"Христианский патриотизм" протоиерей Дионисий Крюков
Вот что пишет Иван Ильин: «Родина есть духовная жизнь моего народа; в то же время она есть совокупность творческих созданий этой жизни; и, наконец, она объемлет и все необходимые условия этой жизни - и культурные, и политические, и материальные (и хозяйство, и территорию, и природу). То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый «народ» его, но именно народ, ведущий духовную жизнь, ибо народ, духовно разложившийся, павший и наслаждающийся нечистью, не есть сама родина, но лишь ее живая возможность ("потенция"). И родина моя действительно ("актуально") осуществляется только тогда, когда мой народ духовно цветет; достаточно вспомнить праведный, гневный пафос иудейских пророков-обличителей. Истинному патриоту драгоценна не просто самая "жизнь народа " и не просто "жизнь его в довольстве", но именно жизнь подлинно духовная и духовно-творческая; и поэтому, если он когда-нибудь увидит, что народ его утоп в сытости, погряз в служении мамоне и от земного обилия утратил вкус к духу, волю и способность к нему, то он со скорбью и негодованием будет помышлять о том, как вызвать духовный голод в этих сытых толпах павших людей. Вот почему и все условия национальной жизни важны и драгоценны истинному патриоту - не сами по себе: и земля, и природа, и хозяйство, и организация, и власть - но как данные для духа, созданные духом и существующие ради духа.
...Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя, которою стоит жить именно потому, что за нее стоит и умереть.
...Духовная жизнь моего народа и создания ее суть не что иное, как подлинное и живое Богу служение (богослужение!), которое должны чтить и охранять и все другие народы.
... И если бы кто-нибудь захотел убедиться на историческом примере, что духовная жизнь иных народов действительно чтится всеми людьми через века, то ему следовало бы только подумать о "ветхом завете", о греческой философии и греческом искусстве, о римском праве, об итальянской живописи, о германской музыке, о Шекспире и о русской изящной литературе 19-го века...»
Эти слова, на мой взгляд, могли бы служить нам путеводной звездой. Такому проявлению патриотизма нам и стоило бы научиться.
Владимир Соловьев также говорил, что именно в этих высших проявлениях духа народа - ценность для всего человечества, поэтому истинный патриотизм не может противоречить патриотизму другого народа. Каждый народ по-своему живет, любит, юродствует, женится, хоронит усопших. Всё это индивидуально, но на высотах духа - то, что объединяет все народы.
В завершении я хотел бы коснуться практической стороны патриотического воспитания. Мы уже поняли, что патриотизм - вопрос очень тонкий, и его воспитание - непростая задача.
Заставить любить Родину невозможно. Точно также как можно купить невесту, но это не будет любовью. Об этом писал и Ильин, о том, что любовь к Родине как истинный патриотизм - это всегда личностный акт. Человек в себе открывает эту любовь. Можно научить человека правильно вести себя в храме и исполнять обряды, но заставить полюбить Бога и ближних - невозможно. Это то, на что человек должен откликнуться. И настоящий педагог должен уметь вызвать этот отклик, не давлением, а личным примером, личным зажиганием. Мы должны избегать фарисейства в нашей жизни и не только религиозной, когда за громкими фразами мы не чувствуем никакой духовной основы.
Кризис патриотизма связан с общим кризисом любви. Мы теряем способность любить внутри семьи, мы не хотим терпеть. Так и в любви к Родине. Часто нечто более актуальное для нас (то же благосостояние) затмевает это чувство любви к Родине. Как и истинная религиозность - любовь к Богу - не в том, чтобы поставить свечку, а в личном покаянном чувстве перед Богом, в обращении к Нему, причем не в виде просьбы «я - Тебе, а Ты - мне», «я буду хорошим, а Ты мне будешь за это помогать», а в ощущении своего сыновства.
Сейчас в Пушкинском музее проходит выставка «Под знаком Рембрандта». Она проходит в зале личных коллекций. Представленная коллекция семьи Мосоловых - дворянской семьи, которая жила недалеко от нас, в селе Жерновка.
Когда видишь эту одну из самых больших коллекций офортов Рембрандта и др. голландцев 17 века, которая частным образом была собрана, а потом передана государству, то испытываешь гордость за нашу малую родину, за то, что здесь жили такие культурно просвещенные люди. Например, в доме, который недавно сгорел, находились работы, приписываемые Рембрандту, Леонардо да Винчи, Ван Дейку, и мн. др.
Я действительно проникся духом патриотизма, особенно когда прочитал, что последний из этой семьи - Николай Семенович Мосолов передал всю коллекцию государству, всё имение пожертвовал на благотворительность, на больницы, а свой печатный станок, (он сам был выдающимся гравером) передал Строгановскому училищу. А когда я прочитал, что Николай Мосолов младший похоронен был в фамильном склепе в с. Жерновка, вот тут меня пронзило острое чувство. Дело в том, что в этом селе мы проводили приходской лагерь, в котором работали наши подростки, в частности на кладбище около храма, там была огромнейшая свалка, которую вывозили самосвалами. И свалка была на месте этого склепа.
Я говорил, что истинным патриотизмом можно только зажечь как любым истинным чувством. Но точно также любое истинное чувство можно и загасить антипримерами. В наше время воспитание патриотизма - само по себе уже подвиг, потому что мы должны преодолевать тот негативный багаж, который остался за нашими плечами.
Я знаю, что многим уже неудобно говорить об этом чувстве патриотизма, поскольку у самих это чувство уже осталось только в виде слабого зародыша, но надо откапывать и взращивать в себе этот зародыш, иначе действительно, всё будет плохо, простите, за такие простые слова.