«Прот. Дионисий Крюков», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/obraz_chten/7pusch-chten/prot-dionisij

"Христианский патриотизм" протоиерей Дионисий Крюков

Я хотел бы поделиться некоторыми соображениями на тему, что такое патриотизм, как нам самим мыслить себя патриотами. Основываясь на опыте общения с людьми, могу сказать, что патриотизм - тема проблемная для нашего времени, для нашей страны. Это связано, на мой взгляд, с несколькими факторами: и в первую очередь с тем, что у нас какое-то измученное чувство патриотизма. Причиной тому - наше прошлое.
 
Мы унаследовали из своей юности советское представление о патриотизме, который строился по принципу «свое-чужое»: у нас в советской стране всё лучшее - все умнее, все счастливее, а у них там - на загнивающем капиталистическом Западе всё плохо. И мы своей жизнью, своей любовью к Родине должны показать всем, какие мы сильные, умные, и, самое главное, - счастливые. Люди той эпохи действительно любили и продолжают сейчас любить свою Родину, другое дело, что её идеологическую составляющую после краха социалистического строя им приходится пересматривать, а это происходит с большим трудом. В наше время люди задаются вопросом «Что для нас патриотизм? Любовь к какой Родине? Что для нас, в первую очередь, олицетворение Родины?»
 
Власть, дискредитировав себя коррупцией и другими недостойными фактами, не может быть олицетворением Родины, поэтому когда призыв о патриотизме идет сверху, у людей возникает чувство настороженности.
 
Любовь к прошлому? Но прошлое наше очень сложное. К примеру, Петр I - фигура очень яркая в нашей истории, но очень неоднозначная. В каждой эпохе было что-то достойное того, чтобы этим гордиться, но и что-то скорее позорное, поэтому прошлое не может восприниматься как идеал.
 
Благосостояние. Совсем недавно в годы перестройки оно считалось неким идейным двигателем - мы будем работать, повышать свое благосостояние, и от этого всем в стране будет хорошо. Понятно, что это довольно примитивная и бездуховная идеология, на которой построить (воспитать) патриотизм вообще невозможно.
 
Остается пользоваться какими-то суррогатами. Таким суррогатом патриотизма, на мой взгляд, является большой спорт. Когда, допустим, футбольная команда воодушевляет людей, все следят за её успехами, притом все понимают, что спорт - это коммерция, игроки покупаются, что никакого патриотического духа в этом процессе совсем нет, а если есть, то весьма невысокого уровня.
 
И оттого, что мы не понимаем, что такое настоящий патриотизм, как его воспринимали в нашей культуре, в нашей христианской истории, происходит наша растерянность. Педагоги не знают, как преподавать, как им передать это чувство, многие и сами не определены, что для них скрывается под этим высоким словом.
 
Тем не менее, в русской христианской мысли, русской христианской философии этот вопрос был уже давно осмыслен. И тут нам есть, на что обратить внимание, какие идеи воспринять, которые могли бы нас правильно сориентировать и обогатить. Тема патриотизма волновала почти всех русских философов - Соловьева, Бердяева, Булгакова, но особенно она идейно близка Ивану Ильину. В его работах прослеживается мысль о том, что такое настоящий христианский патриотизм. В работе «Путь духовного обновления» Ильин объяснял, что у всякого патриотического чувства есть инстинктивная составляющая, то, что дано человеку изначально. Однако это чувство требует определенной огранки, оно не может само по себе, в неокультуренном виде, быть ценностью, ведь в основе природного патриотизма лежит инстинкт самосохранения, чувство стадности, ощущение необходимости собраться в единую общность, чтобы друг другу помогать и защищаться. И в мире мы видим проявление патриотизма неодухотворенного - это агрессивность, превозношение одних над другими, культ силы и страх перед чужаками. С другой стороны, без этого природного чувства невозможно сделать следующий шаг.
 
Другой крайностью Иван Ильин называет «псевдохристианский космополитизм», при котором христиане, говоря что Христос пришел ко всем народам, и ссылаясь на слова Священного Писания «Нет уже иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28) или «ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13:14), делают вывод, что все земные границы должны быть отменены, и национальности упразднены. Но это, по мнению Ильина, и я полностью согласен с этим мнением, неправильно понятый «христианский патриотизм».
 
Потому что вообще-то патриотизм - это любовь, а любовь - это основа в любой жизни. Но вот о какой любви идет речь? Вся проблема в том, что любить-то человеку сложно. Вспомним, что изначально христианство - это проповедь любви, но любви не сентиментальной. «Нет больше любви, когда человек душу свою положит за ближних своих» - вот в чем истинная христианская любовь. А проявляться она может в любви к Богу, к ближним, к семье, к Родине - всё это высокие христианские чувства. Другое дело, что эти природные чувства надо преобразить, придать огранку, и тогда это станет настоящим алмазом.
 
Иван Ильин говорит о том, что достойно быть предметом истинного христианского патриотизма. Это безусловно, не территория, не прошлое, не будущее, не благосостояние, это именно проявление высот духа того или иного народа, т.е. то, что в конце концов выражает самые главные пики в жизни культурной и религиозной. Любовь в этих проявлениях является оправданной, достойной и, главное, облагораживающей человека. Т.е., человек, предпочитающий истинные ценности, во-первых, никому этой любовью не навредит, а, во-вторых, и сам будет ощущать радость.

Вот что пишет Иван Ильин: «Родина есть духовная жизнь моего народа; в то же время она есть совокупность творческих созданий этой жизни; и, наконец, она объемлет и все необходимые условия этой жизни - и культурные, и политические, и материальные (и хозяйство, и территорию, и природу). То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый «народ» его, но именно народ, ведущий духовную жизнь, ибо народ, духовно разложившийся, павший и наслаждающийся нечистью, не есть сама родина, но лишь ее живая возможность ("потенция"). И родина моя действительно ("актуально") осуществляется только тогда, когда мой народ духовно цветет; достаточно вспомнить праведный, гневный пафос иудейских пророков-обличителей. Истинному патриоту драгоценна не просто самая "жизнь народа " и не просто "жизнь его в довольстве", но именно жизнь подлинно духовная и духовно-творческая; и поэтому, если он когда-нибудь увидит, что народ его утоп в сытости, погряз в служении мамоне и от земного обилия утратил вкус к духу, волю и способность к нему, то он со скорбью и негодованием будет помышлять о том, как вызвать духовный голод в этих сытых толпах павших людей. Вот почему и все условия национальной жизни важны и драгоценны истинному патриоту - не сами по себе: и земля, и природа, и хозяйство, и организация, и власть - но как данные для духа, созданные духом и существующие ради духа.
...Именно духовная жизнь есть то, за что и ради чего можно и должно любить свой народ, бороться за него и погибнуть за него. В ней сущность родины, та сущность, которую стоит любить больше себя, которою стоит жить именно потому, что за нее стоит и умереть.
...Духовная жизнь моего народа и создания ее суть не что иное, как подлинное и живое Богу служение (богослужение!), которое должны чтить и охранять и все другие народы.
... И если бы кто-нибудь захотел убедиться на историческом примере, что духовная жизнь иных народов действительно чтится всеми людьми через века, то ему следовало бы только подумать о "ветхом завете", о греческой философии и греческом искусстве, о римском праве, об итальянской живописи, о германской музыке, о Шекспире и о русской изящной литературе 19-го века...»
Эти слова, на мой взгляд, могли бы служить нам путеводной звездой. Такому проявлению патриотизма нам и стоило бы научиться.

Владимир Соловьев также говорил, что именно в этих высших проявлениях духа народа - ценность для всего человечества, поэтому истинный патриотизм не может противоречить патриотизму другого народа. Каждый народ по-своему живет, любит, юродствует, женится, хоронит усопших. Всё это индивидуально, но на высотах духа - то, что объединяет все народы.

В завершении я хотел бы коснуться практической стороны патриотического воспитания. Мы уже поняли, что патриотизм - вопрос очень тонкий, и его воспитание - непростая задача.
Заставить любить Родину невозможно. Точно также как можно купить невесту, но это не будет любовью. Об этом писал и Ильин, о том, что любовь к Родине как истинный патриотизм - это всегда личностный акт. Человек в себе открывает эту любовь. Можно научить человека правильно вести себя в храме и исполнять обряды, но заставить полюбить Бога и ближних - невозможно. Это то, на что человек должен откликнуться. И настоящий педагог должен уметь вызвать этот отклик, не давлением, а личным примером, личным зажиганием. Мы должны избегать фарисейства в нашей жизни и не только религиозной, когда за громкими фразами мы не чувствуем никакой духовной основы.
Кризис патриотизма связан с общим кризисом любви. Мы теряем способность любить внутри семьи, мы не хотим терпеть. Так и в любви к Родине. Часто нечто более актуальное для нас (то же благосостояние) затмевает это чувство любви к Родине. Как и истинная религиозность - любовь к Богу - не в том, чтобы поставить свечку, а в личном покаянном чувстве перед Богом, в обращении к Нему, причем не в виде просьбы «я - Тебе, а Ты - мне», «я буду хорошим, а Ты мне будешь за это помогать», а в ощущении своего сыновства.

Сейчас в Пушкинском музее проходит выставка «Под знаком Рембрандта». Она проходит в зале личных коллекций. Представленная коллекция семьи Мосоловых - дворянской семьи, которая жила недалеко от нас, в селе Жерновка.
Когда видишь эту одну из самых больших коллекций офортов Рембрандта и др. голландцев 17 века, которая частным образом была собрана, а потом передана государству, то испытываешь гордость за нашу малую родину, за то, что здесь жили такие культурно просвещенные люди. Например, в доме, который недавно сгорел, находились работы, приписываемые Рембрандту, Леонардо да Винчи, Ван Дейку, и мн. др.
Я действительно проникся духом патриотизма, особенно когда прочитал, что последний из этой семьи - Николай Семенович Мосолов передал всю коллекцию государству, всё имение пожертвовал на благотворительность, на больницы, а свой печатный станок, (он сам был выдающимся гравером) передал Строгановскому училищу. А когда я прочитал, что Николай Мосолов младший похоронен был в фамильном склепе в с. Жерновка, вот тут меня пронзило острое чувство. Дело в том, что в этом селе мы проводили приходской лагерь, в котором работали наши подростки, в частности на кладбище около храма, там была огромнейшая свалка, которую вывозили самосвалами. И свалка была на месте этого склепа.

Я говорил, что истинным патриотизмом можно только зажечь как любым истинным чувством. Но точно также любое истинное чувство можно и загасить антипримерами. В наше время воспитание патриотизма - само по себе уже подвиг, потому что мы должны преодолевать тот негативный багаж, который остался за нашими плечами.
Я знаю, что многим уже неудобно говорить об этом чувстве патриотизма, поскольку у самих это чувство уже осталось только в виде слабого зародыша, но надо откапывать и взращивать в себе этот зародыш, иначе действительно, всё будет плохо, простите, за такие простые слова.

выступление прот. Дионисия Крюкова "Христианский патриотизм"

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.