«Экскурсия по Пущинскому храму», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/exkurs

Виртуальная экскурсия по храму

Заходя в святые врата (http://armih.ru/exkurs/dvor) Пущинского храма, мы видим мозаичный образ Архангела Михаила в иконографии "Ангел Златые власы". (http://armih.ru/exkurs/dvor/zlatvlas) Декоративные элементы из белого камня, выполненные в древнерусском стиле повторяются во всем убранстве храма.

В 1988 г. в Пущино была зарегистрирована православная община и начато строительство храма. Богослужения велись сначала в деревянном домике, потом в здании, которое ныне именуется Домом общины. (http://armih.ru/exkurs/dvor/dom) В нем находится воскресная школа, библиотека с большим выбором православной литературы, аудио- и видеотека, трапезная, хоровой класс.

Храм строился 10 лет, и вот Пасхальное богослужение  2000 г. состоялось в только что построенном храме, а благоукрашение храма длится и по сей день/  

Несмотря на то, что храм - новостройка, в его архитектурном облике прочитывается многовековая история христианства. При видимой цельности в здании храма можно ясно различить влияние трех различных архитектурных эпох. Главная часть - четверик с алтарной апсидой - имеет своим прообразом небольшой византийский храм. Средняя трапезная часть отсылает нас к теремному зодчеству допетровской эпохи. Колокольня же возведена в барочной традиции. Получился своеобразный наглядный экскурс в историю архитектуры. Эта идея преемственности разных культур православного храмового зодчества была изначально заложена архитектором (http://armih.ru/exkurs/creat/varlamov) Виктором Варламовым (http://armih.ru/exkurs/creat/varlamov)

На фасаде храма - мозаичная икона «Архангел Михаил (http://armih.ru/exkurs/dvor/armihmozaic) ». Пущинская община создавалась в 90-е годы, когда после многих лет безбожия в нашей стране началось увлечение всевозможными духовными учениями и в том числе оккультными практиками, которые, как известно, основаны на общении с темными духами. Распространено было это увлечение и в Пущине, поэтому священноначалие благословило освятить строящийся храм в этом городе именно в честь Архангела Михаила - главного борца с темными духами в надежде исцелить горожан от этого пагубного увлечения.

В притворе (http://armih.ru/exkurs/pritvor) начинается подготовка, настрой человека на то, зачем он пришел в храм - на общение с Богом. Поэтому, первое, на что устремляется наш взор - лик Спасителя на Убрусе - «Спас Нерукотворный».
Возведя очи, мы видим другой образ Спасителя «Великого Совета Ангел» или «Спас - благое молчание» - Христос до воплощения.
Итак, в притворе мы настраиваемся на общение с Богом. Каким оно должно быть? На западной стене притвора - два евангельских сюжета, научающих нас правильному поведению в храме: Притча о мытаре и фарисее и Лепта вдовицы.

Над входом в сам храм - Собор Архангела Михаила, и мы понимаем, что войдем в храм, посвященный Архангелу Михаилу.
В притворе есть еще один интересный сюжет «Архангел Рафаил ведет Товию».

Часто можно слышать недоуменные вопросы - почему православные храмы столь богато украшены. Разве Богу нужно столько золота? Действительно, Бог вседоволен и вездесущ и в любом месте слышит нашу молитву. Однако, храм - это не только место для молитвенных собраний христиан, это еще и образ Горнего Иерусалима, Царства Божия, к которому мы стремимся.

В храме абсолютно все - архитектура, живопись, колокольный звон, облачение священника, театральность действа во время богослужения, сакральный церковнославянский язык, старинные распевы, благовонный фимиам - все призвано оторвать нас на время от обыденности, повседневной суеты и погрузить в иной, преображенный мир, сделать нас причастниками Божественного бытия. Храм в православном сознании мыслится как образ мира, микрокосмос, а космос - по-гречески значит «украшенный, устроенный».

Но помимо эстетической, возвышающей, облагораживающей функции, храмовые росписи выполняют и функцию учительную. Храмовая декорация (фрески, мозаики) образует стройную богословскую систему. Не случайно, икону называют «богословием в красках, Библией для неграмотных». Росписи Пущинского храма, как и любого другого, это тоже библейские страницы, которые мы прочитаем в ходе нашей экскурсии.

Но что есть сама Библия? Это книга о взаимоотношениях Бога с человеком, о их союзе или Завете.

Первая часть Библии - Ветхий Завет, записанный пророками по откровению Божию, рассказывает о том, как Бог сотворил мир и человека. Первый человек был очень близок к Богу, он призван был вместе с Богом благоустраивать только что созданный мир. Но, к сожалению, человек поддался искушению от диавола, нарушил заповедь Божию - совершил первый грех. Этим человек разорвал связь с Богом, отпал от благодати Божией. Смерть и болезни вошли в мир. Но, как любящий Отец, Бог не оставил человека, а пообещал, что от Девы родится Сын Божий, который победит смерть и диавола и восстановит утраченную связь людей с Богом, откроет им врата потерянного Рая. Весь Ветхий Завет - это рассказ о том, как люди ждали прихода Спасителя, как пророки подготавливали людей к приходу Спасителя.

Главное пророчество заключалось в том, что Спаситель родится от Девы. В Пущинском храме киот (http://armih.ru/exkurs/chetverik/iconchetverik), обрамляющий Казанскую икону (http://armih.ru/exkurs/chetverik/iconchetverik) замечателен тем, что он содержит резные изображения пророков. Каждый из них держит некий предмет, являющийся символическим прообразом Божией Матери.

Но вот, наконец, это радостное событие, о котором предсказывали пророки, произошло. Рождество Христово - рождение Бога на земле. С этого момента наступает эпоха Нового Завета - нового союза Бога с людьми.

Родившийся на земле Сын Божий Иисус Христос оставил после себя учеников - апостолов, которые распространили Его учение, составили 2-ю часть Библии - Священное Писание Нового Завета или Евангелие. Тема Евангелия (Благой вести) непременно присутствует и в настенной росписи и в иконостасе, к которому мы сейчас обратимся. 

Иконостас отделяет собственно храм от алтаря. В алтаре совершается главное Таинство - хлеб и вино силою Святого Духа претворяются в Тело и Кровь Спасителя, Которыми причащаются верующие во оставление грехов и в жизнь вечную.

Алтарная преграда или иконостас обращен иконами к молящимся. Собрание верующих как бы поставлено лицом к лицу с собранием небожителей, таинственно присутствующих в образах иконостаса.

Наш иконостас (http://armih.ru/exkurs/iconostas) выполнен из белого камня по проекту Виктора Варламова. В нем использованы древнерусские декоративные элементы, он напоминает белокаменный Храм Покрова-на-Нерли.

Главное место в иконостасе занимает, конечно, изображение Творца Вселенной - Бога Троицы - Отца, Сына и Святого Духа.

Самый нижний ряд иконостаса называется местный, в этом ряду обычно расположена местная или храмовая икона (http://armih.ru/exkurs/iconostas/arhmih), т. е. икона святого или праздника, в честь которого освящен этот храм. Зайдя в любой храм и посмотрев на икону, расположенную справа от иконы Спасителя в нижнем ряду, всегда можно определить, кому посвящен этот храм.

В центре местного ряда - Царские врата (http://armih.ru/exkurs/iconostas/tzarvrata), символизирующие вход в Царство Божие. Царство Божие открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах присутствует тема благовещения: Благовещение Деве Марии от Архангела Гавриила изображено на Царских вратах главного алтаря, Евангелисты, благовествующие миру, изображены на Царских вратах двух приделов (http://armih.ru/exkurs/pridel) в Пущинского храма.

Помимо Царских врат в местном ряду есть Диаконские врата, через которые входят диаконы и алтарники, помогающие служить священнику. В нашем храме на диаконских вратах изображены святители Василий Великий и Иоанн Златоуст, которые составили чин главного христианского богослужения - Литургии.  

Следующий ряд иконостаса - праздничный. В православной Церкви основных праздников - 12 (по-церковнославянски «двунадесять»), поэтому их еще называют двунадесятыми. Их изображения и расположены в праздничном ряду, это 12 новозаветных рассказов о земной жизни Христа и Богоматери.

Завершает иконостас образ Голгофы - Крест с распятым на нем Спасителем. Распятие - вершина мира, завершение земной жизни Христа.

Настенная роспись дублирует темы иконостаса, но здесь в это красочное изложение священной истории вовлекается все храмовое пространство.

Храмовая декорация начинает развиваться сверху, от купола. Подкупольное пространство осознается как небесная сфера - мир горний. Под куполом мы видим изображение Христа-Пантократора (http://armih.ru/exkurs/chetverik/pantokrator) (Вседержителя), образ Бога Творящего и Спасающего, держащего мир в Своей руке. Вокруг Вседержителя - сияние славы. В круге славы - силы небесные: (http://armih.ru/exkurs/chetverik/angeli) Архангелы, херувимы, серафимы, они предстоят пред Небесным Престолом, "поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Бог Саваоф".

Весьма интересен сам по себе свод четверика Пущинского храма - крещатый со ступенчатыми распалубками. Такие перекрытия применялись на Руси в к. XVI - нач. XVII в.

Под барабаном крестообразно расположены изображения 4-х евангелистов (http://armih.ru/exkurs/chetverik/4evang): Матфея, Марка, Луки, Иоанна, - 4 апостола разнесли на 4 стороны света благую весть о пришедшем в мир Спасителе.

Ниже на боковых панелях (http://armih.ru/exkurs/chetverik/bok) арок - различные типы иконографии Спасителя: "Спас Нерукотворный на Убрусе" (полотенце), "Спас Нерукотворный на чрепии" (черепице), "Спас Эммануил", "Христос Ветхий деньми".

Спуская свой взор на ступень ниже мы видим на арках (http://armih.ru/exkurs/chetverik/arki) еще четыре глубоко символичных ,  богословски насыщенных изображения: "Пресвятая Троица" - Предвечный Совет; "Не рыдай Мене, Мати"; "София - Премудрость Божия" и "Спас Недреманное Око." 

На лепестки сводов (http://armih.ru/exkurs/chetverik/parusa) вынесены уже известные нам по праздничному ряду двунадесятые праздники, и добавлены еще два важнейших события - Чудесное воскрешение Лазаря Четверодневного и Распятие Господа Иисуса Христа.  

Как в иконостасе, так и в храмовой росписи соблюдается принцип иерархичности. Опуская свой взор от событий из жизни Церкви Небесной, мы обращаемся к событиям из истории Церкви земной. На стенах изображены святые, как древние (40 мучеников севастийских; всенародно любимые святые целители - великомученик Пантелеймон и бессребреники Косма и Дамиан, святые воины-мученики Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Феодор Тирон, Меркурий; преподобный Симеон Столпник) так и жившие не так давно (святые царственные мученики). Как стены держат своды храма, так и святые угодники своим подвигом держат Церковь, являются "столпами" Церкви, в духовной брани они стоят на страже Церкви.

На стенах у солеи - изображения святых, сыгравших первостепенную роль в распространении Церкви вселенской - равноапостольные цари Константин и Елена, и Церкви русской - равноапостольные князь Владимир и княгиня Ольга.

В нашем храме главный иконостас невысокий, но полагающийся за праздничным деисусный ряд вынесен в настенную роспись трапезной части. В Деисусе (http://armih.ru/exkurs/trapez/deisis) (от греч. «деисис» - моление) по обе стороны от Спасителя расположены фигуры Богородицы и Иоанна Предтечи, Архангелов Михаила и Гавриила, молящихся Ему за весь род человеческий. Богоматерь - первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель - последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение. Фигура Богоматери ближе ко Христу, чем Ангелы, столь велико Её почитание в Православии - «Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим».

В многоярусных иконостасах присутствуют и следующие ряды, включающие иконы новозаветных и ветхозаветных праведников. В нашем храме иконы святых расположены в клеймах по всему периметру храма.

Итак, мы переместились в трапезную часть храма. Это название напоминает нам о последнем ужине Спасителя с учениками в Сионской горнице. Кроме того в древности в таких храмах после богослужения устраивались трапезы. В росписи трапезной части (http://armih.ru/exkurs/trapez) Пущинского храма использованы сюжеты из иконы «Архангел Михаил в деяниях». Эту икону можно увидеть в иконостасе Архангельского Собора Московского Кремля. Для росписи Пущинского храма были отобраны следующие сюжеты.

  1. Троица Ветхозаветная или Гостеприимство Авраама (http://armih.ru/exkurs/trapez/avraam)
  2. Лествица Иакова (http://armih.ru/exkurs/trapez/lestvitza)
  3. Борьба Иакова с Ангелом (Рождение Израиля) (http://armih.ru/exkurs/trapez/lestvitza)
  4. Явление Архангела Иисусу Навину (http://armih.ru/exkurs/trapez/navin)
  5. Изведение Ангелом семьи Лота. Разрушение Содома и Гоморры. (http://armih.ru/exkurs/trapez/sodom)
  6. Пророк Даниил во рву львином (http://armih.ru/exkurs/trapez/daniil)
  7. Три отрока в пещи Вавилонской (http://armih.ru/exkurs/trapez/daniil)
  8. Явление Архангела пустыннику Пахомию (http://armih.ru/exkurs/trapez/pahom)
  9. Чудо Архистратига Михаила в Хонех Фригийских (http://armih.ru/exkurs/trapez/hon)
  10. Возмущение Ангелом воды в купели (http://armih.ru/exkurs/trapez/kupel)
  11. Изведение апостола Петра из темницы (http://armih.ru/%D0%98%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%9F%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%20%D0%B8%D0%B7%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D0%BD%D0%B8%D1%86%D1%8B)

Во всех этих сюжетах главные персонажи - Ангелы Господни - исполнители воли Божией.

В центре - под куполом трапезной части конечно сам Архангел Михаил (http://armih.ru/exkurs/trapez/arhmihkupol)

Главная тема западной стены - "Страшный Суд (http://armih.ru/exkurs/zapad)". Человек, уходя из храма, должен вспомнить о том, что земная жизнь - подготовка к вечности.  В этой земной жизни мы выбираем свое будущее, где мы окажемся - одесную Бога или ошуюю. «Где обрящуся азъ» - написано на свитке одного из персонажей этой фрески.

Мы верим в Иисуса Христа «паки грядущего со славою судити живым и мертвым». Это произойдет в момент Второго пришествия, все мертвые воскреснут и предстанут на Суд Божий. Воскресение мертвых изображено над входной дверью: «Земля и вода отдает тела»

В центре композиции - Христос - Судия в окружении апостолов, которые вместе с ним будут судить мир. По правую руку от Судии - праведники, им уготовано Царство Божие; по левую руку - место, которое Бог по милосердию Своему создал для тех, кто категорически не хотел знать Его в отведенный ему на земле срок, кого не сможет Он насильно привлечь в Свое Царство.

Посмотреть панорамы храма (http://armih.ru/exkurs/panoram)

   

 

 

   

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.