«05.06.2010 Паломничество в Новый Иерусалим», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/kateh/zhizn/100605newierusalim

05.06.2010 Паломничество в Новый Иерусалим

Впечатлениями о поездке поделилась слушательница Курсов Ольга Владимировна Благая

5 июня с.г. исполнилась моя заветная мечта - со дня моего крещения в 1968 г. я мечтала побывать на Святой земле, в местах земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Но то денег, то времени не хватало, а поучение преп. Антония Оптинского о паломничестве я к себе относила: «Слава Богу, что вы намерение своё посетить святую Афонскую гору отсрочили до году и занялись благоукрашением святого храма в своей обители. В Афонской горе побывать есть дело собственного проuзвола, а занuматься благоустройством своей обители и благоукрашением оной есть дело Божие, возложенное на вас caмuм Богом, а посему и должно предпочесть сие паче оного.»

И вот, о чудо! После окончания первого года обучения на Катехизических курсах при Пущинском храме Михаила Архангела нас везут на экскурсию в Новый Иерусалим.

В автобусе узнаю, что и другие курсистки благодарят Бога за исполнение желания поклониться «образу и подобию» Святой земли. Русская Палестина и была задумана Святейшим Никоном, Патриархом Московским и всея Руси (1605-1681) для таких небогатых паломников, как мы.

Когда вступаешь на территорию Ново-Иерусалимского монастыря, сразу же поражает величие Воскресенского собора, образа храма Гроба Господня в Иерусалиме и образа Иерусалима Горнего. Подходя к собору, замечаешь надгробие Анны Сергеевны Цуриковой, жены фабриканта, на средства которого проводились большие ремонтные работы монастыря в 1850-70 гг. Икона Пресвятой Богородицы на надгробии выполнена по рисунку В.М. Васнецова в технике мозаики.

В 1919 г. монастырь был закрыт, а с 1920 г. превращён в музей, основой фонда которого стала ризница Воскресенского собора, иконы и утварь из монастырских храмов. В 30-е годы бьла уничтожена Елеонская часовня, которая воспроизводила часовню на месте Вознесения Господня в Палестине.

Когда началась Великая Отечественная война, предметы из драгоценных металлов и фонд церковных тканей вывезли в Алма-Ату, благодаря чему сохранились мемориальные вещи Патриарха Никона и другие памятники церковного искусства. В ноябре 1941 г. территорию монастыря заняли фашисты. 10 декабря варвары взорвали Воскресенский собор, колокольню, Надвратный храм и все башни крепостной стены. Частично были разрушены Трапезные палаты, повреждены служебные постройки и братские корпуса XVII века. Только к началу 1980-х годов была полностью восстановлена Большая глава собора, а в 1993 г. в формах VIII в. воссоздан шатёр ротонды. В январе 1995 г. монастырь был возвращён Русской Православной Церкви. Сейчас ведутся большие реставрационные работы. Тем не менее, сердце кровью обливается, когда видишь, в каком ещё состоянии находится святыня!

Очень хорошо для нас была построена экскурсия по Воскресенскому собору - следуя Евангельским событиям. Сначала мы осмотрели придел Усекновения главы Иоанна Предтечи, потом нам показали темницу, в которой Христос ждал суда. Вот уж воистину лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать (или сто раз прочесть в Евангелии)! Темница так мала, что в ней можно только сидеть, поджав ноги. А Господь наш ещё был прикован цепями! Потом нас повели на Голгофу - место казни Иисуса Христа, расположенное между первым и вторым этажами собора. Сохранилось Распятие середины XVII в. в меру Креста Господня, заключавшее в себе более 300 реликвий Святой земли и мощей святых - ко всем святыням нам разрешили прикладывaться. Потом мы сподобилисъ войти в часовню Гроба Господня - Кувуклию - место погребения и Живоносного Воскресения Спасителя. Туда всегда нескончаемая очередь ... Приложились к плите, на которой Иосиф из Аримафеи и Никодим обвили Тело Иисуса пеленами с благовониями. Спустились в Подземную церковь святых равноапостольных Константина и Елены в честь Обретения Креста Господня. Кстати, в XVII в. при рытье котлована для Подземной церкви забил ключ. Образовавшийся источник оформили как колодец, который сохранился до настоящего времени.

Воскресенский собор Нового Иерусалима - единственный памятник русского искусства, в котором для убранства интерьеров использованы изразцы. Сохранилось семь изразцовых иконостасов XVII в. Орнаменты изразцов глубоко символичны. Так, например, колос и виноградные грозди, обильно используемые в оформлении, символизируют жертвенную искупительную смерть Господа нашего Иисуса Христа.

Из Нового Иерусалима мы поехали в Саввино - Сторожевский монастырь в Звенигороде.

читать продолжение (http://armih.ru/kateh/zhizn/100605savstorozh)

Новый Иерусалим Новый ИерусалимНовый ИерусалимНовый ИерусалимНовый ИерусалимНовый Иерусалим Гроб ГосподеньСлушатели Курсов в Новом ИерусалимеСлушатели Курсов в Новом ИерусалимеСлушатели Курсов в Новом ИерусалимеНовый Иерусалим

 Фото Всеволодова Николая, Корецкого Василия 

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.