02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей»

02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей»
02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей»
02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей»
02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей» 02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей» 02.06.2015 Родительский семинар. «Роль культуры в воспитании детей»

  КРАТКИЕ ТЕЗИСЫ СЕМИНАРА

Роль культуры в воспитании детей.

Настоятель Михайло-Архангельского храма г.Пущино протоиерей Дионисий Крюков

Молодой человек боится жить. Важно, чтобы у ребенка был вектор целостного восприятия мира (интеллектуального и духовного), т.к. сейчас восприятие раздроблено. Необходимо научить наших детей чувствовать красоту, чтобы они не ощущали внешнюю среду как агрессивную. Понимание культуры и творчества - это путь к пониманию веры и любви.

Какова же важность культуры, воспитания и образования для верующего сознания?

Образование. Это не только система знаний, полученных в учебных заведениях, для того, чтобы быть успешным. Для христианства важно не то, как ты устроишься в жизни, и будет ли успешной твоя карьера и карьера ребенка в будущем.

Образ - образование - развитие - эта «матрица» заложена в человеке Богом. Святитель Василий Великий говорил, что человек - это животное, получившее повеление стать Богом. На одной стороне мы видим плотское, а на другой - святость. Развитие, совершенствование и образование - постоянная обязанность христианина. Совместное обучение с детьми способствует развитию. Вектор развития и духовного совершенствования необходимо задавать, прежде всего, самому себе. Когда мы последний раз были на выставке, концерте, читали классическую литературу?

Христианская антропология подразумевает необходимое движение «вверх», к Богу. Чем ближе человек приближается к Богу, тем «уже» область и сложнее возрастать. Ум, чувства и воля определяют способности человека. Без развития одного из компонентов справиться сложно. Необходимо комплексное развитие и воли, и ума, и чувств.

Культура. Культ - форма верования, в которые человек помещал свои религиозные чувства. Например, украшение храма в с. Подмоклово в барочном стиле. Обратите внимание на скульптуры апостолов, в руках у каждого апостола - книга. В 17 веке книга - это свод премудрости Божьей.  Христианское воспитание не может быть отделено от культурного воспитания. Подлинная культура - это устоявшаяся культура, которая должна исходить от родителей. А поверхностное должно ещё устояться.

Принять христианство возможно только сознательно. Родитель может лишь создать условия, а решение будет принимать ребенок сам. Культура может стать мостиком возвращения из отвергнутого состояния к христианству. Например, Серафим Роуз вернулся в христианство после музыки Баха. А его возврат к Богу произошел после прочтения Достоевского.

Прощай, пока прощается,

Терпи, покуда терпится,

Люби, покуда любится,

И Бог тебе судья.

Музыка способна перевернуть душу и расположить человека к прощению. Например, произведение Рахманинова «Весна». Или «Женитьба Фигаро» Моцарта. Моцарт в комедии способен разлить в музыке идею прощения. Поэтому необходимо освоить музыкальный язык, научиться слушать музыку сначала самим и научить этому детей.

Любое классическое искусство требует усилий. Оценить божественное прощение в финале произведения «Женитьбы Фигаро» нельзя, прослушав лишь один маленький отрывок. Надо обязательно делать усилия, и тогда количество перерастет в качество, и то, что давалось с большим трудом и «не нравилось», человек начинает любить. Например, при прочтении Достоевского первая треть произведения - сложная, надо потерпеть, а потом невозможно себя оторвать от книги. Жизнь из пресной в жизнь со смыслом превращает «пуд соли». Все это дает нам возможность научиться понимать себя и понимать людей. Этот процесс преодоления важен для понимания первостепенного и второстепенного, чтобы уметь отличать подлинное и подделку, истину и ложь. И это сродни духовному деланию, что помогает понимать и видеть важное и второстепенное в себе и в людях.

Хорошая литература, фильмы помогают понимать сложность и глубину человека. В русской литературе человек показан как сложная личность, где не бывает однозначно хорошего или однозначно плохого.

Например, Валентин Непомнящий, известный пушкинист, на встречах посвященных Евгению Онегину, обращает внимание слушателей на то, как мы можем видеть переживания героя. Пройдя по лабиринту становления героя, этот путь проходит и читатель.  Или в произведении «Анна Каренина» - мы видим, к чему приводит человека путь похоти. Это и есть духовный подход.

 Но как дети могут пережить это, если ни мы ни они не читаем?

Подводя итог, можно сказать следующее, что культура (музыка, изобразительное искусство, литература, архитектура) дает нам возможность любить и понимать.

Так, фильм «Понять человека» реж. Столярова (Киев) дает нам единственный ответ - понять человека невозможно, человека можно только полюбить. Просматривая этот фильм, перенимаешь чувства режиссера, как бы заражаешься ими, начинаешь чувствовать так, как это чувствует режиссер. Культура нас может к этому привести.

Мы не умеем любить даже себя. Именно душевная жизнь касается культуры. Научившись понимать культуру, мы будем понимать, как любить себя, окружающих и Бога.

 

Что дает научный подход в воспитании ?

Александр Оликевич, руководитель молодежного научно-технического центра

Зачем учиться?  Дети не знают зачем, и мы не знаем. Как мы пытаемся развить вкус к науке у детей? Что делать? Мы можем отметить некоторые варианты христианского осмысления науки.

Ложные:

  1. Католичество - «завоюем»
  2. Протестанство - «чтобы милость получить»
  3. Стать сверхчеловеком
  4. Получить сверхспособности

Ложные - идут от недостатка, где есть элемент рабства.

Но в православии должна быть свобода создавать. Все хорошее делается от радости, а не от «натуги», от позитивных, а не от негативных желаний.

Изобретательство - от позитивных желаний. Например, св. Василий Великий был изобретателем больниц.

Чем может руководствоваться православный изобретатель:

  1. Сделать для ближних, чтобы помочь
  2. С целью защиты и сохранения
  3. Чтобы кормить свою семью
  4. Искусство - творчество великого инженера
  5. Творческое проявление способностей - это радость
  6. Испытать чувство интереса и любопытства.

Мы не понимаем красоту научно-технических идей, даем чужие результаты, не давая детям самим прийти к этим решениям.