28.09.2011 Секция "Диалог школы и церкви " г.Нерехта
1-й день Чтений "Экскурсия по Костроме"
28 сентября началась работа секций. В духовно-просветительском центре «Отрада» г. Нерехта прошло заседание секции «Диалог школы и церкви в духовно-нравственном воспитании».
По дороге в Нерехту
экскурсовод рассказывала об этом древнем городке и о нерехтской
писательнице 19 в. Елизавете Дьяконовой, авторе «Дневника русской
женщины».
Встречали гостей в «Отраде» хлебом-солью и концертом ансамбля рожечников.
Модератору секции протоиерею Виталию Шастину - председателю Миссионерско-образовательного отдела Костромской епархии пришлось отвечать на сложные вопросы собравшихся о том, каким, на его взгляд, должно быть преподавание религиозных предметов в школе. Отец Виталий высказал свое мнение по этому вопросу: «Культурологический или светский подход к религии напоминает подход Адама -попытка познать Бога без Бога... Действительно, священнику, приходящему в школу, приходится сталкиваться с такой ситуацией, когда на вопрос «Нужна ли вашим воспитанникам христианская нравственность?» следует ответ «Нужна», «Нужна ли христианская культура?» - «Конечно, нужна». А на следующий вопрос «Нужен ли Христос?» отвечают «Нет».
«Толерантность в религии - продолжал отец Виталий - это равнодушие к истине, толерантность в нравственности - это потакание безнравственности. Толерантная мать терпит пороки своего ребенка, смотрит на них сквозь пальцы, а любящая мать - помогает ребенку бороться с ними. Не толерантность, а любовь должна стать основой духовно-нравственного воспитания и взаимоотношения между людьми».
Опыт всех выступавших докладчиков из разных регионов ЦФО был крайне интересен. От Московской области в этой секции выступила Щекина Елена Исааковна, учитель русского языка и литературы г. Дмитрова, в соавторстве с Рубцовой Г.И. разработавшая программу «Основы русской духовной культуры», занявшая III место в конкурсе.
Вот основные разделы
программы:
• 1 кл. Избранные сюжеты Ветхого завета;
• 2 кл. Жизнь и деяния Иисуса Христа;
• 3 кл. Основные нравственные ориентиры жизни;
• 4 кл. Духовная история Дмитрова, православные праздники;
• 5 кл. Народная духовная культура;
• 6 кл. Святые герои и подвижники;
• 7 кл. «Умозрение в красках», в звуках, в слове;
• 8 кл. Становление русской литературы;
• 9 кл. Основы нравственной христианской психологии;
• 10 кл. Философия русской нравственности;
• 11 кл. Духовные культуры других мировых религий.
Очень полезным для педагогов было выступление Розиной Ольги Владимировны, доцента МГОУ, доцента Педакадемии последипломного образования. «Единство Церкви и высшей школы в подготовке учителя к
духовно-нравственному воспитанию школьников».
«В педагогике действуют ТРИ закона
• Учитель может дать ребенку только то, чем владеет сам
• Без положительного примера нет процесса воспитания
• Взаимоотношения «учитель-ученик» проходят по принципу «сообщающихся сосудов»»
В своем выступлении Ольга Владимировна ставит вопросы:
1. Где и в какой форме учитель получает знания об основах культуры православия?
2. Являются ли моральные нормы, которыми руководствуется учитель в своей
жизни и профессиональной деятельности, примером для учащихся?
В ответ на второй вопрос Ольга Владимировна привела удручающие статистические данные:
«Анкетирование, проводимое с 2003 г. среди слушателей курсов по
«православной культуре» в Московской области показывает: 92,5 %
респондентов считают себя православными, 99,8 % опрошенных крещены,
около 10% указывают, что религия занимает в их жизни центральное место.
НО ПРИ ЭТОМ 36% учителей считают возможным семейную жизнь без
регистрации брака; только 64 % считают аборт убийством; 17,5%
затрудняются с ответом на этот вопрос; 59% респондентов не могут
определить своего отношения к обману и измене.
Выходит, что нравственные ценности Православия воспринимается выборочно, что приводит к:
• эклектичности (смешанности) мировоззрения учителя,
• формированию «мифов о Православии»,
• явлениям неофитского сознания, реализуемых в школьной практике
• протестантизму, обрядоверию, магизму и оккультизму под видом православной культуры.
Что же касается ответа на первый вопрос, здесь тоже не всё гладко: «В
педагогических ВУЗах и колледжах отсутствуют предметы «Православная
педагогика и антропология», «Православная культура». Поэтому полученные
знания фрагментарны, а образование выпускника является функционально
неполным и профессионально некомпетентным для реализации задач новой
предметной области».
В этой ситуации очень действенной помощью в подготовке преподавателей
являются предложенная Розиной О.В. программа и методическое обеспечение к
ней «Духовные основы русской культуры», издаваемые центром «Наука и
Слово».
По окончании докладов участники секции совершили экскурсию в Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский монастырь.
Все участники под руководством костромских мастериц освоили технику золочения, научились «клеить поталь на мардан» - переносить позолоту с фольги на специальный клей.
Уезжать из «Отрады» не хотелось. В гостиницу в этот день участники Нерехтской секции вернулись позже всех.