Игумен Феофан (Крюков)

"Наш дедушка"

Сочинение воспитанниц воскресной школы "Вертоград" Крюковой Варвары и Крюковой Евдокии (2010 г.)

История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан

Наш дедушка Виталий Иванович Крюков родился в 1935 г. в верующей семье: его дедушка Иаков был церковным старостой, а бабушка Ксения - регентом.

 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан  

Они были очень трудолюбивые, и из-за того, что у них было большое хозяйство, Советская власть их раскулачила и сослала в Сибирь, где и родился наш дедушка. Его мама Павла очень хорошо шила, и благодаря этому, они смогли прокормить себя. Они купили козу и осла, с которым наш дедушка, тогда еще мальчик Виталик, ходил в тайгу за хворостом. Дедушка в детстве очень тянулся к книгам, но дед Иаков не очень давал ему читать, говоря, что надо работать, но дедушка всё равно читал «Войну и мир» на сеновале со свечкой. Семье часто приходилось переезжать с места на место, потому как Советская власть их не оставляла в покое, дедушка учился в разных школах, но закончил её с серебряной медалью. В лётное училище дедушка не прошел по здоровью, и поступил в Ленинградский электро-технический институт.

 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан

Дедушка участвовал в спектаклях и пел красивым баритоном, хотя никогда не учился музыке, а ноты начал изучать, когда его дети пошли в музыкальную школу.
Став ученым-математиком, Виталий Иванович приехал в Пущино в 1964 г. и стал работать в Институте биофизики.
Дедушка не сразу стал глубоковерующим человеком. Когда у него родились сыновья, на их Крещении настояла бабушка Павла, которая к тому времени работала при храме, шила облачения архиереям. Потом, когда дедушка станет иеромонахом, он пострижет свою маму в монашество с именем Поликсения. В память о бабушке Павле нашу младшую сестру назвали Павлой.

 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан

А дедушка пришел в храм примерно в 1975 г. Ему очень нравилось церковное пение, и он стал ходить на службы, чтобы его услышать. Потом начал сам петь на службах. В какой-то момент он подумал, что людей, поющих рядом с ним на клиросе, переполняют религиозные чувства, а он просто поет ради пения.

«Я попробовал петь, как молюсь, - вспоминает дедушка, - и мне очень понравилось, я обрадовался, что у меня тоже есть такое же чувство, как у этих людей».
В те годы немногочисленные верующие из Пущина ездили на службу в единственную действующую Ильинскую Церковь г. Серпухова. Эти люди видели друг друга на автобусной остановке каждым воскресным утром и, получается, что все верующие в Пущине знали друг друга. Среди этих людей были в основном немолодые женщины. Из мужчин был Владимир Седов и наш дедушка - известный к тому времени ученый.

  История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан   История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан

Вокруг него стала сплачиваться Пущинская православная община - «первая двадцатка». Верующие стали думать, как зарегистрировать свою религиозную организацию, к тому времени в некоторых местах уже разрешалось это делать. Но местные власти «двадцатке» отказали. Дедушка отправил телеграмму в Совет по делам религии, после этого общину зарегистрировали. Стали вместе служить молебны, собирались на квартирах и начали думать над тем, чтобы найти какое-то помещение для молитвенных собраний. Просили у города пустующее здание старой аптеки в микрорайоне «В» или столярную мастерскую в районе «АБ». Но в помещении было отказано.
Дедушке опять пришлось посылать очень длинную телеграмму в Совет по делам религии. Пришел ответ, и городские власти выделили для молитвенных собраний помещение «дача СМУ».
Мы спрашивали дедушку и папу, почему не просили под храм место около усадьбы, где раньше был Успенский храм. Оказывается потому, что храм строить тогда еще было не на что, и нужно было хотя бы найти место для собраний. А старый Успенский храм к тому времени сравняли с землей, хотя еще в 60-е годы были видны остатки фундамента.
С декабря 1988 г. стали собираться регулярно, читать акафисты, псалтирь, каноны, Евангелие. В 1989 г. в Пущинскую общину прислали первого священника - отца Петра. Нашему дедушке он очень понравился, он был так счастлив, оттого что им прислали священника, что с радостью омыл ему ноги по апостольскому обычаю.
Отец Петр отслужил всего несколько служб, и потом прислали отца Иакова, который стал первым настоятелем Пущинского храма.
Наш дедушка был и старостой, и регентом первой Пущинской церковной общины. Регентовать было непросто. В Ильинской Церкви дедушка пел в основном по нотам, а здесь на клирос брали почти всех желающих, и нужно было учить обиход, гласы.

Дедушка вспоминает, что иногда он не мог быстро вспомнить нужный глас и тогда переходил на «подобен Тридневен». Отцу Иакову очень нравился этот напев. Пение на клиросе было не очень стройным, но все сильно старались.
К счастью, у дедушки к тому времени накопилось много богослужебных книг. В Ильинской Церкви владыка Иосиф приобрел новый комплект книг, а старые всем раздавал, и у дедушки оказался полных комплект старинных Миней в кожаном переплете. Некоторые книги приносили люди из разрушенных церквей. В 1989-90 г. дедушка был в Америке, и там, в Русской Зарубежной Церкви ему подарили новые Триоди и Октоих, а также пожертвовали много книг Нового Завета. Также дедушка иногда пел в Свято-Даниловом монастыре и оттуда привозил ксерокопии нот.
Отец Иаков был строгий, очень ревностный в совершении богослужений. После литургии всегда служились молебен с акафистом, панихида, и только после этого все подходили ко Кресту.
Отношения у дедушки с отцом Иаковом складывались непросто, и в какой-то момент дедушка подумал, что лучше, наверное, будет, если он уйдет в монастырь, тем более что мыслил он о монашестве давно.
В 1990 г. дедушка пришел в Свято-Данилов монастырь, в 1991 г. принял постриг, вскоре стал иеромонахом.

 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан

Первые 10 лет наш дедушка - теперь уже иеромонах Феофан (названный так в честь святителя Феофана Затворника) трудился в основном на монастырских послушаниях а потом его благословили продолжить занятия наукой, потому что тема его научной работы очень важна - он изучает, как работает наш мозг. Он пишет научные статьи, но теперь их печатают в научных журналах с подписью «игумен Феофан Свято-Данилова монастыря».


Позже они встретились с отцом Иаковом и очень тепло общались. Дедушка говорит, что благодарен отцу Иакову, особенно за то, что он научил его смирению.
При отце Иакове начал строиться вокруг молитвенного домика новый храм, и очень много было построено. В 1995 г. отца Иакова направили на служение в новое место, и настоятелем Пущинского храма стал наш папа, который продолжил строительство храма, организовал воскресную школу, но это уже следующий этап в истории нашего Пущинского храма.

 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
 История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан  История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан	История Пущинского храма в воспоминаниях первых прихожан
Игумен Феофан и протоиерей Дионисий Крюковы Игумен Феофан и протоиерей Дионисий Крюковы Игумен Феофан и протоиерей Дионисий Крюковы