«Захарова Л.А. "Богословско-катехизические курсы при храме"», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/zakharova

"Богословско-катехизические курсы при храме". Захарова Л.А. директор воскресной школы "Вертоград"

Дорогие друзья, уважаемые участники Чтений!
 
Мы с вами живем в стране, где большая часть населения ассоциирует себя с Православием. Однако если спросить наших соотечественников, во что они верят, можно получить совершенно непредсказуемые ответы. И это неудивительно. Если в дореволюционной России знания о вере передавались из поколения в поколение, основы христианской нравственности прививались на уроках Закона Божия, то после 1917 г. традиция духовного образования прервалась. В результате чего мы имеем несколько поколений людей крещеных, но не просвещенных.

А между тем, «христианство, как религия Логоса, не может ограничиваться жизнью в одних обрядах» (прот. Василий Зеньковский). Да и к чему исполнять обряды, не понимая их смысла?

Можно сказать, что пущинцам повезло, поскольку церковная жизнь Михаило-Архангельской общины всегда сопровождалась религиозным образованием. Мне лично и тем, кто приходил к вере лет 15 назад, очень помогали лекции игумена Феофана, которые он, будучи сам ученым, адресовывал, прежде всего, пущинской интеллигенции.
Научным работникам, обретающим веру, предстояло тогда решить для себя главный вопрос - о взаимоотношении науки и религии. И первый цикл лекций о.Феофана помогал им в этом разобраться.

Примирив же в своем сознании научное и религиозное мировоззрение, человек шел дальше, пытался строить свою жизнь по Евангельским заповедям, совершенствоваться, и здесь на правильный духовный путь наставлял его следующий цикл лекций о.Феофана «О борьбе со страстями».

Позднее отец Дионисий организовал при храме Евангельские чтения. Воскресными вечерами мы собирались, чтобы читать и обсуждать Евангелие. Обсуждения часто бывали довольно бурными, но заканчивались дружеским чаепитием. Но со временем возникло ощущение необходимости изучать Православие более систематизировано. Таким образом, ликвидировать религиозную безграмотность были призваны открытые в 2009 г. Богословско-катехизические курсы. Название их происходит от греческого «Катехизис» - наставление в вере.
 
Главный источник православного вероучения - это Священное Писание. Источник главный, но не единственный. Существует еще Священное Предание - передача опыта жизни в Духе Святом, во Христе. И здесь можно выделить три уровня:

ПЕРЕДАЧА БОГООТКРОВЕННОГО УЧЕНИЯ и тех исторических памятников, в которых это учение заключено;
ПЕРЕДАЧА ОПЫТА ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ, который сообщается личным примером, в соответствии с богооткровенным учением;
ПЕРЕДАЧА БЛАГОДАТНОГО ОСВЯЩЕНИЯ посредством церковных таинств.

Катехизические курсы - это помощь христианину, прежде всего на первом этапе духовного возрастания - получение элементарных знаний о вере.

Общение со священником, читающим лекции и отвечающим на вопросы, это реализация второго уровня - передача духовного опыта в личном общении. Сюда же можно отнести и общение слушателей между собой, ведь здесь собираются люди в разной степени воцерковленные, и более опытные в духовной жизни могут помочь тем, кто лишь недавно задумался о своем спасении.

Третий уровень - самый главный. Предание - не просто передача информации. Процесс богопознания неотделим от личного опыта богообщения. Духовная жизнь - это, прежде всего, образ жизни, а не образ мысли. Христос не только преподал учение, но повелел ученикам принять Духа Святого, силу благодати, которая одна только открывает путь к познанию Божественной истины. Только в свете благодати и постигается учение Христа и сам опыт жизни во Христе.

Тех, чья церковная жизнь еще не налажена в полной мере, курсы призваны подвести к этой полноте. Те же, кто воцерковлен уже давно, тоже получат пользу от обучения, поскольку никто не застрахован от заблуждений, особенно в таких сложных вопросах, как богопознание.

Курсы изначально были задуманы как 2-х-годичные. За этот срок мы успеваем кратко познакомиться с Библейской историей Ветхого и Нового Завета, проследить историю христианской Церкви (от апостолов до эпохи Вселенских Соборов) и историю Русской Православной Церкви, прикоснуться к поэтике церковнославянского языка, разобрать Символ веры и ход православного богослужения, и понять, в чем заключается смысл церковных Таинств.

По окончании 2-годичного курса, слушатели получают памятное свидетельство от храма. Предполагается, что этот освоенный ими богословский минимум позволит выпускнику вести христианскую жизнь более осознанно.

В 2010 г. состоялся первый выпуск. 36 человек получили свидетельства. Среди них - и те, кто стоял у истоков создания и строительства Пущинского храма, и молодые специалисты нашего города, и, что особенно приятно отметить в этой аудитории - учителя школ.

Но жизнь внесла коррективы в наши планы. Проучившись 2 года, наши выпускники не захотели прекращать свое образование и, фактически, упросили нас - преподавателей, продолжить лекции. Так в расписании появились не запланированные ранее предметы - изучение апостольских посланий и знакомство с церковным искусством.

Каждое полугодие завершается у нас молебном и чаепитием. Накануне рождественских каникул - это благодарственный молебен и напутствие настоятеля на завершение рождественского поста и достойное проведение Святок. В мае - молебен просветителям славян Кириллу и Мефодию и также чаепитие и экскурсионно-паломническая поездка.

Мы побывали со слушателями в Новом Иерусалиме, в Троице-Сергиевой лавре, где заместитель ректора Высших Богословских курсов отец Никодим специально для нас провел интереснейшую экскурсию по Церковно-археологическому кабинету. Логичным завершением курса иконоведения стала поездка в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева. Последняя наша поездка - на престольный праздник в Богородице-рождественский храм с.Подмоклово.

Занятия проходят в Доме общины по средам с 18.00 до 21.00. Мы прекрасно понимаем, что слушать лекции после трудового дня - это действительно подвиг, но с другой стороны, если мы честно себе признаемся, сколько времени мы тратим впустую, то, наверное, посвятить 3 часа в неделю изучению православия как культурообразующей религии нашей страны, ответам на главные вопросы, для чего мы живем, - это не такая уж и большая жертва.
 
Будем очень рады видеть в сентябре новых слушателей!

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.