы "Вертоград"