15.12.2012 VII Пущинские Чтения 2012
На стендах был представлен фотоотчет о паломничестве выпускников воскресной школы «Вертоград» к святыням Кипра.
Творческие коллективы Детско-юношеского центра «Радуга» проводили свои мастер-классы, юные участники Чтений могли изготовить тряпичную куклу-ангела,
Торжественность придали Чтениям классические произведения в исполнении хора «Вертоград»,
«10 лет назад по инициативе Л.Н. Антоновой, возглавлявшей на тот период Министерство образования Московской обл., и митрополита Ювеналия вступил в действие уникальный проект «Рождественские Чтения». Сегодня проект - неотъемлемая часть культурно-образовательной жизни не только области, но и нашего города. Рождественские образовательные чтения стали началом совместной многолетней работы системы образования и православной Церкви. Семь лет назад мы встретились с отцом Дионисием и обсудили планы нашей совместной работы, наш путь совместной деятельности по духовно-нравственному воспитанию. Этот путь очень нелегкий, и первые шаги по дороге к Храму мы делали очень неуверенно, более того, нам было страшно начинать эту работу, очень многое надо было переосмыслить, переоценить самим, потом донести все это до родителей, увлечь детей, другими словами, сделать так, чтобы у всех нас возникла естественная потребность, необходимость в этой работе...
Очень радует, что меняется наше сознание, что приход священника в школу становится привычным событием, что большая часть родителей - наши союзники и единомышленники.
Воспитывать патриотов своей страны сегодня очень трудно: средства массовой информации, радио, телевидение очень часто сводят нашу работу на нет, да и государство долгие годы практически не говорило о нравственности, а если и говорило, то зачастую слова не всегда совпадали с делами. А ведь именно наши поступки и дела должны быть нравственным ориентиром для молодежи... »
Настоятель Михаило-Архангельского храма протоиерей Дионисий Крюков в своем докладе «Христианский патриотизм» предложил участникам Чтений свои размышления о том, что же сейчас скрывается под этим высоким понятием.
Отец Дионисий отметил, что нашим современникам порой трудно самим для себя определить, что же для них такое «любовь к Родине», часто под патриотизмом понимаются некие суррогаты, типа поддержки любимой футбольной команды, а между тем в этот вопрос был осмыслен многими русскими христианскими философами, и особенно Иваном Ильиным. Ссылаясь на его работы, отец Дионисий говорил о том, что в каждом человеке есть природное патриотическое чувство, в основе которого лежит инстинкт самосохранения, стремление объединиться в некую общность, чтобы легче было вместе выживать. Но если это чувство не одухотворено, то это - «псевдопатриотизм», который выражается в агрессии, превозношении одних над другими, культе силы и страхе перед чужаками. И лишь проявление высот духа того или иного народа достойно быть предметом истинного христианского патриотизма. Оскудение же патриотического чувства в народе - прямое следствие оскудения любви в любой сфере жизни человека - как в семье, так и в отношении любви к Родине.
Прочитать полностью выступление прот. Дионисия Крюкова "Христианский патриотизм" (http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/prot-dionisij)
Куратор молодежного движения и преподаватель воскресной школы «Вертоград» при Михаило-Архангельском храме Антон Кабанов тему своего выступления обозначил так «Проблемы преподавания ОПК в школе».
Исходя из своего опыта преподавания предмета «Духовное краеведение» в одной из школ г.Пущино, он поделился впечатлениями о культурологическом подходе к преподаванию религии.
«... Плоды религиозной культуры - храмы, иконопись, живопись на религиозную тематику, литература, вышедшая из-под пера верующих писателей - предполагается изучить без объяснения смысла, фундамента, аксиом, являющихся причиной возникновения этой культуры.
... Педагогам предъявляется требование к рассказать о христианстве, но не рассказывать о Христе - а это невозможно. Именно поэтому авторы ныне существующих учебников излагают не только культурологические аспекты религии, но и говорят об основах вероучения. Последнее является почвой для критики курса, обвиняемого в вероучительности и навязывании религиозного мировоззрения.
Но, уверен, для таких опасений нет оснований. Теоретические знания о вере не могут механически поменять человека. Рассказ о творении мира, Иисусе Христе без реального опыта чтения Священного Писания, молитвы, общения с верующими людьми и участия в литургической (культовой) жизни христианской общины не сможет в одночасье изменить школьника и "навязать" ему веру.
Вера и нравственная жизнь передаются личным примером обучающего, а не теоретически, и усваиваются в течение длительного времени жизни по передаваемым нормам, что не входит даже в курс преподавание «Закона Божьего», не говоря уже об ОПК, духовном краеведении и других дисциплинах этического характера».
Прочитать полностью выступление Антона Кабанова "Проблемы преподавания ОПК в школе" (http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/kabanov)
Борисова Е. В., заместитель директора по воспитательной работе в своей презентации «Школа как окно в мир...» рассказала о гражданско-патриотическом воспитании в Пущинской школе №1 им. Н.Д. Щукина
«Готовясь к одному из мероприятий, ребята учили стихи о Родине, и одна девочка как-то невыразительно их читала, а потом спросила: «Вот тут везде в стихах слова о любви к России. А за что её любить? Что она нам дала?» Конечно, было ясно, кто говорит устами ребенка. За этими словами стояли взрослые, разговоры родителей, гостей на кухне... Но я ещё раз убедилась, что школа должна противопоставить этой позиции взрослых другие идеалы, другие ориентиры...
В наш трудный век нужны герои, с которых можно брать пример. Не все родители о них расскажут, а современное искусство предлагает также образцы, как «крепкий орешек» Брюса Уиллиса или Джек Воробей Джонни Дэппа, походку которого и внешность перенимают дети.
Воспитывая детей, мы выбираем такие образцы, на которые безбоязненно можно ориентироваться и качества которых можно воспитывать в себе. Это и Александр Невский, и Иван Сусанин, и Сергий Радонежский, и Дмитрий Донской, и полководцы и герои ВОВ. Памятуя заповедь «Нет больше той любви, как если кто положит жизнь свою за други своя».
Мы всматриваемся в прошлое, чтобы понять настоящее и не растеряться в будущем...»
Прочитать полностью высттупление Борисовой Е.В. "Школа как окно в мир" (http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/borisova)
Директор воскресной школы «Вертоград» и куратор Приходских Катехизических курсов Захарова Л.А., рассказала о имеющейся для всех пущинцев возможности подробно изучать Православие на существующих при храме уже 4-й год Богословско-Катехизических курсах. Среди выпускников курсов есть и учителя школ.
Прочитать полностью выступление Захаровой Л.А. "Богословско-катехизические курсы при Михаило-Архангельском храме г.Пущино" (http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/zakharova)
Одна из выпускниц Багацкая А.А. - зам. директора Пущинской гимназии по учебно-воспитательной работе также была среди докладчиков.
Вместе с директором Пущинской гимназии Долговой Л.Н. они представили со своими учениками презентацию «Святые защитники земли русской», рассказав зрителям о подвиге святых воинов Дмитрия Донского, Александра Невского, Федора Ушакова.
«С чего начинается Родина? С той песни, что пела нам мать...». Логичным завершением Чтений, посвященным теме гражданственности и патриотизма, стала литературно-музыкальная композиция о любви к матери, которую подготовили учащиеся школы №3 под руководством учителя русского языка и литературы Панкратовой Н.И.
Этой же теме была посвящена представленная в фойе стенгазета, подготовленная учениками школы №3 под руководством зам. директора по УВР Волчковой Тамары Николаевны ко Дню матери
Народный танец в исполнении воспитанников детского сада «Сказка» - лауреатов Всероссийского конкурса утренников и театрализованных постановок «Юные звезды сцены» подарил на прощание участникам Чтений хорошее предрождественское настроение.