19.01.2014 Святочная вечорка в "Корстоне"

19 января 2014 г. в Серпухове прошла Святочная вечерка. На приглашение организаторов -  Серпуховского православного клуб "Трилистник" с удовольствием откликнулась пущинская православная молодежь. Публикуем статью матушки Ольги Свиреповой, по инициативе которой возрождается эта российская традиция.

«Шесть лет при Троицком соборе и Богоявленском храме Серпухова работает Православный клуб «Трилистник». Одной из инициатив этого клуба стало возрождение в Серпухове такой формы времяпровождения, как вечерка. В день престольного праздника Богоявленского храма 19 января вечерка состоялась в довольно неожиданном месте - торгово-развлекательном центе «Корстон». Серпуховичи с удовольствием приняли участие в русской народной забаве.

Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне
Святочная вечорка в Корстоне
Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне
Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне
Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне
Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне Святочная вечорка в Корстоне

Чтобы представить себе, что такое вечерка, попробуйте ответить на вопрос: как в прежние времена русские люди общались зимой? Если степенные отцы семейств могли собраться на чинное чаепитие, то холостой молодежи, естественно, хотелось более весёлого общения. Для этого и устраивались посиделки (посидухи). Их же называли беседами, вечерками (досветками, дозорьками), а ещё балухами и супрядками (попрядухами).

Вечерять начинали после уборки урожая с наступлением первых холодов. В разных губерниях это происходило в разное время - приблизительно с Покрова Богородицы. Заканчивались посиделки тоже по-разному - где к Рождеству Христову, а где только на Масленицу. В Великий Пост проводить посиделки не разрешалось совсем. После Пасхи уже спешили на первых, освободившихся от снежного покрова полянах водить хороводы.

Обычно посиделки начинались с «рабочего времени», да и затевались-то они, в общем, для женских коллективных работ. Это нам могут подсказать и некоторые названия посиделок -супрядки, супрялки, попрядухи, их корни указывают на прядение. Действительно, примерно к октябрю заканчивалась выделка льна и женщины целые ночи проводили за прялкой.

Могли для будущих перин и подушек все вместе перо щипать, а иногда накануне свадьбы подруги завершать подготовку приданого для невесты. Сопровождалась такая коллективная работа песней, чаще всего протяжной, неспешной.

Через некоторое время на вечорошный огонек заглядывала гурьба парней, и приходило время «праздной» части. Гармонист брался за дело, прялки убирали угол и затевали «верёвочку» - наборный хоровод, водившийся затейливыми петлеобразными фигурами.

«Верёвочка» выкатывалась в сени, возвращалась в избу, вилась и вилась, а песни сменяли одна другую. Играли в жмурки, прятки, кошки-мышки, отгадышки, диалоговые игры с пением, а ещё обязательно - в целовальные игры. Плясали польку, краковяк, тустеп и задорную кадриль, видов которой насчитывалось множество, в каждой деревне была своя кадриль, со своими особенностями.

Право участия в посиделках получали парни и девушки, достигшие брачного возраста, ведь парни на посиделках высматривали невест: «и работяща, и красива, и за словом в карман не полезет».

Что же такое для нас сейчас вечерки, и почему это движение нынче ширится всё больше и больше по всей стране? В обеих наших столицах, на Урале, в Сибири и в южных губерниях нашей страны уже по полтора-два десятилетия коллективы, занимающиеся традиционной культурой, не устают проводить большие и маленькие вечерки, куда привлекается немалое число молодёжи. Вечерка - это праздник, на котором не тебя веселят, а ты сам веселишься. Это вроде бы и не простой концерт и не простой танцевальный вечер, а целое сплетение песен и частушек, традиционных народно-бытовых танцев и степенных хороводов, забавных поцелуйных игр.

На вечерке, как и в прежние времена, нет разделения на сцену и зрителей - все участники. Ведущие показывают фигуры, а слова и движения учатся по ходу дела.

За прошедший год клуб «Трилистник» организовал уже более десяти вечерок и два больших хороводных праздника. Сложился определенный круг молодёжи, приходящей практически на каждую вечерку.

Завсегдатаи вечерок могут станцевать польку-бабочку с двумя разворотами, ту-степ, краковяк простой и краковяк балманский «в две девки», «Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Яблочко», «Выйду ль я на реченьку», «Падеспань», фигурную вологодскую пляску «Берёзонька» и залихватскую «Улицу» или «Чижика», мудрёный сибирский танец с простым названием «Топор» и затейливую верхотурскую кадриль «Заметелица» из пяти фигур.

Как и в прежние времена, все эти танцы перемежаются на вечерке с задорными играми на ловкость и быстроту. В основе этих игр, как правило - соревнование парня с девицей, где победитель обязательно награждается сдержанными целомудренным поцелуем.

В завершении мероприятия затейливые «ручейки», из танцующих пар «притекают» к гармонистам. Им, музыкантам, выдерживающим три с лишним часа почти беспрерывной игры, принято отвешивать поклон, благодарить и исполнять частушки.

На вечерках собирается большое число музыкантов благодаря нашему замечательному земляку Вячеславу Андреевичу Порожняку, который неизменно поддерживает наше начинание.

Ведь музыка на вечерке - главное, как говаривали в старину: «была бы музычка, а сплясать можно и на блюдечке»!»

Свирепова Ольга

Статья была опубликована на Официальном сайте Администрации г.Серпухов