«Как работать с учебником-тетрадью «С добрым утром!»», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/opk/strukov/metod-rekomend

Как работать с учебником-тетрадью по ОПК «С добрым утром!»

Методические рекомендации к использованию учебника-тетради по ОПК «С добрым утром»

В педагогической практике существует разрыв между учебником, тетрадной работой ребенка, а также недостаток методического инструментария к выстраиванию единой эффективной линии обучения учитель - учебник - ученик. В лучшем случае, учебный материал приходится искать в разных пособиях, что мешает оперативной работе и без того перегруженного учителя. Возникают трудности и в учебной деятельности ребенка, который вынужден выполнять двойную работу: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе, а часто еще и обычная тетрадь для письменных работ.

Новое учебное пособие представляет собой синтез Учебника, Тетради, Раскраски и Открытки, а так же Методической практики (в сокращении «утром», отсюда и название "С добрым утром"). На каждый урок создается рабочий лист в альбомном формате А4.

С двух сторон листа имеется основной текст, раскраска, пословицы, цитаты, место для рисунков, стихотворения, нарисованная маленькая раскрытая книжка для правописания. К текстам, раскраскам, пословицам, новым словам даны задания, в том числе и в игровой форме (общее количество заданий варьируется от 5 до 7).

Сжатость текста, его чрезмерный концентрат на одном листе - вынужденная мера экономии бумаги (дешевый вариант при раздачи листов всему классу). Кроме того ничто не мешает учителю (при получении варианта в формате doc) самому избавиться от чего-то лишнего и добавить свое. Например, можно увеличить размер шрифта и рассредоточить содержание за счет созданных новых листов.

Учебный материал на каждом рабочем листе представлен не в суррогатном виде, а в определенной логической взаимосвязи и позволяет на 20-30 минут, а при умелом использовании дидактических ресурсов рабочего листа и на весь урок, организовать совместную работу учителя и ученика. Схематично это можно представить следующим образом.

1. Рассказ учителя, оперативный пересказ детей, проблемные вопросы к тексту. Нахождение параллелей с современностью.

2. Разбор основных понятий темы и завершение текстов.

На основе 8-9 понятий предлагается составить рассказ о жизни святого или посредством подсказок, произнесенных Христом слов при исцелении больных, восстановить евангельский текст или придумать концовку Непридуманной истории

3. Совместный с учащимися разбор представленных отдельным блоком поговорок и пословиц. Выбор пословицы наиболее подходящей к теме урока.

4. Параллельно или отдельным блоком по отношению к устной работе дети раскрашивают картинки, в том числе и графические работы Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда.

5. Раскрашиванию иконы «Троица» Андрея Рублева посвящается отдельная часть урока (для выполнения столь ответственного задания необходимо наличие цветного слайда иконы, а так же указательных стрелок к иконе, определяющих различие в цвете представленных на ней изображений). К раскраскам как к наглядному материалу во многих случаях предусмотрен свой ряд вопросов.

6. На рабочем листе представлены так же стихи как известных, так и малоизвестных поэтов.

На уроках стихи могут быть задействованы посредством следующих методических приемов. Выразительное чтение стихов, осмысление и оценка за самое выразительное их прочтение (в зависимости от уровня учебной деятельности в классе домашнее задание может предусматривать заучивание текстов наизусть). К стихотворениям также задаются вопросы, помогающие поддержать всю ту же общую смысловую линию урока, или решить частные дидактические задачи, выявить новые аспекты темы.

7. На рабочем листе так же расположены высказывания известных авторитетных для данной возрастной группы людей: Пушкина, Наполеона (о нем кое-что слышали), Лермонтова, Гоголя, интересные духовные истории из жизни Петра Первого, Н.В. Гоголя.

Как правило, за недостатком свободного места рабочего листа, этот учебный материал не снабжен вопросами. Но «дежурный» вопрос учителю найти не трудно: «Что они хотели этим сказать?» «Как ты думаешь, почему они так считали»?

Возможно и творчески-поисковое игровое задание: «Передайте данное высказывание другими - близкими, родственными по смыслу словами».

8. Имеются так же тексты и задания бытового, житейского практического содержания с целью приближения православных ценностей к естественным и социальным потребностям учащегося.

Можно встретить и другие типы заданий: расшифровка текста, написание (по желанию для верующей семьи) молитвы-просьбы о самом добром и дорогом.

Есть и задание на запоминание текста с помощью воспроизведение жестов. Например, в теме «Крещения» детям предлагается воспроизвести движение плеч, рук, головы, взгляда Иоанна Крестителя и Господа при встрече, накануне Крещения и в само Крещение. Это задание может выполняться учеником стоя у своей парты. Необходимо предварительно настроить детей на серьезность задания, чтобы не было смеха над самим священным событием. Для этого рекомендуются наводящие вопросы: «Как смотрел Иоанн Креститель на Господа»? «Посмотрите на картинку-раскраску события Крещения: «Почему Христос опустил голову и глаза в момент Крещения? Что это символизирует»?» Отсюда можно начать объяснение символики жестов в православной культуре.

Каждый лист, вставляется в файл и вкладывается в прозрачную папку-скоросшиватель, составляя вместе с другими листами единый файловый учебник. У каждого ребенка есть своя папка с листами, которые выдаются каждый раз отдельно на урок и таким образом объем папки растет в течение года. Чтобы листы сохранились, необходимо предварительно рассказать об учебнике на родительском собрании. Если есть необходимость раздать родителям электронную версию. Можно попросить родителей напечатать на более плотном материале и ввести небольшую плату за учебник (чтобы дети знали ему цену и берегли). Следует объявить конкурс на лучший учебник по заполнению и дизайну и в конце года наградить грамотой и призом. Но самое главное, посредством творческих работ на рабочем листе сформировать у ученика ощущение, что он тоже автор «С добрым утром»

Учебник - готовая матрица урока для начинающих, уставших или не воцерковленных педагогов, что особенно востребовано при создании в светской школе общеобязательной образовательной линии ОПК. В идеальном доработанном виде учебник (при возникновении авторского коллектива) данный учебник может стать очагом миссионерства ребенка в семье, для младших и старших его членов.

Вместо существующей сейчас дилеммы: сильный учитель и слабый учебник предлагается сильный учебник при слабом учителе. "Слабому" (перегруженному, на время утратившему вдохновение, невоцерковленному или "немастеровитому" учителю на рабочем листе даются «методические костыли», ему остается только их двигать. Для сильного учителя проблемная и творческо-развивающая структура учебника может стать стимулом к собственному поиску, как в рамках развития предложенного поурочного материала, так и в построении собственного рабочего листа по своей теме. Тексты рабочих листов удобно использовать для составления презентации по принципу: «Меньше текста, больше наглядности».

Учебник дает возможность оценить каждого ребенка с различными способностями. И за раскраску, и за пересказ, и за рисунок, и за устные ответы выставить отдельную отметку или высказать одобрение. Любое маленькое знание и старание может быть поощрено положительной оценкой. Рабочий лист необязательно весь раскрашивать и выполнять все задания, максимум дан как планка для сильных учеников и как конкурс: «Мой любимый учебник».

Учебник «С добрым утором» поможет снять родительскую напряжённость по отношению к предмету. Рабочий лист ребенок приносит домой, его не надо листать, легко просмотреть одним взглядом и сразу же получить пусть и поверхностное представление и о содержании материала и о классной работе своего сына. В содержании учебника, делаются «реверансы» по отношению к родителям, предпринята попытка через несколько заданий подключение их к предмету, например задание «Добрые дела» или тема «Семья - моя святыня». Мелкота текста может быть компенсирована либо большим объемом листа, либо за счет расширения масштаба на интерактивной доске и экране. Текстовые блоки не растянуты по всей альбомной длине рабочего листа, что позволяет на интерактивной доске приближать для просмотра текст каждого блока в отдельности.

Кроме того, рабочие листы легко использовать в электронном виде как наглядность на общешкольных родительских собраниях, посвященных выбору модуля. Эти листы позволяют оперативно и сжато показать светский характер предмета и заодно привлечь и родителей к совместной со своим ребенком работе над учебником.

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.