Детское паломническое движение в Тульских школах

Доклад Струкова Д.Б. на семинаре по краеведению учителей Привокзального района г. Тулы

Содокладчики: методист МОУ СОШ № 13 Бородина О.В.,  ученица 11 класса МОУ СОШ № 13 Евсикова Татьяна

"Богомолье! чудесное слово для обозначения русского духа... Как же не ходить нам по нашим открытым, легким, разметавшимся пространствам, когда они сами, с детства, так вот и зовут нас - оставить привычное и уйти в необычайное, сменить ветхое - восклицал русский философ Иван Ильин, - на обновленное, оторваться от каменеющего быта и попытаться прорваться к иному, к светлому и чистому бытию; отойти странником в новую страну, где по-новому увидеть Бога и в земном, и в небесах и, вернувшись в свое жилище, обновить, освятить и его этим новым видением?.. Нам нельзя не странствовать по России: не потому, что мы "кочевники" и что оседлость нам "не дается"; а потому, что сама Россия требует, чтобы мы обозрели ее, и ее чудеса, и красоты, и через это постигли ее единство, ее единый лик, ее органическую цельность; и более того: чтобы мы научились, созерцая ее, видеть Бога - и в ее природе, и в ее истории, и в осевших гнездах ее праведности..."
Богомолье! - заключает свою мыслю философ, - оно выражает самое естество России - и пространственное, и духовное... Это ее способ быть, искать, обретать и совершенствоваться. Это её путь к Богу. И в этом открывается её святость".
Пожалуй, лучше в защиту нашего курса и не скажешь. И сейчас, в условиях возвращения народа к своим истокам, паломничество с его "экстремальным" порывом к святости становится вновь массовым явлением. Люди готовы, часто впервые, без всякой подготовки, преодолевать десятки, сотни верст, терпеть дорожные неудобства, отсутствия жилищного комфорта, бессонные ночи, длительные молитвенные стояния в храме, чтобы побывать у святыни, разбудить там свою спящую красавицу, имя которой душа и воспринять Бога. Поэтому закономерным становится перерастание паломничества из пути к Богу в образ религиозной жизни.
В этом резком, порой и болезненном для других движении к Богу, конечно, есть и свои издержки, но в противном случае, чтобы преодолеть семидесятилетний период безбожия нам не хватит и столетия. Боюсь, не успеем, процессы нравственного распада за последнее время приобрели
радикальный характер и для создания общественной волны сопротивления необходимы формы массового духовного воспитания молодежи. Этот вопрос не морализаторский, а государственный, вопрос выживания нации, в котором как говорил Петр I "промедление смерти подобно".
В своей работе в организации паломнических детских поездок мне удалось создать адаптированный мягкий путь вхождения детей в мир паломника. Сам курс "Азы паломничества" является пропедевтическим, детям не приходиться испытывать настоящие паломнические трудности. Благодаря комфортному автобусу, снабженному всеми удобствами цивилизации (печка, вентиляция, видео, аудио), наличию дорожной аптечки, договоренности о горячем питании по месту приезда, организации оздоровительных прогулок на свежем воздухе поездки не вызывают такой усталости как светские поездки в музей или на концерт. Путь к святыне постепенно осмысливается учащимися не только пространственно - географически, но и духовно - как путь собственной души к Богу.
В тоже время, следует особенно отметить, что ребенку дается на каждом этапе паломнической поездки право свободного религиозного выбора, в том числе и в вопросе участия в богослужении. Впрочем, и для детей из верующих семей, во избежание утомления, участие в богослужении не превышает, как правило, 20-40 минут. Главное для меня разбудить в детях радостное восторженное чувство: " Как прекрасно православие", и, таким образом, создать внутри человека островок светлого детства, к которому обязательно, рано или поздно, захочется вернуться.
Наши паломнические маршруты охватывают Тульскую, Рязанскую, Калужскую и Московскую области. Среди часто посещаемых святых мест Оптина Пустынь, Колюпаново, Жабынь, Тихонова пустынь, Высоцкий и Владычный монастыри. Один раз в год решаемся на ночную поездку в Троице-Сергиеву Лавру. Наше самое дальнее путешествие - паломничество во Владимир.  

Тульские 9-классники у ворот святой обители Казанского монастыря в селе Колюпаново

Едут все: и атеисты, и мусульмане, и католики, дети из разных подростковых группировок, из интеллигентных и неблагополучных семей. Так и должно быть: Господь пришел для всех и к каждому, а к детям, чьи сердца еще не совсем замутнели, Господь всегда простирает свои объятия. Часто взрослые сетуют, что лучше ездить в такие святые места без детей, от них много шума, они нарушают молитвенный настрой, вызывают раздражение, вроде поехал Богу помолиться, а на соседнем сиденье творится безобразие. Есть, конечно, в этом доля правды, но, чаще всего, такая негативная реакция - результат собственного духовного неустройства. "Умеешь кататься, умей и саночки возить", не жди, что с тобой поедут ангелы, а используй все свои педагогические умения, чтобы это детская разношерстная масса без всякого понуждения увлеклась соприкосновением со святостью и божественной красотой. Не следует много требовать от детей, даже в своем колючем подростковом возрасте они возьмут без особых духовных усилий больше, чем мы взрослые, им не надо так глобально пересматривать свою жизнь, их путь к Богу не позади, а впереди. В конце поездки желательно дать волю и детским забавам, да и самим не грех в них поучаствовать. 

На снежных горках Колюпаново гимназисты 9 классов вместе с учителем играют "в царя горы"После купания в источнике и такой физической разрядки телесные страсти обессилены, а душа умиротворенная храмовой молитвой пребывает в благодатной тишине.

Больше всего западают в память детские поездки, даже взрослые, которые поначалу с опаской решаются поехать вместе с детьми, после одного такого пробного путешествия понимают, что с детьми ездить интереснее. Ведь там где дети, там жди маленького чуда. Особенно богата неожиданностями колюпановская земля, природа здесь какая-то иная, нежно ласкается к человеку. Чего только здесь детские глаза не увидят: и лужайку прекрасных полевых цветов, и редкого зверька ласку, затаившуюся меж камней журчащего ручья, и маленький подосиновик, приросший к подберезовику, уютно спрятавшийся под его огромной грибной шапкой, и живую бабочку-царька, заснувшую как спящая красавица в пещерной расщелине. Снег кругом, а на руке у ребят бабочка крылышками шевелит - разве это не чудо!

Тульские учителя ОПК с о. Геннадием Степановым - настоятелем Успенского храма г. Алексина

Отец Геннадий - бБатюшка интеллигентный, к тому же работает преподавателем в Тульской духовной семинарии, профессиональный краевед, никогда не отказывает в приеме детей и учителей, от порога встречает, до порога провожает, чай с конфетами и бутербродами у него всегда готов к нашему приезду. Чтобы не злоупотреблять его гостеприимством, мы чередуем наши маршруты - то к нему заедем, то в Никольский храм к благочинному Алексинского района о.у Андрею. В Никольской церкви дети поражаются чистотой и белизной храма, на полу ковры, иконы обрамляют белые, украшенные старорусским орнаментом полотенца. После бесед со священником в храме, нас проводят в горницу, где кормят вкусным обедом. Особенно ребята вспоминают сардельки, и когда едем еще раз туда, с аппетитом спрашивают: "Сардельками кормить будут?" Конечно, дело не в сардельках, а в "авраамовом гостеприимстве" настоятеля о. Андрея, который все делает бескорыстно, оно-то и запомнится на всю жизнь, а вкусная еда - только символ этого человеческого добра.

Но бывают поездки, когда и самим приходится потрудиться.

Трудовое послушание в Тихоновой Пустыни

Здесь мы раскапываем фундамент разрушенной часовни преподобного Тихона Калужского. Признаюсь, для меня было неожиданностью просьба монастыря оказать помощь в раскопках. Я растерялся, и не знал, как сказать об этом детям, они заплатили за поездку, а тут им лопаты в руки и иди копай. Не зная, что делать, я попросил монастырского экскурсовода в процессе своего рассказа подвести детей к пониманию огромной пользы монастырского послушания. Дети всё восприняли как должное, работали с воодушевлением, а лица просто сияли от счастья. И награда не заставила долго ждать. Нашли первую находку, один из учителей обнаружил стеклянный сосуд, на котором был изображен монастырь и написано имя преподобного Тихона.

С детьми воскресной школы в Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни

Когда едешь с детьми воскресной школы, особенного беспокойства не испытываешь. Как правило, в такие поездки едут семьями, и нас сопровождает священник. Но дети, конечно, остаются детьми, и с ними надо стараться разговаривать на их языке. Когда приезжаем в святое место, очень часто само место излучает такую красоту, что вместо слов начинаем молча созерцать и чувствовать, что прикоснулись к какой-то неизведанной тайне. Что-то наша душа в этот момент получила, и это что-то оказывается запечатленным на всю жизнь.
Одной из таких вечных фотографий нашего сердца, конечно, стала встреча со старцем Оптиной Пустыни схиигуменом Илией. Учащиеся воскресной школы, их родители и я, многогрешный раб Божий Дмитрий, удостоились быть сфотографированы с этим чудным человеком, которого знают и почитают как человека живой совести и святости во всех краях нашей необъятной страны.


Со схиигуменом Илией

В организации паломнических поездок я стараюсь набирать группы школьников одного возраста или, по крайней мере, одной образовательной ступени. В соответствие с возрастом детей готовлю содержание экскурсии и планирую этапы, предстоящего паломничества. Для начальной школы одна манера изложения, для среднего звена другая, для старшеклассников третья. Самый благодатный возраст, конечно, 1-6 классы. Если тогда успеть сформировать вкус к паломничеству, то в старших классах у большинства из них останется потребность к таким поездкам.

Конечно, многое зависит и от классного руководителя, взявшего на себя миссию настроить детей на паломничество. Большая благодарность классным руководителям и учителям, которые смогли заинтересовать детей посещением святыни. Многие из них смогли даже создать у себя в классе и в школе "постоянную группу" любителей паломничества.

Учащиеся 5-х классов школы № 38  г. Тулы вместе с классным руководителем

Позади нас виднеется хибарка старца Амвросия Оптинского Сюда приходили за советом и утешением и знаменитые писатели (Ф. М. Достоевский, и Л.Н. Толстой), люди из разных чинов и сословий, удостоились и мы подышать "святым воздухом" кельи великого старца.

Поездки в Москву вызывают особый детский интерес. "Москва как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось". Детей потрясает величие и мощь московских монастырей, к тому же, четко спланировав программу экскурсий, нам удается посетить за один раз два-три святых места. Вот наши маршруты:

  • храм Христа Спасителя - Данилов монастырь - Новоспасский монастырь;
  • Данилов монастырь - храм Христа Спасителя - Донской монастырь;
  • Новодевичий монастырь - Новоспасский монастырь - Покровский монастырь (к блаженной Матроне).

Чтобы поездка не была утомительной, как ни как весь день в Москве, договариваемся об организации горячего питания или чаепития в монастырской трапезной. Правда и волшебное слово "Макдональдс" как сладкий пряник притягивает целый рой детей в паломничество, включая особенно нами любимых и вожделенных тинэйджеров.  Безусловно, очень много в восприятии детей зависит от того, сумею ли я еще в пути настроить детей на духовную волну, обучить их правильному вхождению в церковное пространство. В течение нескольких лет мне удалось выработать педагогическую технологию адаптации детского сознания к адекватному и расширенному восприятию духовной культуры.

Обычно наш путь к святыни начинается с объяснения ключевых понятий православия: молитва, мощи, икона, крест. Часть работы проходит без микрофона на индивидуальном уровне. Я иду по автобусу, раздаю крещенным детям нательные крестики (по их желанию) и, таким образом, имею прекрасный повод посредством беседы о кресте познакомить их с основами православной веры. Дети узнают, что крест - символ любви Бога к человеку, что по учению Церкви Бог так возлюбил человека, что Сам пришел к людям, воплотился в человека и добровольно пошел на распятие, искупив человечество от греха и вечной смерти. Когда нас посетило несчастье, нательный крест напомнит нам о страданиях Христа и побудит к мужественному перенесению скорбей. Как говорят в народе: "Бог терпел и нам велел". После такой беседы и начинается настрой детей на встречу со святыней.

Учащиеся школы № 38 г. Тулы в Свято-Даниловом монастыре у памятника св. князю Владимиру Крестителю

Не во всех монастырях проводят экскурсии, поэтому иногда мне приходится рассказывать не только в автобусе, но и на территории самой обители. А вот в Даниловом монастыре экскурсии проводят и проводят педагогически, с учетом возраста детей, в форме занимательного диалога и учебной игры.

Обычно в первом посещаемом месте дети внимательно слушают экскурсовода, но потом наступает естественная усталость. Поэтому я стараюсь, уже к середине нашего паломничества давать только небольшие комментарии при созерцании новых храмов и икон. Самое основное дети слышали еще в дороге. Не раз бывало, когда мы, уставшие от длительного паломничества, напоследок заходили в храм, неожиданно открывалось второе дыхание, уходить не хотелось.

Учащиеся гимназии № 20 г. Тулы перед входом в большой собор Донского монастыря

Когда мы зашли в Большой собор Донского монастрыя, даже совершенно далекие от православия дети не могли скрыть своего восхищения. Такая старина, такая благодать!

В обратный путь

Отправляемся в обратный путь. Программа выполнена. Слава Богу, Господь сподобил нас везде побывать, почувствовать, как прекрасно православие и как прекрасна в православии сама Россия.
Чтобы скрасить дорогу домой, мы обычно смотрим детские отечественные и зарубежные фильмы нравственного содержания. А в конце пути проводим викторину на закрепление увиденного и услышанного. Здесь, учитывая усталость нашего экипажа, я даю волю педагогическому популизму, обещая всем, кто даже шепотом скажет ответ пятерку. Может быть, конечно, ее не поставят, но это будет на совести тех учителей, которые сопровождали детей, и которые "преступно молчали", слыша мои обещания.

С окончанием поездки начинается новый этап: дети рассказывают одноклассникам и родителям о своем путешествии, делятся впечатлениями, в итоге круг желающих окунуться в удивительный мир паломничества становится все больше и больше.

Честно говоря, я один не справляюсь В этом году у меня был синдром сказочного героя, который, смотря, как из мешка не переставая, льется каша, начинал кричать: "хватит, хватит", а она все льется и льется. Мы не можем ставить преграды детской жажде святыни, и потому сердечно прошу всех, кто прочитает эту статью (простите, если, что не так), особенно учителей почаще самим возить детей.

Всех учителей приглашаю к сотрудничеству на ниве паломнических поездок. Готов поделиться всем своим опытом, и буду очень рад, если кто-то пожелает самостоятельно организовывать такие поездки. "Жатвы много, - говорит Господь, - а делателей мало".