«22.03.2012 Паломничество в землю Владимирскую», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/kateh/zhizn/120322_vladimir

22.03.2012 Паломничество в землю Владимирскую

С 18 по 19 февраля 2012 года мы, группа слушателей Катехизических курсов при храме  Михаила Архангела в Пущино, с благословения настоятеля храма отца Дионисия, совершили паломническую поездку в святую Владимирскую землю.
Пущинские паломники во Владимире
Мне очень хотелось в первую очередь побывать во Владимире, где я был почти 30 лет назад. Кроме того в курсе «История Русской православной церкви» мы как раз недавно изучали домонгольский период, и данную поездку можно было рассматривать как прекрасную возможность соприкоснуться с древними историческими памятниками, свидетелями той эпохи.
Маршрут паломнической поездки

БОГОЛЮБОВО
Из Пущино мы сразу же направились в Боголюбский монастырь, что находится в поселке Боголюбово примерно в десяти километрах северо-восточнее Владимира. Своим появлением на карте и названием это место обязано князю Андрею Боголюбскому, внуку Владимира Мономаха, сыну Юрия Долгорукого и его первой жены - половецкой княжны, в святом Крещении Марии, дочери хана Аепы Осеневича. Князь Андрей был прозван Боголюбским еще в юности за постоянно присущее ему глубокое молитвенное внимание, прилежание к церковным службам, духовную сосредоточенность, любовь к Слову Божию и привычку обращаться к Писанию во всех случаях жизни.

Святой благоверный князь Андрей Боголюбский
Князь Андрей заслуживает того, чтобы немного рассказать о нем и о том наследии, которое он оставил нам. В то время на Руси шли жестокие междоусобные войны. Юрий Долгорукий, князь Ростово-Суздальский, дважды становился великим князем киевским. В период своего первого киевского княжения (1149-1151) он оставил править в Суздале старшего сына от второго брака Василька. Во время последнего киевского княжения (1155-1157) Юрий Долгорукий сохранил Ростово-Суздальскую землю за собой лично, планируя оставить ее после своей смерти своим младшим сыновьям от второго брака Михаилу и Всеволоду. Старших сыновей, среди которых был и Андрей, он планировал утвердить на юге, в Киеве.
Он сажал своего сына Андрея удельным князем в Вышгороде, северном предместье Киева, в 1149 и 1155 годах. Но князь Андрей мечтал перебраться в родную Ростово-Суздальскую землю и править там. О том, как это свершилось, весьма красочно повествуется в «Житии святого благоверного князя Андрея Боголюбского» и в «Акафисте святому благоверному великому князю Андрею Боголюбскому».
В Вышгороде, в женском монастыре с 1131 года хранилась чудотворная икона Богоматери с младенцем Христом, написанная по преданию апостолом и евангелистом Лукой и подаренная Юрию Долгорукому константинопольским патриархом Лукой Хрисовергом.
«Видя чудес множество» от принесенной в Вышгород святой иконы Божией Матери, благоверный князь Андрей «возгореся духом и умоляше Пречистую Богородицу, да скажет святую волю Свою» и да благословит его. Со слезами и любовью молился он перед чудотворной иконой Преблагословенной Владычицы: «О, Пречистая Госпоже, Дево Богородице, Мати Христа Бога нашего! Аще хощеши, можеши мне Помощница быти в Ростовской земле, идеже тщимся шествовати, и тамо посети нас, Владычице!».
И Матерь Бога нашего услышала немолчный вопль своего избранника и благословила его благое начинание. Пресвятая Богородица, «от иконы Своей милости нам источающая», видимым знамением указала волю Свою. В Вышгороде икона иногда возвышалась, поднималась, стояла на воздухе, иногда в храме «ношашеся сюду и сюду», обнаруживая стремление Божией Матери покинуть это место. Тогда благоверный князь Андрей, «улучив желаемое» и взяв святую икону, как великое сокровище и благословение Божией Матери, «идяше в путь свой, радуяся и поя Богу». Тайно от всех молодой князь со священником Микулицею, диаконом Нестором и их семействами весной 1155 года выехал из Киева.
Князь Андрей намеревался доставить чудотворную икону в Ростов. Но в 10 верстах от Владимира лошади внезапно остановились, и ничто не могло заставить их идти вперед. Впрягли новых лошадей, но и те не двинулись с места. Князь Андрей и его спутники остались ночевать на этом месте. Ночью князю Андрею явилась Богородица со свитком и сказала: «Не хочу, чтобы ты нес образ Мой в Ростов. Поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя Рождества Моего и устрой обитель инокам».
Князь Андрей поступил так, как велела ему Богородица. Икона Богородицы с младенцем была помещена в Успенском соборе во Владимире. С тех пор этот чудотворный образ мы почитаем как Богоматерь Владимирскую. А в честь явления князю Андрею Богородицы была написана другая чудотворная икона - Боголюбской Божией Матери.

Боголюбская икона Богородицы

На месте явления Богородицы князь Андрей основал свою княжескую резиденцию, которая включала храм Рождества Богородицы, двухэтажный каменный дворец и киворий (каменный навес над местом, где остановились лошади, не желая продолжать путь). Ансамбль княжеской резиденции был самым крупным комплексом белокаменных зданий в домонгольской Руси.

Боголюбский монастырь сегодня
В летописи XVI века «Летописец Владимирский» записано, что и монастырь был создан Андреем Боголюбским в это же время: «Cии же князь Ондреи Боголюбовныи град спом осыпа, постави ту церковь камену Рожество святеи Богородици на Клязме реке, а другую Покров святеи Богородици на Нерли, и устрои монастырь». Однако современные исследователи считают, что монастырь в Боголюбове был основан после убийства князя Андрея в 1174 году, но сведения об этом крайне скудны. Известно, что в 1687 году по грамоте царей Иоанна и Петра Алексеевичей обитель стала Патриаршим домовым монастырем, в 1753 году - синодальным, а с 1822 года был передан в ведение Владимирской епархии.

Собор Рождества Богородицы 1722 г., лестничная башня и переход 1158 – 1164 гг.
К сожалению, время не пожалело этот исторический памятник. До 1950-х годов этот комплекс считался утраченным. Только в 1954 году Н.Н. Воронин обнаружил лестничную башню, над которой в XVIII веке была надстроена шатровая колокольня, а также переход на хоры. От белокаменной церкви Рождества Богородицы, рухнувшей в 1722 году, сохранилась только цокольная часть и часть северной стены, удержавшаяся вместе с сохранившимся переходом в княжеский дворец. Храм был заново построен на прежнем основании. Облик нового храма, по всей видимости, весьма далек от того, который храм имел изначально. Если судить по реконструкции Н.Н. Воронина, то храм Рождества Богородицы был построен в том же стиле, что и храм Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире.

реконструкция Воронина
Самый крупный храм Боголюбского монастыря - собор Боголюбской иконы Божией Матери был построен в 1855 - 1866 годах купчихой Алексеевой с сыновьями и освящен в мае 1866 года святителем Феофаном Затворником.

На ступенях собора Боголюбской иконы Божией Матери (1855 – 1866 гг.)
В 1924 году монастырь был закрыт, и ансамбль монастыря со всем имуществом был передан музейному отделу. В 1991 году часть зданий была передана мужскому монастырю во главе со схиигуменом Никодимом. В 1997 году сюда были переведены 60 сестер из Задонского Спасо-Преображенского монастыря; возникло 2 монастыря: мужской и женский. После этого началась активное возрождение монастыря.
В соборе хранится список с чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери. Первообраз иконы с 1992 года находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. После ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

Храм Покрова на Нерли

Одним из самых замечательных шедевров, созданных Андреем Боголюбским, является всемирно известный храм Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли, который находится примерно в полутора километрах от Боголюбского монастыря. Считается, что храм был построен в память о сыне князя Андрея - Изяславе, погибшем 1165 году в сражении с волжскими болгарами. Однако некоторые исследователи обосновывают более раннюю дату строительства храма - 1158 год. Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века опять же по инициативе Андрея Боголюбского. Вероятно, это первая церковь Покрова на Руси.

Церковь Покрова на Нерли
Церковь была построена на рукотворном холме на «стрелке» при впадении Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили свое положение). Архитектура храма XII века дошла до нас без существенных искажений. Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трех фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.

Фасад церкви Покрова на Нерли
В конце XVIII века из-за низкой доходности Покровской церкви игумен Боголюбского монастыря (к которому она была приписана) пытался разобрать храм на строительный материал для возведения монастырской колокольни, однако недостаток средств не позволил начать работы (промысел Божий!!!). А вот первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены - сбиты при поновлении в 1877 году.

ВЛАДИМИР

Город Владимир был основан Владимиром Мономахом в 1108 году как опорный пункт защиты Ростово-Суздальского княжества. Своим расцветом Владимир обязан Андрею Боголюбскому, который после смерти отца в 1157 перенес сюда столицу княжества. В 1169 году Андрей Юрьевич организовал успешный поход на Киев, но впервые в древнерусской практике не стал там править, а оставил наместником своего младшего брата Глеба. В историографии XVIII-XIX вв и современной популярной литературе этот эпизод трактуется как перенос столицы Руси из Киева во Владимир. Старшинство Андрея признавалось во всех русских землях, кроме Чернигова и Галича.

Успенский собор 1158 – 1160 гг.

Князь Андрей стремился уподобить Владимир Киеву. В 1158 - 1160 годах он построил во Владимире Успенский собор и даже пытаться добиться учреждения в своем княжестве отдельной митрополии. Уже в 1161 году собор был расписан.

Наибольшего расцвета Владимир достиг при правлении брата Андрея Боголюбского - великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо, прозванного так из-за большого количества детей - 12 (среди которых было 8 сыновей). Всеволод перестроил Успенский собор в 1186 - 1189 годах. Первоначально трехнефный собор имел размер 22,5 м на 17,5 м. После перестройки собор стал пятинефным с размерами 30,8 на 30 метров. В таком виде собор сохранился до наших дней. Только в 1810 году пристроена колокольня, а в 1862 году между собором и колокольней был построен Георгиевский предел.
От первоначальных росписей Успенского собора остались только фрагменты фресок. Собор вновь был расписан в 1408 году Андреем Рублевым и Даниилом Черным. От этих росписей остались фрагменты композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма.

Всеволоду Большое Гнездо мы обязаны еще одним шедевром древнерусского зодчества - Дмитриевским собором, построенным в 1193 - 1197 годах.

 Дмитриевский собор 1186-1189 гг.

Дмитриевский собор во Владимире
Мощи святого благоверного князя Андрея Боголюбского и князя Всеволода Большое Гнездо хранятся в Успенском соборе Владимира. Здесь же хранится частица мощей святого благоверного князя Александра Невского - последнего великого князя княжившего непосредственно во Владимире.

ВЕЛИКОДВОРЬЕ (ПЯТНИЦА)

Посетив святые места Владимира, мы поехали дальше ... в неизвестном большинству членов группы направлении. Пожалуй, только наш шофер Александр и организатор поездки Светлана Уграицкая знали, куда мы едем. Нам было сказано, что мы едем в монастырь Параскевы Пятницы, проведем там ночь, а утром, после службы, отправимся домой. Ехать от Владимира всего полтора часа. Приехали, когда уже стемнело.
Дальше, по крайней мере для меня, были эмоции, впечатления, потрясения! Вернее, потрясения были позже, по возвращении домой, когда я засел за купленные (увы, не мной) книги и за поиск недостающей информации в интернете.
Как оказалось на самом деле, мы приехали в Свято-Параскевинский храм на погосте (храм Параскевы Пятницы), который находится в селе Великодворье в глухих лесах Мещеры на границе Владимирской и Рязанской областей. Часто это село называют также Пятница. Почему это село называют по-разному мне не ясно. Возможно, причина состоит в том, чтобы подчеркнуть отличие названия села Великодворье от поселка Великодворский, что находится в трех километрах севернее. Но наверняка имя храма Параскевы Пятницы сыграло в этом не последнюю роль.
История храма такова. Село Великодворье (Великий Двор) впервые упоминается в XVII веке состоящим в Рязанском уезде Стружанской волости. По окладным книгам Старорязанского стана не позднее 1676 года известно о существовании церкви «Воскресения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа», при ней «поп Тимофей Трафимов» (до 1676 года), «поп Тимофей Артемьев» (с 1676 по 1698 годы) и «пономарь Гаврилко Стефанов».
Старая Воскресенская церковь сильно обветшала, и в 1783 году было дано дозволение, согласно просьбе иерея Андрея Иванова «с приходскими людьми», на построение новой церкви, «деревянной же Воскресенской, с Пятницким приделом». Как будет видно из дальнейшего рассказа, «приходские люди» всегда играли в судьбе храма очень важную роль.
В 1867 году к храму пристроен Введенский придел и возведена колокольня. В 1872 году устроен новый иконостас, храм был расписан, вокруг церкви сделана деревянная ограда.
В 1918 году (по другим сведениям в 1920) храм сгорел (или был сожжен). Вместо него в 1924 году прихожане построили закамуфлированную избу-пятистенок, задняя часть которой, выдвигаясь в кладбище и невидимая с центральной улицы, была не просто стеной, а слегка обозначенной трехгранной алтарной частью храма. Кровля постройки была двускатной, вальмовой, простой формы с продольным коньком, крыта железом, из которого торчала труба единственной кирпичной печи. В таком виде новый Параскевинский Пятницкий храм существовал до 1955 года.

Свято-Параскевинский храм
Известно, что история не имеет сослагательного склонения. Возможно, Свято-Параскевинский храм так и остался бы мало кому известной деревенской церковью если бы не люди, которые волею судеб оказались связанными с этим благословенным местом и которые прославили его.
С 1946 по 1950 годы в храме служил иеромонах Панхарий (Николай Харитонович Баранов). (http://armih.ru/kateh/zhizn/120322_vladimir/panhar)
Затем священником был Аркадий Памфилов, ушедший за штат по болезни и вскоре скончавшийся. Благодаря стараниям отца Аркадия в Пятницу перевезли дом для настоятеля, в который затем вселился новый настоятель. Дом этот, как я понимаю, и сейчас стоит рядом с церковью.
В 1955 году священником в храм был назначен отец Петр (Петр Алексеевич Чельцов). При его служении на кровле Пятницкого храма появилась скромная главка-луковка, увенчанная православным крестом, пристроено открытое западное крыльцо-паперть.
В 1972 году после смерти отца Петра настоятелем храма был отец Анатолий (Анатолий Александрович Яковин). При нем в 1980 году «Пятницкая церковь села Великодворье (Пятница тож) была перестроена и распространена объемами, устроена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены».
Интересную особенность церкви представляют металлические кресты над храмом и колокольней со вставками из разноцветного хрусталя, которые ослепительно сияют и переливаются лучами на солнце как драгоценные каменья.

МОНАСТЫРЬ

Первым открытием и настоящим откровением для меня стало существование монастыря. Как пишет епископ Бакинский и Азербайджанский Александр (Ищеин), «это настоящий монастырь в миру - подлинный уголок Святой Руси». Здесь нашли приют монахини из разоренных монастырей. Это создает свой неповторимый уклад жизни, который сочетается со строгим уставом церковных служб в храме. Службы начинаются в четыре - пять часов утра при свечах, так как в храме нет электрического освещения, и продолжаются примерно до 10 часов утра.
Разные люди вспоминают различных монахинь, служивших при Пятницком храме: схимонахини Селафиила, Афиногора, Еликонида, Рипсимия... Нашу группу «опекала» монахиня Леонтия (в миру тетя Нина) - невысокого роста, очень энергичная и излучающая доброту женщина!

Фото с матушкой Леонтией в доме для гостей
Мы провели ночь в доме для гостей, прежде всего основательно протопив печь. Проснулись в половине пятого утра и, после утренних молитв, пошли на службу в храм. Когда мы пришли, служба уже началась. Кроме батюшки, монахинь и нас в храме, пожалуй, никого не было. Местные жители подтянулись позже, ближе к рассвету. Закончилась служба около десяти часов утра. А после службы и завтрака, когда было уже светло, матушка Леонтия провела нас с экскурсией по храму, во время которой мы смогли в полной мере оценить все его благолепие!

СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК ПЕТР ВЕЛИКОДВОРСКИЙ
Отец Петр Великодворский
Отец Петр Великодворский

Протоиерей Петр (Петр Алексеевич Чельцов) попал в Великодворье при обстоятельствах, весьма похожих на появление здесь игумена Панхария. К 1955 году Пятницкая церковь вновь оказалась без священника.

Когда протоиерей Петр поехал к Владимирскому епископу Онисиму за назначением, он тоже встретил в поезде старосту Пятницкого храма Бронину Евдокию Васильевну, которая вместе с казначеей, Алексеевой Марией Тимофеевной, впоследствии схимонахиней Архелаей, вновь ехала к епископу Онисиму просить священника к их храму, так как служивший там до этого священник вышел за штат 2 декабря 1955 года. Обе они знали батюшку еще по службе его в селе Заколпье. Они стали просить отца Петра быть священником в их храме. 13 декабря 1955 года отец Петр подал владыке Онисиму следующее прошение: «Имея искреннее намерение до конца дней своих служить Христовой Церкви, почтительнейше прошу Ваше Преосвященство назначить меня на священническое место к Пятницкому храму села Пятницы Курловского района». В тот же день назначение было подписано. 19 декабря 1955 года предыдущий священник отец Аркадий Памфилов совершил в Пятницкой церкви благодарственный молебен и простился с прихожанами. С этого дня служить здесь стал отец Петр.
В это время отцу Петру было 67 лет! И эти 67 лет были полны для него множества сложных испытаний. Он родился 20 августа 1888 года в селе Шехмина Слобода (ныне - Шехмино) Рязанской области. Окончил Рязанское духовное училище, затем - Рязанскую духовную семинарию и, наконец, в 1915 году - Киевскую духовную академию. По окончании академии отца Петра направили на преподавательскую работу в Смоленскую духовную семинарию. С 1916 года он был утвержден главным редактором «Смоленских епархиальных ведомостей». А в 1917 году от был избран делегатом от Смоленской епархии на Всероссийский Церковный Поместный Собор, где был одним из самых молодых делегатов.
В 1911 году отец Петр повенчался с Марией Ивановной Стародубровской. Мария Ивановна родилась 19 ноября 1892 года в семье священника. В 1909 году она окончила Рязанское Епархиальное женское училище. Она была его верной спутницей и помощницей до конца жизни.
В 1923 году Святейший Патриарх Тихон наградил протоиерея Петра крестом с украшениями, а в 1927 году Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митрополит Сергий, впоследствии Патриарх, наградил его митрой. Это высшие церковные награды!
С 1922 года начинается исповеднический путь отца Петра. Его неоднократно арестовывали: по подозрению в оказании сопротивления при изъятии церковных ценностей (в 1922 году); по обвинению в групповой антисоветской деятельности, распространении контрреволюционной литературы (в 1927 году, отбывал 3 года заключения на Соловках); по обвинению в том, что он являлся участником антисоветской группы из числа ссыльных и проводил среди населения контрреволюционную агитацию (в 1933 году, был приговорен к 3 годам заключения).
16 апреля 1943 года протоиерей Петр был назначен священником Христорождественского храма села Заколпья - первого храма, открывшегося в Гусь-Хрустальном районе после того как власть во время войны решила дать людям возможность молиться в храмах. В Заколпье отец Петр отчитывал больных, посещал окрестные деревни для совершения треб, беседовал с людьми, что потом ему было вменено в антисоветские проповеди о советской действительности. В 1943-1946 годах на его иждивении жили две прихожанки, ушедшие из колхоза и помогавшие ему обустраивать храм - это тоже было вменено ему в вину. 18 июня 1949 года отец Петр снова был арестован и приговорен к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере, в котором предписано размещать его изолировано от однодельцев.
1 июня 1955 года батюшке было объявлено, что его жалоба в Прокуратуру СССР оставлена без удовлетворения, осуждение признано правильным. 28 июля 1955 года он через спецчасть лагеря вновь направил заявление Генеральному Прокурору СССР. 30 сентября 1955 года начальник 10-го лаготделения издал постановление о досрочном освобождении отца Петра как престарелого. 5 октября 1955 года комиссией центральной больницы лагеря он был признан инвалидом II группы. Но лишь 28 ноября батюшка был освобожден и выехал в село Заколпье под опеку матушки Марии, у которой предварительно затребовали письменное согласие взять на свое иждивение престарелого супруга-инвалида. После ареста отца Петра матушку выгнали из дома, отняли дрова, но Господь через добрых людей помог ей прожить.
Вот какие события предшествовали встрече отца Петра в поезде с прихожанками Пятницкой церкви и появлению его в Великодворье. Но его пастырское служение в Пятницком храме было отнюдь не безоблачным. В 1956 году протоиерей Петр подавал во Владимирскую прокуратуру заявление о снятии судимости, но безуспешно. 13 мая 1957 года архиепископ Онисим по требованию Уполномоченного по делам Русской Православной Церкви предложил отцу Петру переместиться в село Устье Собинского района, но прихожане собрали в его защиту множество подписей и отцу Петру разрешили продолжить служение в Пятницком храме. В 1959 году отец Петр неоднократно просил разрешения сделать пристройку к церковному дому, в которой хотел устроить трапезную для многочисленных паломников, даже намеревался построить ее на личные средства. Но Уполномоченный категорически запретил это делать. В 1960 году отцу Петру предложили уйти за штат, но он отказался.
29 октября 1961 года архиепископ Онисим в поздравлении отцу Петру с 50-летием пастырского служения Церкви Христовой писал: «Ваша жизнь была полна до краев всякого рода лишений, неприятностей и других житейских невзгод и очень мало давала радостей. Ваша крепкая вера в промысел Божий, пламенеющая любовь ко Христу, нашему Пастыреначальнику, давала Вам силы и укрепляла Ваш дух, который в соединении с благодатью Божией помогал Вам превозмогать эти житейские невзгоды и с терпением нести свой жизненный крест».
Жизнь отца Петра была полна не только лишений, неприятности и невзгод. В храм к нему приходила блаженная раба Божия по фамилии Романова, которая часто повторяла: «Потекут в Пятницу ключи...». Поначалу смысла этих слов Чельцовы не понимали. Но в Великодворье действительно потекли человеческие ручейки со всех концов России. Узнав об освобождении батюшки из заключения и о том, что он теперь служит, к нему стали приезжать сначала старые друзья и почитатели, затем те, до кого дошла молва о его любви и сострадательности к людям, о силе его молитв, по которым исцелялись душевные и телесные немощи. Ехали к нему из Москвы, Ленинграда, Смоленска и других городов. По словам схимонахини Харитины: «Люди к нему будто крестным ходом шли...».
В книге Игоря Евсина «Крестоношение. Жизненный путь священноисповедника Петра Чельцова» описано много свидетельств телесного исцеления после молитв отца Петра. Но не менее важным было духовное исцеление, в котором люди особенно нуждались в послевоенное время.

Мощи Петра Великодворского в Пятницком храме

Церковные власти тоже отметили служение отца Петра. К празднику Пасхи 1963 года протоиерей Петр был награжден правом служения Божественной Литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». 1 декабря 1967 года Святейший Патриарх Алексий I по ходатайству преосвященного Онисима наградил отца Петра орденом святого князя Владимира II-й степени.
Службы отца Петра были великолепно-торжественны. Особое попечение имел он о благолепии храма, привлекал к этим трудам прихожан. Храм был отремонтирован, вокруг него восстановлена ограда, стены и потолок украшены росписями по холсту. Служил батюшка без сокращений (по полному церковному уставу), не допускал искажений и поспешности.
В отношении совершения треб батюшка был безотказен: крестил, венчал, соборовал, часто выезжал на дом. В посты причащалось нередко до 500 человек. 20 февраля 1969 года архиепископ Онисим обратился в Хозяйственное Управление Московской Патриархии с просьбой изготовить Потир для Пятницкой церкви емкостью полтора литра, так как существующий потир не вмещал частицы, вынутые из большого количества просфор на проскомидии, а еще необходимо причастить 400-500 исповедников. Отец Петр стоял со Святой Чашей до одеревенения ног, рукой его водила церковница. После причащения прихожан он не сразу мог сдвинуться с места.
Батюшка вырыл около своего дома колодец и благословлял брать из него воду, говоря: «Пейте водицу, мое благословение в ней».
Летом 1972 года отец Петр тяжело заболел, но, превозмогая болезнь, продолжал совершать Богослужения. Последний раз он служил на память Казанской иконы Божией Матери, 21 июля. Скончался батюшка 12 сентября 1972 года, на память святого благоверного князя Александра Невского, в 8 часов 45 минут утра. Почил он мирно, с молитвой на устах.
Матушка Мария прожила чуть больше своего любимого супруга - скончалась она 4 декабря 1972 года, на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 13-16 августа 2000 года, отец Петр был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских. 22 октября 2000 года были обретены его честные мощи и положены в Пятницком храме.

"НАШ ОТЕЦ АНАТОЛИЙ"

Про отца Анатолия (Анатолия Александровича Яковина), который служил в Свято-Параскевинском храме после отца Петра, тоже написана книга. Называется она «Наш отец Анатолий», а написали ее люди, которым отец Анатолий был дорог.

Наш отец Анатолий
Меня поразили воспоминания епископа Бакинского и Азербайджанского Александра (Ищеина) о первых днях отца Анатолия в Пятницком храме: «Приехал отец Анатолий в Пятницу, отслужил всенощную и в церковном доме, сторожке, сел против фотографического портрета отца Петра. Горькие думы охватили молодого пастыря: «Как же ты, отец Петр, служил и жил здесь много лет?! Нет, отслужу Литургию и уеду отсюда!» С такими мыслями заснул отец Анатолий. Однако, угодник Божий, исповедник отец Петр устроил жизнь отца Анатолия иначе. Отслужил он поутру Литургию, и такое радостное чувство овладело им, что он решил навсегда остаться в этом «милом сердцу» месте». И остался, почти на 30 лет!
Отец Анатолий явился достойным продолжателем дела своих предшественников. Он тоже вел службы по полному церковному богослужебному уставу: утренние молитвы, полунощница, утреня с кафизмами, канон с библейскими песнями, лития после утрени, часы, Литургия, Вечерня и повечерие с канонами - все это ежедневно! Правда, по словам матушки Леонтии, службы начинались не в 4 часа утра, как при отце Петре, а в половине пятого. Кроме того требы: исповедь, причастие болящих, соборования, погребения...
Кроме того встречи и беседы с друзьями, прихожанами, приезжими. При отце Анатолии людской поток в храм Параскевы Пятницы не пресекся. К нему потянулись люди из Владимира, Рязани, Москвы, Питера, с Урала. Чаще это были молодые люди, студенты, художники, иконописцы, литераторы. Многие из них, благодаря батюшке, нашли путь к Христу. Многие стали его духовными чадами. Как пишет епископ Александр (Ищеин): «Только благодать Божия давала отцу Анатолию силы со всем управляться».
Особое расположение к отцу Анатолию испытывал тогда еще архиепископ Владимирский и Суздальский Серапион. За семь лет своего пребывания на Владимирской кафедре он наградил отца Анатолия многими церковными наградами. Когда владыка прибыл во Владимирскую епархию, отец Анатолий был просто иереем с наперсным крестом, а когда владыка уезжал, отец Анатолий был митрофорным протоиереем с правом служения с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш». Уже уйдя с кафедры, владыка Серапион ходатайствовал перед новым правящим архиреем владыкой Валентином о том, чтобы он предоставил отцу Анатолию второй крест с украшением, что являлось высшей наградой такого уровня.

Отец Анатолий Яковин
Награды не повлияли на скромность отца Анатолия. Он, конечно, одевал их, когда учавствовал в праздничных богослужениях в кафедральном соборе Владимира. Но у себя в храме он продолжал служить просто: с закрытыми Царскими вратами, без митры, с обычным крестом. Лишь однажды прихожане уговорили его надеть митру ради приходского праздника.
Благорасположением архиепископа Серапиона отец Анатолий, по всей видимости, воспользовался, чтобы начать реконструкцию храма (напомню, что отцу Петру отказывали в его просьбах о реконструкции храма даже на его собственные деньги): «Пятницкая церковь была перестроена и распространена объемами (существенно увеличили высоту потолка в храме), устроена колокольня, фасады обшиты тесом и, впоследствии, нарядно покрашены».
По воспоминаниям известного иконописца Александра Соколова, принимавшего участие в росписи храма Михаила Архангела в Пущино: «вокруг отца Анатолия сформировался целый кружок иконописцев, где я работал помощником. В 80-е годы, когда иконописцев в России можно было по пальцам перечесть, отец Анатолий знал их всех и всячески поддерживал, хотя сам художником не был. У себя в селе Пятница в 1985 году он поставил один из первых в России иконостасов в традициях древнерусского искусства. Иконостас этот ставил самый знаменитый сейчас иконописец архимандрит отец Зинон».

Иконостас храма Параскевы Пятницы

Великодворский иконостас

Вот еще одно из замечательных воспоминаний: «Отец Анатолий был любителем и знаком литургии и церковного искусства: пения, иконописи. Многим иконописцам он давал работу, так что его храм стал своеобразным музеем современной иконописи, наряду со старыми иконами его украшают произведения современных мастеров, многие из которых ныне хорошо известны: Александра Соколова, Александра Лавданского, о. Зинона, о. Андрея Давыдова и др. Интересный факт: при храме о. Анатолия жили несколько престарелых монахинь, и одна из них, мать Афиногора, в прошлом была иконописицей, писала иконы еще до 1917 года. Конечно, уже в престарелом возрасте она не занималась иконописью, но много интересного поведала тогда еще начинающему иконописцу Александру Соколову. Такие встречи не бывают случайными. В них ниточки прерванных традиций таинственным образом связываются».

Крест с благословляющей иконой на могиле отца Анатолия

Увы, уже более десяти лет отец Анатолий покоится на кладбище за алтарем храма, в обновление которого он вложил частицу своей души. По местному преданию отец Петр незадолго до смерти пророчествовал прихожанам о том, что у них будет новый священник, гораздо более сильный, чем он, который ляжет в его могилу. Так оно и случилось: в октябре 2000 года мощи отца Петра были положены в храме. А вскоре после этого отец Анатолий погиб в автомобильной катастрофе, единственный из четверых человек, находившихся в автомобиле. В тот день отец Анатолий вез гостью из Австралии в Дивеевский монастырь. Матушка Леонтия говорила нам, что отец Анатолий как бы предчувствовал что-то и прощался со всеми очень трогательно, как будто уезжал не на один день, а навсегда. Местные власти не сразу сообщили в приход о случившемся. Но был звонок из Австралии, из которого прихожане узнали о трагедии...

МИТРОПОЛИТ СЕРАПИОН
В Свято-Параскевинском храме я впервые услышал имя митрополита Тульского и Белевского Серапиона (в миру Николая Сергеевича Фадеева), который в 1999 году захоронен под трапезной частью храма. Меня удивило, что митрополит Тульский и Белевский похоронен именно здесь!

Митрополит Серапион (Фадеев)

За время своего служения он занимал самые разнообразные должности. Был референтом Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, нес послушание клирика патриаршего подворья в Токио, был помощником наместника Троице-Сергиевой Лавры, епископом Подольским, викарием Московской епархии и представителем патриарха Московского при патриархе Антиохийском, епископом Иркутским и Читинским, архиепископом Владимирским и Суздальским, митрополитом Кишиневским и Молдавским. С 1989 года владыка Серапион был митрополитом Тульским и Белевским. Как написано в мартирологе митрополита Серапиона: «С приходом Владыки Серапиона Тульская земля получила как бы новое духовное рождение. Из руин вставала цветущая земля. В Туле было всего 4 храма - теперь их 18. В епархии было 18 храмов - теперь их больше сотни. Произошло не только обновление духовной жизни, но и обретение новых святынь. Именно при Владыке по Помыслу Божию совершилась канонизация двух святых - блаженной Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Владыка благословлял многие духовные начинания - одной из его забот было восстановление монашеской жизни в епархии. Сегодня 5 обителей украшают Тульскую землю».
Архиепископом Владимирским и Суздальским владыка Серапион был всего лишь с 1980 по 1987 годы. Он хорошо знал и высоко ценил отца Анатолия. По воспоминаниям архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла (Наконечного): «... когда владыка ездил по приходам, он никогда нигде не останавливался подолгу, уезжал сразу после службы, даже если было несколько часов отдыха. А у отца Анатолия останавливался. Всегда. Владыка обязательно ездил к нему на престольный праздник Параскевы Пятницы 9 - 10 ноября. Служил Всенощную, ночевал в сторожке, и утром служил Литургию. Для нас, молодого духовенства, это тоже было в определенной степени откровением».
И еще: «... Владыка Серапион всегда любил приезжать в этот храм Параскевы Пятницы. Ехать сюда надо было полтора часа от Владимира. Бывало, он просто приезжал сюда, подходил к храму, стоял, смотрел на могилки. Мог даже в храм не зайти или зайти, перекреститься и тут же уехать... «Все, я отдохнул душой». Полтора часа в одну сторону и полтора в другую. Это тоже для нас, молодых, было не всегда понятно. Хотя сейчас мы осознаем, насколько благодатно это место - село Пятница и храм Параскевы Пятницы, который там находится, и святыни, которые там пребывают. И сегодня мы тоже из разных мест стремимся приезжать туда». Даже будучи митрополитом Кишиневским и Молдавским владыка Серапион все равно приезжал в храм к отцу Анатолию.
Еще за 5 лет до кончины митрополит Серапион сделал все распоряжения о похоронах около храма Параскевы Пятницы и незадолго до кончины повторил их. Он предрек день своей кончины, которую встретил в полном сознании, перед этим раздав все имущество. За день до кончины он попросил прощения у Святейшего Париарха Алексия и архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия за неудобства, которые причинят его похороны во Владимирской епархии. Конечно, воля митрополита Серапиона была исполнена «по благословению приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия, который был сначала удивлен таким завещанием, а потом сказал нам, насколько глубоко Господь видит внутреннего человека. Внешний человек может казаться нам несколько иным, а в душе быть смиренным и кротким, незлобивым», - пишет в своих воспоминаниях архиепископ Кирилл.

Пущинские паломники во Владимире

Мы все, участники этой поездки, благодарны нынешнему настоятелю Свято-Параскевинского храма отцу Сергию Козлову, с благословения которого мы смогли посетить это святое, намоленное место, познакомиться с жизнью великих людей и принять участие в богослужении в храме Параскевы Пятницы. По крайней мере у нескольких человек из нашей группы возникло ощущение, что мы не сделали там чего-то важного... И нам просто необходимо еще раз поехать в Великодворье, в храм Параскевы Пятницы!

Владимир Шутенков

Продолжение "Опять "Пятница!" (http://armih.ru/kateh/zhizn/12-04-01-vladimir)

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.