«31.05.2012 Экскурсия в музей имени Андрея Рублева», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/kateh/zhizn/12-05-31-museum

31.05.2012 Экскурсия в музей имени Андрея Рублева (рассказ Т.Чернышевой)

Мы пришли рано и сидели грелись в лучах вечернего солнца около дома нашей общины. Это был последний день занятий 3-го курса православного обучения для взрослых в нашем Пущинском Михаило-Архангельском храме. Как и в далеком детстве, понятие «выпускник» смешало в себе чувства и радости и немного грусти. Я понимала, что это ещё одна ступенька в моей христианской жизни. А через несколько дней после молебна об окончании учебного года на катехизических курсов отец Дионисий напомнил нам беседу Иисуса Христа с самарянкой. И каждому из нас задал вопрос: «А мы хотим пить «воду живую», утоляя духовную жажду?» Я, как та самарянка две тысячи лет назад, ответила «Да». Да, мне хочется из этого колодца пить благодатную воду.
Таким глотком «воды живой» стала наша поездка в Спасо-Андроников монастырь в музей имени Андрея Рублева.

«Отче наш...» пронеслось по салону автобуса. Мы, помолившись все вместе, благополучно отправились в путь. Вот и Москва. Дружно шагаем по каменной мостовой к монастырю. Мне это напомнило нашу прошлогоднюю поездку в Троице-Сергиеву лавру к Сергию Радонежскому. Да... взрослеем, и духовно тоже.
Полицейский с автоматом встретил нас у монастырских ворот. Это немного смутило меня, но понятно, здесь ценности мирового уровня, охраняемые государством. А это радует.
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
А познать высоту этого уровня нам помог экскурсовод. Он поведал нам, что Спасский храм расписывал Андрей Рублев, и что камни в стенах церкви нам кажутся плохо отреставрированными, а на самом деле это фрагменты построек тех давних веков. И что Андрей Рублев был погребен плд стенами этого храма. Храм - действующий. В остальных зданиях монастыря расположены различные подразделения музея. Мы посетили музей, расположенный в трех-ярусном храме Архангела Михаила. И, как по ступенях духовного познания, поднимались по ступеням от одного яруса к другому, впитывая в себя как величайшие тайны, так и неизреченную благодать, исходящую от икон.
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
Я слушала внимательно нашего рассказчика, и вдруг меня озарило. Ведь это настоящие иконы XIII-XIV веков!!! Вот и стыки на дереве видны, и ступенька, называемая «ступенька в вечность». И слава Богу за это прикосновение нас, сегодняшних к этой вечности.
Пущинские Катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
Мы на третьем курсе прослушали курс «Иконоведение», который нам искренне, с любовтю, с большим стремлением вместе с нами познавать, прочитала Лариса Александровна Захарова. И как итог, была экскурсия в музей. От живописи исихазма (созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине в форме так называемой «Иисусовой молитвы» на Руси), когда изображения плоскостными, с обратной перспективой, когда образ фокусируется на созерцающего икону (для меня это было открытием в данной поездке), когда на иконе нет лишних деталей, и основное в изображении иконы - это лик.
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
До икон XVI века, когда икона как феномен богословской мысли полностью растворяется в эстетической стихии иконописания. На иконах этого века много декоративных второстепенных деталей, лик перестает быть смысловым центром иконы. На смену свету приходит блеск и великолепие. Экскурсовод обратил наше внимание на прямую перспективу в написании икон XVII века, а также на новую манеру иконописи «живоподобие» (светотеневая моделировка лика, элементы натурализма). А внизу иконы мы прочли подпись «зоограф» - т.е. живописец, так уже именовали себя художники («живописец» вместо «иконописец»).
 
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
 
В музее имени Андрея Рублева
 
Еще раз убедились мы, что икона - это не картина. Яркое подтверждение этому икона «Распятие Иисуса Христа». Задавая вопросы и получая ответы на них, мы убедились, что в иконе много света, а в Евангелии «тьма была по всей земле» Мф 27:45, что тело Спасителя на иконе тоже несет в себе Свет, а по Евангелию, Иисус Христос был избит. Исторически Голгофа - это место страданий, печали. А на иконе сквозь Распятие уже брезжит свет Воскресения.
 
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
Много было прочитано об иконе «Троица» Андрея Рублева. Мы знаем, что этот образ - вершина творчества иконописца. Рублев - не только художник, он, прежде всего,- монах, молитвенник, он - не теоретик, он - практик.
Наша экскурсия была завершена у иконы «Троица» Но и здесь нас ожидало маленькое открытие. Что означает жест руки у третьего Ангела? Возможно, он держит часть просфоры, символизирующей Евхаристию... Я не специалист - иконовед, но поняла для себя главное - я верю в Бога-Троицу и всё. Нельзя в этом мире всё объяснить физикой и химией.
Винтообразная лестница привела нас на самый верхний ярус храма Михаила Архангела, где расположились фрески уже несуществующего храма из Новгородскрой области. Вот так, - храм разобрали, а фрески сохранили. Причем одна из них - с редким изображением из Апокалипсиса - ангела, метающего каменный диск в сторону горящего Вавилона.
Пущинские катехизические курсы в Музее имени Андрея Рублева
Из окна я увидела Кремль, а смотрительница привела цитату из древних записей о расположении этого храма по отношению к Москве (ведь раньше эти стены были оборонным сооружением за пределами Москвы) и удаленности храма от Кремля. Дай Бог здоровья служителям этого музея.
Деревянная скульптура в Музее имени Андрея Рублева
А мы еще побывали в Храме Христа Спасителя. В музее нижнего храма выставлялись фотографии фресок собора Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря, выполненные Дионисием, выдающимся русским иконописцем-исихастом.
Но вход на выставку был временно закрыт. Я думаю, это Божий промысел, за один час мы не охватили бы весь объем информации. За суетой мы не уловили бы нежности и музыкальности, грации и изысканности ферапонтовских росписей Дионисия. Вот отзывы специалистов: «На рисунок музыкальных линий и ритмов накладывается полифония цвета. И здесь Дионисию трудно найти равных. Тончайшие бирюзово-голубые оттенки сочетаются с нежнейшими розовыми и малиновыми тонами, разнообразные охры - от песочно-желтой до кирпично-коричневых варьируют во множестве тональных переходов. Зеленый цвет напоминает майскую листву, а синий - апрельскую лазурь неба».
А вот мои ощущения: после осмотра фресок Дионисия я вышла из храма и попала в суету московских улиц. Остановившись, поймала себя на мысли «Хочу обратно в храм, хочу окунуться в свет, исходящий от фресок Дионисия». Эти чувства трудно передать словами, но это было со мною.
«Отче наш...» - это была общая молитва, более стройная и дружная, мы ехали в Пущино. «Живая вода» дала нам новые силы. Мы понимали, что окончание курсов - это начало, а может быть продолжение в новом качестве нашей жизни христианина.
 
Выпускница 3-го курса Татьяна Чернышева
Фото Николая Всеволодова

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.