О Спасении. Огласительная беседа 2.

 

Первоевангелие.

Первозданный Адам нарушил замысел Божий о нем, но Творец не меняет своего замысла - человек по-прежнему предназначен к общению с Богом, только теперь человек не в силах сам приблизиться к Богу. Необходим Тот, кто восстановит эту утраченную связь, кто спасет человека от власти Диавола, греха, смерти. Таинственный слова Бога, обращенные к Диаволу "вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту" Быт 3:15 принято в то же время называть первоевангелием, первой благой вестью о том, что «семя жены поразит главу змея». Это предсказание о том, что именно таким путем воплотится Бог - Сын Божий родится от Девы и Св. Духа, без участия мужа, ибо естественный путь размножения отныне становится путем передачи греха.

 Та, которая даст свою плоть Богу, родится в еврейском народе, в том народе, который сохранит веру в истинного Бога - Творца. Пройдут многие тысячелетия, прежде чем этот народ произрастит из себя достойную стать Матерью Бога - Деву Марию.[1]

Христос -Новый Адам.

В центре Новозаветного благовестия лежит тайна воплощения Сына Божия. Первозданный Адам не сумел выполнить поставленную перед ним задачу - путем духовно-нравственного совершенствования достичь обожения и привести к Богу видимый мир. Но все то, чего не сумел исполнить первый человек, выполнил за него воплотившийся Бог - Слово, ставшее плотью, - Господь Иисус Христос. Он Сам прошел тот путь к человеку, по которому человек должен был идти к Нему. И если для человека это был путь восхождения, то для Бога - путь смиренного снисхождения (kenosis).

Боговоплощение. Cur Deus homo?[2] Почему Бог стал человеком?

Для исцеления человека нужно было соединение с ним самого Бога. Ведь только в Богопричастности человек становится здоровым. Чтобы исцелить поврежденную человеческую природу изнутри, Бог должен был получить доступ к ней. «Слово стало плотью», чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться.

Однако зачем Богу надо было распинаться на Кресте?

Бог пришел разрушить царство смерти и Диавола. Смерть - это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа - тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп.

Воскресение Христово. Сошествие в адХристос распинает на Кресте больную человеческую плоть и воскресает новой плотью, преображенной, обладающей уже другими свойствами, отчасти такими свойствами обладало тело Адама до грехопадения, но тело Воскресшего Христа совершеннее, он возносит его «одесную Бога», а значит, человеческое естество способно будет вновь существовать рядом с Богом.

Бог в себя принимает человеческую плоть, освящает её Своим Божеством и таким образом исцеляет.

Свт Василий Великий Христос приходит для того, чтобы, подобно опытному врачу, связать воедино распавшуюся человеческую природу.

Итак, Христос совершил наше спасение, но как каждый из нас может быть к этому причастен? Означает ли это, что теперь автоматически все люди смогут войти в Царство Божие? Да, возможность такая теперь есть у каждого ("кто будет веровать и крестится, спасен будет" Мк 16:16), но мы помним, что Бог не нарушает ни чьей свободы. Войдут лишь те, кто искренне к этому стремятся. Того, кто в этой жизни обходился без Бога, кто заглушил в себе жажду Бога, кто не готовился к вечной жизни с Богом, насильно поместить в этот новый Рай невозможно.

"Бог становится бессильным перед человеческой свободой" Владимир Лосский.[3]

Соответственно смогут обитать в Раю те, кто подготовит себя к жизни в новом качестве, причем подготовит всего себя, все свое трехсоставное существо - тело-дух-душу. Такой человек сможет существовать в Раю и не только потому, что настроит свою душу и дух на общение с Богом, но и сможет физически находиться в этом новом преображенном пространстве.

Православие исповедует целостный взгляд на человека. Православие утверждает, что всё, что есть в человеке, должно войти в Царствие Божие, всё должно быть увековечено, обожено, навсегда соединено с Богом.

Наше нынешнее естество не может быть увековечено. В нас всё больно: тело болеет и умирает, душа тянется к греховным развлечениям, а дух вообще подавлен, и лишь изредка дает о себе знать каким-то необъяснимым душевным дискомфортом.

Христос, Который есть Врач душ и телес наших, лечит нас различными средствами.

Больной наш ум Христос лечит, выпрямляет Своим непогрешимым Божественным учением.

Тело же наше надо лечить телесным способом. И поэтому Господь и дает нам Свое Тело, чтобы исцелить наше тело, чтобы приучить его жить в Божественной среде, в Божественном наполнении: Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов Мф 26:26-28.

Представьте себе, что у человека болезнь крови: какие-то микробы появились в его крови или, напротив, организм человека не вырабатывает некие необходимые для жизни микроэлементы. Тогда врачи могут сделать человеку переливание его собственной крови (собственной - чтобы не было аллергии, отторжения). Тогда из вены через катетер кровь человека будут отсасывать, пропуская через надлежащие фильтры, очищая, затем насыщая, обогащая какими-то необходимыми веществами, а затем ему в артерию и вольют его же обогащенную кровь.

ПричастиеВот это и делает с нами Христос: Он усваивает Себе все наше человеческое естество со всеми нашими болячками, которые появились в нас после грехопадения (утомляемость, доступность голоду, скорбям, страх смерти...), в Себе их исцеляет и уже исцеленное и вокресшее, преображенное человеческое естество Свое дает нам для исцеления нашей телесности.

Быть христианином - это означает принять в себя все те Дары, которые Христос принес нам.

Во Христе достигается цель существования человека - приобщение к Богу, соединение с Богом, обожение. "Сын Божий становится Сыном человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божьим," свщнмчнк Ириней Лионский. "Он вочеловечился, чтобы мы обожились." свтль Афанасий Великий

Источники:
1.       Таинство веры. Епископ Илларион (Алфеев)
2.       Дары и анафемы. Что христианство принесло в мир. Причастие - радостная весть для плоти. Диакон Андрей Кураев
3.       Сатанизм для интеллигенции. Таинство искупления. Диакон Андрей Кураев


[1] Бог должен был получить доступ в нашу жизнь, в одном из нас найти полную готовность открыть себя перед Его исцеляющим прикосновением.

[2] Название трактата Ансельма Кентерберийского (11 в) о примирении, а точнее об искуплении

[3] Греческие софисты любили оттачивать логику своих учеников на загадке всемогущества Божия. "Если Бог всемогущ, - спрашивали они, - то может ли Он сотворить такой камень, который Он был бы не в силах поднять?" Вопрошаемый, понятно, становился в тупик: если всемогущ - то может сотворить, а, следовательно, этот камень он не сможет поднять: если же по всемогуществу своему Бог может поднять все - то он опять же не сможет сотворить камень с требуемыми свойствами. Христианское богословие, вспомнив об этой загадке, ответило на нее однозначно: да, Бог может сотворить такое бытие, и Он его уже сотворил. Это - человек. Все может Бог, кроме одного: спасти человека, который сам того не желает.