«11.12.2010 Пятые Муниципальные Рождественские чтения», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/obraz_chten/5pushchchten

11.12.2010 Пятые Муниципальные Рождественские чтения

 
Пятые Пущинские Рождественские Чтения

Тема Пятых Муниципальных Рождественских Чтений "Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени..."

 

Пятые Пущинские Рождественские Чтения
Организаторы Чтений - отдел образования Администрации г. Пущино и Михаило-Архангельский храм г. Пущино
 
Пятые Пущинские Рождественские Чтения
Благотворительная ярмарка детских работ 
 
Пятые Пущинские Рождественские Чтения
 
Пятые Пущинские Рождественские Чтения
Литературно-музыкальная композиция "Нынче вся земля светла"
 
Пятые Пущинские Рождественские Чтения
Приветственное слово начальника отдела образования Бирюковой Елены Васильевны

ДОКЛАДЧИКИ

Церковь как школа
протоиерей Дионисий Крюков, настоятель Михаило-Архангельского храма г. Пущино

 Пятые Муниципальные Рождественские чтения

«... апостол Павел пишет: «иных Бог поставил ... учителями». Но в то же время в Евангелии мы читаем: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос». В чем же разгадка парадокса?
Дело в том, что христианин действительно имеет своим учителем только Бога, но это не исключает того, что у него есть помощники. Кроме того, у каждого человека есть его личный репетитор, педагог - это он сам; на христианине лежит ответственность самовоспитания. Его воспитывает Христос в Духе, ему помогают в этом священники и учителя Церкви, но главное - он сам себя воспитывает.
... Итак, каждый из нас - христианин - одновременно и ученик и учитель.
Какие же мы ученики в Церкви?
У Церкви нет рычагов воздействия. Священник не может ставить оценки (пятерки или двойки) за посещение храма, тем более за исповедь и участие в других Таинствах. Церковь не выдает дипломов, без которых не устроиться на работу. Эти рычаги должны быть исключительно в душе у каждого из нас. Однако, мы не пользуемся ими, мы остаемся двоечниками. Эта проблема всегда осознавалась в Церкви, Церковь всегда побуждает христиан к тому, чтобы они с большим вниманием занимались собственным самовоспитанием.
Христианин ленится быть христианином. Но, тем не менее, перед ним стоит эта задача - стать христианином.
... Почему всесильный Бог не сотворил нас сразу такими, какими мы становимся к 30-40 годам - сильными, умными. Оказывается потому, что Богу надо было вложить в нас стремление к совершенству, к росту... Школа - время формирования человека. Потребность самовозрастания либо укрепится, и вчерашний школьник станет по жизни хорошим учеником; либо угаснет, и тогда человек не будет стремиться продолжить свое образование, а в Церковь, если придет, то лишь затем, чтобы поставить свечку, но не заинтересоваться христианством. Поэтому так важна школа, в которой правильно расставлены приоритеты. Они формируют человека и как христианина...»

прочитать выступление полностью (http://armih.ru/obraz_chten/5pushchchten/doklad01)
 
Некоторые проблемы преподавания литературы в школе, или Заметки о духовной стойкости учителя.
Савина Н.В., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №1 г. Пущино Московской области

«.Пятые Пущинские Рождественские Чтения..современному учителю необходимо просвещение в области православного мировоззрения, как основы русской классической литературы, ... только при соблюдении этого условия учитель может выполнять свою миссию «сеятеля разумного, доброго, вечного» в противостоянии ценностям общества потребления.
Я приглашаю детей с открытым сердцем прислушаться к мыслям и переживаниям далёкого человека, понять его и удивиться: как точен он, как хорошо он знает нас, как близок каждому из нас, как ненавязчиво мудр... Но всегда ли я правильно понимаю сказанное писателем? Всегда ли прав художник?
Нам явно не хватает знания православия, недостаёт оценки программной литературы с его позиций, мы легко поддаёмся притягательному плюрализму и то вместе с Пушкиным отстаиваем нравственные законы жизни, объясняя поступки героев их верностью любви и чести, ужасаемся чудовищности Раскольникова, то утверждаем, что по-настоящему, как Маргарита, любить - значит, быть готовой продать душу дьяволу... Без сомнения, подходить к вопросам нравственного выбора надо с разных сторон, но уходить от чёткости ответа (жизнь, мол, покажет), наверное, нельзя. Нельзя с одинаковым пиететом говорить о художниках, проповедующих полярные взгляды. Какую смуту мы сеем в умах учеников под знаком свободы! Свободным от нравственных норм быть нельзя.
... Какой же силой убеждённости надо обладать «сеятелю», чтобы в суете и ворохе псевдодел типа анкет-отчётов и планов индивидуальной работы и прочих бумаг, «в сердечной простоте беседовать о Боге» с циниками, которыми делает ребят время. Я против оправдания временем. Если весь мир звереет, это не означает, что зверем стану и я.
... Значит, надо идти. С твёрдостью и верой в силу добра. И на этом пути непременно делать союзниками родителей...»

 


Уроки Православной культуры в начальной школе
Крюкова С.В. преподаватель Духовного краеведения Подмосковья МОУ гимназии «Пущино» г. Пущино Московской области

Пятые Пущинские Рождественские Чтения

«...Наставить на путь истинный», значит показать тот путь, идя по которому, мы сможем избежать опасностей, научиться чему-то полезному. Как выбрать истинный путь в своей жизни?
... необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят. Для этого предстоит научить детей через знакомые для них образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Умение детей видеть прекрасное пробуждает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, милосердия и заботы о красивом мире. Всё доброе и красивое, что они уже встретили, став понятным, поможет учителю дать знания о христианском понимании смысла указанных понятий в социокультурном контексте развития отечественной истории, показать проявление духовности в явлениях окружающей жизни: в красоте мира, в произведениях христианского искусства, в православных праздниках и традициях жизни христиан.
Постепенно ребёнок подводится к тому, что на протяжении веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами ...»
 
 
 
 
 

Подвиг педагогического служения

Сапрунова Н.В. Преподаватель Духовного краеведения Подмосковья МОУ СОШ № 3

Пятые Пущинские Рождественские ЧтенияВеликие учителя жили в разные века, в разных странах, но всех их объединяет одно общее качество - любовь к своим ученикам. Любить - значит, прежде всего, понимать (в христианском смысле - видеть в каждом ребенке образ Божий). Но как можно любить тех, которые совсем не располагают к себе: двоечников и врунишек, хвастунов и ябед, непослушных, спорщиков и злых... Любить, любить и любить! Любовь учителя к детям может решить все педагогические проблемы,- в этом я уверена...
Профессиональная деятельность учителя в идеале есть общественное служение, и педагогика знает величайшие образцы служения... Служение учителя предполагает умаление себя в пользу детей, готовность к самоотдаче себя своим ученикам
Все учителя по роду своей деятельности являются просветителями, преемниками святых апостолов. Ведь мы, педагоги, вводим своих учеников в национальную культурную традицию.
«Побеждай зло добром» - вот христианский смысл нашей работы с детьми.
Сегодня, в последний месяц года, который назван Годом Учителя, мое выступление посвящается всем нашим добрым учителям, которые сеют в душах своих учеников «разумное, доброе, вечное», учат добру и только добру.
«Учитель! Перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени...»


Современная русская христианская поэзия
Дмитрий Шноль, преподаватель школы "Интеллектуал" г. Москва

Пятые Пущинские Рождественские ЧтенияСовременная русская поэзия мало знакома широкой публике. Можно даже сказать, что публика в основной своей части уверена, что ничего сопоставимого по масштабам с великой русской поэзией ХХ в. сейчас нет и быть не может. В общем-то, так было всегда. ... Это теперь мы знаем, что Ахматова или Мандельштам - это великие национальные поэты, а в 10-20-е годы тиражи их поэтических книг не превышали полтысячи экземпляров, современники выхода этих книг попросту не заметили.
Так же и наши современники не заметили многие примечательные поэтические события последних двух десятилетий. Одно из таких событий - это значительность, как по объему, так и по качеству христианской составляющей в современной русской поэзии. Можно, пожалуй, сказать, что после ХVIII века никогда еще «разговоры с Богом» не занимали в русской поэзии такого места, как сейчас.
В моем докладе-обзоре я остановлюсь на творчестве нескольких современных поэтов, чьи религиозные стихи мне кажутся наиболее интересными. Про каждого будет сказано несколько слов и прочитано одно или два стихотворения. Персоналии такие: Тимур Кибиров, Ольга Седакова, Константин Гадаев, Игорь Федоров...

... А у этих Господь - ого-го какой!
Он-то и впрямь владыка земной!
Сей мир, сей век, сей мозг головной
Давно под его пятой.
Вкруг трона его весёлой гурьбой
- Эван эвоэ! - пляшет род людской.
Быть может, и мы с тобой.

Но наш-то, наш-то - не плачь, сынок, -
Но наш-то на ослике - цок да цок -
Навстречу смерти своей.
На встречу со страшною смертью своей,
На встречу со смертью твоей и моей!
Не плачь, она от Него не уйдёт,
Никуда не спрятаться ей!
(фрагмент стихотворения Тимура Кибирова) (http://armih.ru/sobyt/poez)

Продолжение разговора о современной христианской поэзии (http://armih.ru/sobyt/poez)


Вместе с воспитанниками к святыням Крыма
Фомина Т.В. преподаватель воскресной школы "Вертоград"  
Пятые Пущинские Рождественские Чтения В дни осенних каникул (30 октября - 7 ноября 2010) состоялась паломническая поездка в Крым для выпускников воскресной школы, потрудившихся летом в православных лагерях «Жерновка» и «Вертоград».
Природа Крыма и его удивительная история всегда привлекали туристов. Для православного человека это особое, святое место...
По Крымской земле ступал апостол Андрей Первозванный.
Сюда, в одну из дальних провинций Римской империи, ссылались христиане на каторжные работы в каменоломнях, многие из которых претерпели мученическую кончину.
Здесь, в Херсонесе, в 988 году произошло Крещение столь судьбоносное для всей Руси.
В Крымских горах поселялись те, кто спасался от иконоборческой ереси, охватившей всю Византию. Скалы, изрезанные многочисленными пещерами, возвещают о подвигах безвестных отшельников.
За верность и любовь к России в Крыму поплатились жизнью тысячи наших соотечественников, когда в 1920 г. Отказались покидать родные берега...
Воистину свята эта земля...

прочитать полностью (http://armih.ru/vert/palomnichestva/crym)

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.