15.06.2014 Поездка слушателей Библейско-богословских курсов и учащихся воскресной школы "Вертоград" на Бутовский полигон
Своими впечатлениями о поездке поделилась выпускница воскресной школы "Вертоград" Наталья Околелова.
«Бутовский полигон - это наше прошлое, которое нужно вытаскивать на поверхность, ворошить, всегда видеть перед «сердечными очами», чтобы жить по правде. Это наши корни, отруби которые - и рухнет могучее древо нашей страны. Чтобы ещё раз напомнить себе об этом, одним воскресным днём мы отправились в Бутово на экскурсию.
![]() |
![]() |
![]() |
Территория полигона скрыта от любопытных взглядов глухим забором с намотанной поверх него колючей проволокой. Так повелось с хрущёвских времён. Внутрь открывают путь довольно невысокие ворота, поэтому входящие как бы кланяются земле, на которую собираются ступить. Встающий перед глазами пейзаж поначалу действует умиротворяюще: аккуратные гравийные дорожки, яблоневые деревья, цветы. По мере рассказа экскурсовода ощущение успокоенности улетучивается и заменяется парализующим ужасом. Нас проводят к мемориальному камню памяти жертв политических репрессий 1937-1953 годов. Репрессии вызвала боязнь потерять власть, но при этом многие убиенные были настолько далеки от политических интриг, что не могли прочитать, в чём обвиняются: контрреволюционная деятельность, антисоветская агитация... И слов-то этих не слышали. Так и ушли, не понимая, в чём провинились. Машина смерти никого не щадила. В числе покоящихся на полигоне есть 13-летний мальчик-сирота, укравший пару буханок хлеба (расстреливать можно было только с 15 лет, поэтому дату рождения ему заменили) и 82-летний старец - митрополит Санкт-Петербургский Серафим Чичагов. Руководство НКВД составило план о количестве «врагов народа», которых необходимо уничтожить в Москве и Московской области. В разъяснениях касательно этого плана Ежов заявлял: "Если во время этой операции будет расстреляна лишняя тысяча людей - беды в этом особой нет». Разум отказывается принимать эти сведения. Неужели на самом деле? Неужели были такие люди и такая свора псов? Правда. Среди безмятежного ландшафта мы постепенно начинаем различать шрамами вздымающиеся насыпи. Это - братские могилы на месте расстрельных рвов. В раскопе площадью в 12 квадратных метров были обнаружены останки 149 человек. Если предположить, что все 13 бутовских рвов заполнены таким образом, то на полигоне обрели свой последний земной приют от 70 до 90 тысяч человек. Сохранились фотографии археологических раскопок. Это похоже на рукотворный ад. Православные, католики, протестанты, буддисты, атеисты - самых разных людей объединило нечеловеческое страдание. Не будет преувеличением сказать, что каждый город Московской области имеет здесь своего, может, пока ещё неизвестного, новомученика. Синодальная работа по прославлению бутовских новомучеников продолжается и по сей день, ибо пока историкам известны имена лишь 20 тысяч 760 человек.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Воистину русская Голгофа... Заново распинали Христа и Церковь, тысячами убивали священнослужителей и мирян. На полигоне установлен большой поклонный крест, изготовленный в Соловецком монастыре. Подножие креста составлено из обломков разрушенного большевиками Зачатьевского монастыря в Москве.
Милостью Божией нам посчастливилось попасть в деревянный храм Святых новомучеников и исповедников Российских, где мы встретили настоятеля отца Кирилла Каледу. Дед батюшки, священномученик Владимир Амбарцумов, пострадал за веру на полигоне. Остаться в храме надолго нам не удалось - скоро крещение. При виде младенца, который станет сейчас сыном Божиим, невольно замираешь перед торжествующим величием жизни. Здесь, в месте, где свирепствовала смерть, хозяйничал хаос и мрак, вдруг совершается такое чудо - маленький человек вступает в Истинную Жизнь. С небывалой силой пронзает мысль - у Бога нет мёртвых. И они, мученики, невинно убиенные, несмотря на то, что вырвали у них единственную, данную Богом жизнь, и они сейчас радуются за дитя, и они - живы.
Далее путь наш лежит к большому каменному собору во имя Воскресения Христова и Святых новомучеников и исповедников Российских в Бутове. Он напоминает приземлившееся облако. Первый, подземный этаж собора посвящён страданиям новомучеников. В притворе можно увидеть их предсмертные фотографии, вещи, изъятые из погребального рва: обувь, почти истлевшие предметы одежды, гильзы, резиновые перчатки палачей. В самом храме - иконы новомучеников. Экскурсовод обратил наше внимание на интересную деталь: деревья на территории полигона растут скоплениями, жмутся друг ко другу небольшими группками по 3-5 штук. Почему так - до сих пор не выяснено. Подобным образом изображены и святые на иконах. Затем мы поднимаемся в верхний храм. Там - пасхальная радость, прославление подвига новомучеников. На душе становится светло.
В Бутове нужно побывать. Нужно, чтобы получить урок, который не преподаст лучше ни один профессор: о том, как страшно быть прижизненно мертвым, не имея Любви, и как непобедима и вечна жизнь, отданная за Любовь. И усвоить это накрепко, до самой структуры ДНК, чтобы никогда больше не повторить братоубийственного ада, чтобы усердней молиться за исстрадавшуюся нашу Украину, чтобы люди наконец поняли, до конца поняли смысл шестой заповеди - не убий.
Новомученики и исповедники Российские, молите Бога о нас!
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Сердечно благодарим за поездку организаторов: Захарову Ларису Александровну, Кабанова Антона Владимировича, а также и водителя автобуса».
Наталья Околелова, выпускница воскресной школы "Вертоград"