«31.05.2012 Экскурсия в музей имени Андрея Рублева», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/kateh/zhizn/12-05-31-museum-vlad

31.05.2012 Экскурсия в музей имени Андрея Рублева (рассказ Владимира Шутенкова)

31 мая 2012 года слушатели Катехизических курсов при Храме Архангела Михаила в Пущино совершили экскурсию в Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, который располагается в Спасо-Андрониковом монастыре в Москве на береге Яузы примерно в трех километрах к востоку от Кремля.
Экскурсия в музей имени Андрея Рублева

Монастырь
Спасо-Андроников монастырь был основан митрополитом Алексием в 1357 г. По одной из существующих версий митрополит Алексий возвращался из Константинополя в Москву, везя с собой образ «Спас Нерукотворный». Во время поездки разразилась страшная буря. Святитель Алексий усердно молился перед образом Спасителя и дал обет в случае благополучного исхода плавания построить монастырь. По возвращении в Москву митрополит Алексий отправился к Сергию Радонежскому за советом, где основать новый монастырь. Найдя «место угодно», митрополит передает монастырю вместе с иконой необходимые средства и воздвигает собор во имя Спаса Нерукотворного. В игумены монастыря по просьбе святителя Алексия был поставлен ученик преподобного Сергия Радонежского, Андроник, причисленный впоследствии к лику святых († 1373; память - 13 июня).
По другим сведениям, митрополит Алексий в 1354 г. попал в шторм по пути в Константинополь и дал обет в случае спасения построить монастырь имени того праздника или святого, в день которого он Благополучно достигнет бухты Золотой Рог. День пришелся на празднование Спаса Нерукотворного. Есть даже версия, что митрополит Алексий ездил в Константинополь повторно и только второй раз, в 1356 году, привез с собой образ «Спас Нерукотворный».

Так или иначе, но в день освящения Спасского собора 16 сентября 1357 г. икона «Спас Нерукотворный» находилась в монастыре.

События тех времен отразились в названиях московских улиц, примыкающих к монастырю: Золоторожская улица, улица Золоторожский Вал, Золоторожская набережная реки Яузы, улица Сергия Радонежского.

В результате пожара 1368 года сгорел первоначальный деревянный собор. На его месте в 1420 - 1427 годах был построен белокаменный храм, который и сохранился до наших дней. Спасский собор Андроникова монастыря - древнейший из сохранившихся московских храмов (к примеру, церковь Рождества Богородицы в Московском Кремле уцелела лишь до уровня хор).

Экскурсия в музей имени Андрея Рублева
Построенный белокаменный храм был расписан Андреем Рублевым. В Житии Сергия Радонежского об этом говорится так: «По времени же в оной обители ... старцю ... именем Андрею, иконописцю преизрядну, всех превосходящу в мудрости зелне и седины честныя имея, и прочие мнозе ... в обители своей церковь камену зело красну и подписанием чюдным своима рукама украсиша в память отець своих;».
История оставила нам слишком мало сведений об этом великом иконописце. Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, то есть был младшим.


В 1408, по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний, XII века Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.
Затем по свидетельству "Жития Сергия Радонежского" и "Жития Никона" оба мастера расписывают церковь Святой Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-24 годах над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной церкви 1411 г.

После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где примерно в 1428 г. заканчивает свою последнюю работу - роспись Спасского собора. Умер Андрей Рублев 29 января 1430 и был похоронен в Андрониковом монастыре.

Монумент вблизи предполагаемого места захоронения Андрея Рублева


Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII в. А уже в начале XIX в. появились записи о том, что великий иконописец был погребен под старой колокольней, которая разобрана и место сравнялось с землей. Есть версия, что тогда и были утрачена его могила.
В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV в. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.
В последующие годы монастырь продолжал развиваться, достраиваться, перестраиваться, менялся его облик, появлялись новые строения, происходили утраты.
При игумене Митрофане, духовнике Ивана III, в Андрониковом монастыре построена одностолпная трапезная (третья по величине после Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря).
В августе 1653 в монастыре под стражей в погребе, на цепи, без света и пищи, трое суток сидел в плену протопоп Аввакум.
В 1690 г. около Святых ворот монастыря поставили настоятельский корпус; позже отстроили братские корпуса.
В 1691 г. по желанию царицы Евдокии Лопухиной над трапезной монастыря надстроили храм, в третьем ярусе которого учредили церковь святого Алексея-митрополита. В среднем ярусе устроили церковь Михаила Архангела. На нижнем ярусе была сделана фамильная усыпальница Лопухиных с церковью иконы Знамения Божией Матери.
В 1747-56 г. стены монастыря были выстроены в камне. По проекту архитектора Р.Р. Казакова вместо старой колокольни (которая находилась северо-западнее входа в Спасский храм, и около которой по преданию был похоронен Андрей Рублев), над святыми воротами, воздвигли новую высотой 73 м. В ней на средства купца С.П. Васильева основали церковь святого Симеона Богоприимца.
В XIV - XVII веках Андроников монастырь - один из центров переписки книг; рукописное собрание монастыря включало значительную часть сочинений Максима Грека.

В музее имени Андрея Рублева
Но во время пожара 1748 года библиотека и архив монастыря сильно пострадали.

В XVIII в. стенопись Спасского собора была почти полностью счищена (из росписей Андрея Рублева остался небольшой фрагмент на окнах алтарной части храма); с тех пор собор не расписывался.

 Фрагмент росписей  Андрея Рублева

Во время реставрации 1763 - 1779 г. к собору пристроили крытую паперть. В 1812 г. монастырь был разорен французами. Пожар уничтожил архив монастыря. Сгорел иконостас и обрушились барабан и глава Спасского собора.
В 1846 - 1850 годах собор был значительно переделан по проекту П.А. Герасимова: с юга к собору был пристроен придел Успения Божией Матери, с севера - святого Андроника. Закомары и кокошники убрали под четырехскатную крышу, а над ним подняли восьмигранный барабан с шатровой крышей.
В XIX в. при Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 г. в монастыре находились 17 монахов и один послушник.

В результате всех достроек и перестроек облик монастыря существенно отличался от того, что мы имеем сейчас. Главные отличия - колокольня над святыми вратами и облик Спасского храма.

Спасо-Андроников монастыря в 1883 г.

Утраты продолжились и в советское время. В 1918 г. монастырь был закрыт. В его стенах располагались самые разные учреждения: от концентрационного лагеря ВЧК и колонии для беспризорников до жилых комнат для рабочих завода «Серп и Молот» и учреждений Наркомата обороны в предвоенное время.
В 1929 - 32 годах уничтожена колокольня монастыря, вторая по высоте в Москве после Колокольни Ивана Великого. Но, пожалуй, самой большой и горькой утратой следует считать уничтожение некрополя Андроникова монастыря 13 сентября 1927 г., где были похоронены Андрей Рублев, воины, погибшие во время Северной войны 1700 - 21 и Отечественной войны 1812 г., основатель русского театра Ф.Г. Волков, представители многих дворянских родов: Лопухины, Толстые, Барятинские, Аладьины, Щербатовы.

Музей

Возрождение комплекса монастыря началось в послевоенное время. 10 декабря 1947 года, в год 800 летия основания Москвы, Сталин подписал постановление № 3974 о создании в Андрониковом монастыре историко-архитектурного заповедника имени русского художника Андрея Рублева. Но в хрущевскую «оттепель» работы по созданию музея-заповедника были заморожены до конца 50-х годов.

Хрущев был вынужден разрешить после повторного письма к нему академиков М.В. Алпатова и народного художника СССР С.В. Герасимова официальное открытие Музея Андрея Рублева в 1960 г., который был объявлен ЮНЕСКО «годом русского иконописца Андрея Рублева» в связи с 600-летием со дня его рождения.

Памятник преподобному Андрею Рублеву

В 1959 - 60 годах произведена реставрация первоначальных форм Спасского собора, в том числе вызывающее споры восстановление формы утраченной главы и кокошников.

С 1985 г. музей носит современное название - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва (ЦМиАР).
В 1989 г. Спасский собор был освящён, возобновлены богослужения. Позже вместо снесённой колокольни (первоначальной, той самой, около которой по преданию был захоронен Андрей Рублев) сооружена небольшая деревянная звонница.
Основная экспозиция музея располагается в Трапезной палате и храме Архангела Михаила. Она занимает более десяти залов и знакомит посетителей с выдающимися образцами художественного творчества XI - XVII веков.

В музее имени Андрея Рублева

Подлинно международной известностью пользуется коллекция икон. В нее входят шедевры художников круга преподобного Андрея Рублева и Дионисия, мастерской митрополита Макария и Иоанна Грозного, иконописцев Оружейной палаты.

В музее имени Андрея Рублева
Одними из первых экспонатов в коллекции музея стали копии фресок Андрея Рублева, выполненных им и Даниилом Черным в Успенском соборе Владимира. Выполненные первыми сотрудниками музея, огромными энтузиастами своего дела, потратившими на сохранение уникальных фресок многие годы жизни, эти копии дополнили и усилили неизгладимое впечатление, которое осталось у многих из нас после посещения Успенского собора во Владимире (http://armih.ru/kateh/zhizn/120322_vladimir).

Вот лишь некоторые примеры копий фресок Андрея Рублева и Даниила:
Ангел, свивающий небеса. 1408 г. Из композиции «Страшный суд». Копия Н.В. Гусева 1963 г.


Копии фресок Андрея Рублева и Даниила

Царь Давид, псалмопевец. 1408 г. Арка центрального нефа. Копия Н.В. Гусева 1959 г.

Особое место в творчестве Андрея Рублева занимает его «Троица», копия которой также представлена в музее:

"Троица" Андрея Рублева (копия)

К истинным шедеврам коллекции музея относятся икона середины XIII века Ростовского мастера «Спас Вседержитель»: строгий лик Спасителя, взгляд, смотрящий поверх предстоящего и направленный как бы в вечность...

Икона сер. XIII в. Ростовского мастера «Спас Вседержитель»

Совсем иное впечатление производят иконы Московской Школы: «Распятие» первой половины XV века,

«Распятие» 1-я пол. XV в.

«Спас Нерукотворный» второй половины XIV века

 «Спас Нерукотворный» 2-я пол. XIV в.

и «Св. Иоанн Предтеча» первой трети XV века из Деисусного ряда Николо-Пешношского монастыря близ г. Дмитрова.

«Св. Иоанн Предтеча» 1-я треть XV в. из Деисусного ряда Николо-Пешношского монастыря близ г. Дмитрова
Здесь образы совсем другие. Спаситель смотрит прямо на вас. Расширенные глазницы и золотое сияние вокруг глаз усиливают пронзительность взгляда. Христос на распятии не выглядит мертвым благодаря изгибу тела. Облик его предвещает будущее воскресение. Потрясающий образ Иоанна Предтечи показывает строгую сосредоточенность в молитве.
Несколько иначе выглядят иконы Тверской школы: иконы первой половины XV века «Богоматерь» и «Св. Иоанна Предтеча» из Деисусного чина храма в селе Ободово Тверской области и икона «Апостол Павел» конца XV века из церкви села Чамерово Тверской области.

Иконы Тверской школы 1-й пол. XV в.

Иконы «Богоматерь Тихвинская» и «Святитель Николай Мирликийский» 1550-х годов из Успенского собора в г. Дмитрове Московской области замечательны тем, что вместо «классического» золотого фона имеют необычный лазоревый фон:

Иконы «Богоматерь Тихвинская» и «Святитель Николай Мирликийский» 1550-х г. из Успенского собора г. Дмитров

Со временем стиль написания икон меняется. Образы святых на иконах приобретают все большее сходство с изображением людей. Вот, к примеру, две иконы: «Спас в силах» Ростовской школы конца XV века 

«Спас в силах» Ростовской школы к. XV в.

и «Христос Вседержитель» 1703 года московского мастера Тихона Филатьева

«Христос Вседержитель» 1703 г. Тихона Филатьева
Некоторые образы петровской эпохи трудно отличить от парадного портрета того времени, но фотографировать такие образы желания не возникло.
Оказалось, что этот факт, изменение стиля написания икон, имеет весьма необычное объяснение. Древние иконы покрывались олифой, которая примерно через 80 - 90 лет чернела, полностью скрывая красочный слой. Это мы могли наблюдать внутри Спасского собора, в алтаре которого висит икона Богородицы с совершенно черным ликом. Эта особенность привела к тому, что со временем стилевые особенности древнего написания икон были утрачены. К этому добавилось влияние европейской живописи, в том числе и на религиозные темы.
Меня потрясло, что «раскрывать» иконы, то есть освобождать их от почерневшего слоя олифы, научились совсем недавно - на рубеже XIX - XX веков.

В музее имени Андрея Рублева

Первая попытка «раскрытия» иконы Андрея Рублева «Троица» произошла в 1904 году. Но в то время были раскрыты лишь недавние «поновления» иконы, последнее из которых было сделано в середине XIX века. Только после реставрации 1919 года «вместо темных, «дымных» тонов темнооливкового вохрения ликов и сдержанной, суровой коричнево-красной гаммы одежд, столь привычной глазу знатока древнерусской иконописи того времени, перед пораженными зрителями открылись яркие солнечные краски, прозрачные, поистине «райские» одежды ангелов, сразу же напомнившие итальянские фрески и иконы XIV, в особенности - первой половины XV века». Но прошло еще много времени, прежде чем современные иконописцы стали писать в старинном русском стиле.

В музее имени Андрея Рублева
В рассказе о поездке в храм Параскевы Пятницы в селе Великодворье Владимирской области я писал: «По воспоминаниям известного иконописца Александра Соколова, принимавшего участие в росписи храма Михаила Архангела в Пущино: «вокруг отца Анатолия сформировался целый кружок иконописцев, где я работал помощником. В 80-е годы, когда иконописцев в России можно было по пальцам перечесть, отец Анатолий знал их всех и всячески поддерживал, хотя сам художником не был. У себя в селе Пятница в 1985 году он поставил один из первых в России иконостасов в традициях древнерусского искусства. Иконостас этот ставил самый знаменитый сейчас иконописец архимандрит отец Зинон». Но только здесь, в Спасо-Андрониковом монастыре я осознал, что такое «иконостас в традициях древнерусского искусства»!


Кроме икон музей обладает еще интересной коллекцией предметов церковного декоративно-прикладного искусства.

Храм Христа Спасителя
В этот же день мы намеревались посетить выставку фотографий фресок Дионисия в Храме Христа Спасителя. Выставка, увы, была закрыта. Но нам была дарована возможность посетить другую выставку - икон, вышитых из бисера и драгоценных камней. Нашему восторгу не было предела!!! Хотя фотография и не может передать всей красоты представленных творений, но вот некоторые образцы, представленные на выставке.

Икона "Спас Вседержитель", вышитая бисером

Выставка вышитых бисером икон в Храме Христа Спасителя

 Икона Богородицы "Неувядаемый цвет", вышитая бисером

Постскриптум
Посещение Музея и комплекса Спасо-Андроникова монастыря, а также выставки в Храме Христа Спасителя произвело на меня неизгладимое впечатление, вызвало бурю восторгов и чувств. Невольно испытываешь благодарность к Господу Богу за то, что он даровал нам возможность столько увидеть, узнать и прочувствовать!

В музее имени Андрея Рублева

Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!

Часовня с иконой Святой Троицы

Икона "Троица", выполненная из различных пород камня

Владимир Шутенков


Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.