Диалог Церкви и школы в вопросах естествознания

Доклад Захаровой Ларисы Александровны, директора воскресной школы «Вертоград» Михаило-Архангельского храма г.Пущино на XI Пущинских Рождественских чтениях.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

1. Дорогие участники чтений! Мы собираемся с вами вот уже 11-й год, а между тем, положа руку на сердце, вынуждены признать, что далеко не каждый житель нашего города рад тесному сотрудничеству Церкви и школы.

2. Не секрет, что для многих наших современников слова «церковь» и обскурантизм являются синонимами, при этом порой Церкви приписываются разные антинаучные позиции, которые на самом деле Церковь не декларирует. Часто об этом не догадываются даже сами члены Церкви. Так, например, многие православные считают, что Церковь категорически отрицает теорию эволюции, и, исходя из этого, активно включаются в борьбу, призывая своих детей бойкотировать уроки биологии.

3.  На самом деле утверждение «Церковь отрицает теорию эволюции» - некорректно и скорее абсурдно, поскольку в Социальной концепции РПЦ сказано, что «в естествознании нет теорий атеистических и религиозных, но есть теории более или менее истинные», а «религия не занимается вопросами устройства материи». «Научное и религиозное познание имеют совершенно разный характер. Эти сферы могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборствовать одна с другой». 

4. Однако внутри Церкви существует различные трактовки библейского рассказа о происхождения мира, и это традиционно - по вопросам недогматизированным допускаются разномыслия (1Кор.11:19).

5. Для церковного человека очевидно одно - всё сотворено Богом, и в этом смысле все христиане - «креационисты» (от лат. creatio - творение), они не допускают мысли о том, что такая сложная система, как мироздание, могла появиться самопроизвольно, случайно. А вот на вопрос «Как именно происходило творение?», мы находим разные трактовки, как у святых отцов, так и у современных богословов.

6. Выделим 2 крайние точки зрения:

- Младоземельный креационизм

- Эволюционный креационизм

7. Согласно взглядам младоземельных креационистов  возраст Земли не превышает 7500 лет (это и дало название направлению, от «молодая земля»). Они настаивают на буквальном толковании Книги Бытия, поэтому утверждают, что процесс творения длился шесть 24-часовых суток, биологические виды сотворены готовыми, эволюция исключена, накопление всей толщи осадочных пород объясняют исключительно результатом Всемирного потопа.

8. Младоземельные креационисты категорически отвергают теорию эволюции и настаивают на том, что в школах наряду с традиционными теориями происхождения жизни должны преподаваться и альтернативные. Наиболее активные представители этого направления выпускают учебники и распространяют их в школах. Например, «Учебник биологии для 10-11 классов» Вертьянов С.; книга прот. Константина Буфеева «Православное учение о Сотворении и теория эволюции».  

К сожалению, эти труды не выдерживают критики со стороны официальной науки, но особенно печально то, что идеи, выраженные в этих книгах, часто отождествляются с общецерковной позицией, а это не так.

9. В частности на книгу Буфеева существует отрицательная рецензия кафедры Библеистики МДА. Эти взгляды неоднократно подвергались критике на научных семинарах в ПСТГУ. «Тревогу вызывает то, что критика, относимая к креационизму (младоземельному) бросает тень в глазах научной общественности на всё православное богословие, становясь препятствием на пути развития конструктивного диалога между Церковью и научным сообществом, включая систему образования.

10. В целом позиция современных буквалистов, неизбежно провоцирующая конфликт Церкви с наукой и школой, не находит, по крайней мере, открытой поддержки у высшего священноначалия РПЦ. Во всяком случае, в 2010 г. отменена проводимая ранее в рамках Рождественских чтений буквалистская конференция «Православное осмысление творения міра и современная наука», с формулировкой: «так как проводимая в течение многих лет полемика  не   принесла   добрых   плодов и не способствует консолидации».

11. Между тем, ряд православных богословов не видит противоречий между теорией эволюции и библейским повествованием о сотворении мира и развивает концепцию эволюционного креационизма.

В отличие от атеистических эволюционистов теистические эволюционисты верят в то, что материальный мир появился по замыслу Творца и развивается по законам, установленным этим Творцом. Проще говоря, Богу не обязательно было создавать каждую травинку, достаточно было дать некий творческий импульс, заложить программу, по которой жизнь развивается. Эволюция в этом воззрении является инструментом Бога.

12. Следует отметить, что Теистический эволюционизм ни в коем случае не является теорией в научном смысле, а представляет собой отдельное мнение о том, как эволюционная наука может быть связана с религиозной верой и религиозной интерпретацией.

Остановимся на этой концепции поподробнее.

Приведу выдержки из книги «Слово пастыря», написанной Святейшим патриархом Кириллом в бытность митрополитом Смоленским. Глава «О сотворении мира».

13. «Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой...

14. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках... Речь идет об иных периодах времени. «У Господа,  - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет. 3:8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

15. Даже если оценивать повествование Библии о творении мира с точки зрения современных взглядов на происхождение космоса, то и здесь - конечно, с поправками на язык и образность изложения - можно найти нечто, представляющееся весьма логичным и понятным.

Преобразование материи начинается с сотворения света: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет...» Сегодня мы знаем, что свет - это энергия. Итак, в основе творческого акта, преобразующего хаотическую материю, - создание энергии.

16. Затем - творение мира неживого и живого. Вначале были растения, потом водоплавающие, пресмыкающиеся, летающие; затем млекопитающие.

17. Как сказано в Библии, всё это Бог не прямо сотворил, но произвели вода и земля. Это указывает на вовлеченность всей природы в тайну сотворения нового». «И сказал Бог: да произрастит земля зелень ... Быт 1:11

18. И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной». Быт 1:20  Бог как бы задает Вселенной некую программу развития и устанавливает законы, по которым она будет развиваться.

19. «И в завершение творения мира - создание человека». Сотворение человека - еще один камень преткновения. Закрепилось мнение, что православный человек ни в коем случае не может допустить в своё сознание мысль о происхождении от обезьяны.

20. Приведу лишь одно, но далеко не единственное, мнение - размышление свщмч. Михаила Чельцова на Книгу Бытия:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. (Бытие 2:7)

21. «Из этого библейского выражения можно с одинаковой  верностью библейскому смыслу вывести, как  то, что Господь из  персти  земли сделал какую-то фигуру человека, которую потом и  одухотворил, так и  то, что Бог, предоставляя веществу совершенствоваться в силу заложенных в природу законов развития, затем, когда это вещество достигло при содействии промысла Божия  формы, близкой к человеческому телу, Он  вдунул в эту «персть от земли» душу живу.

22. Ни первое из этих рассуждений не ближе к библейскому тексту, ни второе дальше  от   него. Но если первое предполагает наличие руки у Господа  и  самого процесса создания этой фигуры, то второе совершенно согласуется с духовностью  и  премудростью Божией ...

23. В одухотворенности человека вся суть: а как эта  персть  в подобие тела  его образована была  - это второстепенная подробность.  И  почему для человеческого самосознания приятнее вести начало своему телу  от  какой-то небиблейской куклы, а не  от  той же хотя бы обезьяны?"

24. Свт. Василий Великий говорит: «Человек - это животное, получившее повеление стать богом».

Главное для нас то, что человек, будучи по природе земным, т.е. состоящим из тех же химических элементов, что и планета Земля, получает некое Божественное начало, залог своей приобщённости к Божественному бытию.

25. Человек - посредник между двумя мирами, который должен весь материальный мир обОжить, привести к Богу. 

Признаюсь, что мне, как биологу, проработавшему почти 20 лет в академическом институте, очень близок такой подход к рассказу о днях творения, но нельзя не признать, что в концепции теистического эволюционизма есть свои слабые стороны. Впрочем, этот подход и не претендует на догматизацию, а вот как инструмент диалога Церкви и школы, думает, вполне допустим, поскольку владение современным естественно-научным материалом позволяет православному миссионеру свидетельствовать об Истине на том языке, который более характерен для носителей «техногенной культуры».

26. Из материалов научных семинаров ПСТГУ: «В богословии принятие эволюционного механизма было бы возможным, но следует помнить, что любое заимствование естественнонаучной модели допустимо только на уровне «рабочей модели», а не вероучительной истины».

27. «Главная беда младоземельных креационистов в том, что они настаивают на догматизации своей концепции, и всех несогласных объявляют еретиками, вплоть до отлучения от Причастия».

28. Задача православного педагога «конечно же, не в том, чтобы перегружать учащихся всей проблематикой, связанной с прочтением Шестоднева. Потому наиболее перспективным представляется раскрытие библейского текста именно как словесной иконы». Как нелепо требовать от иконы портретного сходства, также неразумно использовать Книгу Бытия в качестве учебника биологии.

29. Видится разумным  компромисс, при котором православные родители не считают современную науку биологию врагом Библии, а учителя, преподавая механизм эволюции, оставляют за верующими учащимися право верить в то, что эволюция - инструмент в руках Божиих. Тем более что сам  термин «эволюция» происходит от лат. evolutio - «развертывание» свитка или «раскрытие» книги, т.е. того, что уже существует в виде идеи, зародыша, зачатка, программы, замысла, т.е. не подразумевает идею слепого, спонтанного развития.

30. Завершить своё выступление я хочу словами святителя Филарета  Московского: "Вера Христова не во вражде с истинным знанием, потому что не в союзе с невежеством".

Источники:
1. Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. «Слово пастыря. О сотворении мира»
2. Протодиакон Андрей Кураев. «Человек приходит в мир. Может ли православный быть эволюционистом»
3. Свщмч. Михаил Чельцов. "О человеческих привнесениях в Библию // Христианская мысль". Киев, 1916
4. Список публикаций священника Олега Мумрикова
5. Свящ. Олег Мумриков «О проблемах «богословия эволюции» на рубеже ХХ-ХХI вв. на сайте МПДА»
6. Сошинский С.А. «Шестоднев и наука: проблема согласования или кризис встречи?»
7. Сергей Худиев. «Может ли православный быть гелиоцентристом?»