«Страшный суд. Западная стена храма Михаила Архангела Пущино», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/exkurs/zapad

Страшный суд. Западная стена храма Михаила Архангела Пущино

Страшный Суд Западная стена Пущинского храма
 
  Иконография Страшного суда, иллюстрируемая росписями Пущинского храма

 

  «Человекам положено однажды умереть, а потом суд» (Евр 9:27).

Напоминая о Страшном суде, святая Церковь зовет каждого к покаянию, при этом указывая и на истинный смысл надежды на милосердие Божие: Господь милосерд, но при этом Он праведный Судия, имеющий воздать каждому по делам его (Откр 22:12).

  Священное Писание повествует о том, как будет происходить Страшный суд Божий: «Отец ... дал Ему власть производить и суд, потому что Он есть Сын Человеческий. Не дивитесь сему; ибо наступает время, в которое все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло - в воскресение осуждения. Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца «.(Ин 5:26-30).

  Картину Страшного суда с древнехристианских времен старались передать и изобразительными средствами, ведь Сам Господь описывает Свое Второе Пришествие в ярких зрительных образах: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются; тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их». (Мф 24:29-31).

  Истоки изображения Страшного суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Первоначально Суд Божий был представлен в сюжетах отделения овец от козлищ и притчи о десяти девах. В V-VI вв. появляются отдельные части картины самого Страшного суда, а к VIII в. в Византии появляется законченная композиция. Позднее Страшный суд утвердился в системе стенных росписей как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. До нас дошли фрагменты Страшного суда, написанного преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе Владимира.

  В разработанном виде иконография Страшного cуда основывается на текстах Евангелия, Апокалипсиса, а также святоотеческих творений: Слова Ефрема Сирина, Слова Палладия Мниха, Жития Василия Нового и других произведений византийской и древнерусской литературы; позднее в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. В Страшном cуде изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мертвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников.

  На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после ее Крещения. Это можно объяснить тем, что изображения Страшного cуда были действенным средством убеждения язычников обратиться в веру Христову. Не случайно греческий проповедник в известном эпизоде выбора веры из жития святого равноапостольного князя Владимира развертывает перед князем впечатляющую картину Страшного cуда.

  На рубеже тысячелетий складывается тот иконографический канон Страшного cуда, которому суждено будет существовать затем, по крайней мере, еще семь веков.

 

Страшный Суд центр В центре композиции изображается Христос - Судия мира. Ему предстоят Богоматерь и св. Иоанн Предтеча - ходатаи за род человеческий. У их ног Адам и Ева - первые люди на земле. По сторонам этой центральной группы сидят апостолы (по шести с каждой стороны) с открытыми книгами в руках. Под апостолами изображены идущие на Суд. Справа от Христа - праведники, слева - грешники.

 

  Вверху ... как символ конца мира всегда изображается небо в виде свитка, свиваемого ангелами. Ниже Христа, Судии мира, пишется уготованный престол (этимасия). «Егда поставятся престоли и отверзутся книги, и Бог на суде сядет, о кий страх тогда ангелом предстоящим в страсе и реце огненней влекущей!» (Стихира на «Господи, воззвах» Недели мясопустной).

Души праведных в руце Божией
 Еще ниже - большая кисть руки, держащая младенцев - «праведные души в руце Божией», и здесь же «мера дел человеческих». Около весов происходит борьба ангелов с бесами за душу человека, которая присутствует в виде фигурки обнаженного юноши.
Море отдает мертвецов
 
 В нижней части композиции следуют сцены: «Земля и море отдают мертвецов». Земля и море представляются олицетворенными в виде женщин; их окружают поднимающиеся фигуры людей - воскресшие из мертвых. Земля отдает мертвых  			Пущинский храм

Геена огненная
Ад изображается в виде «геенны огненной», со страшным зверем, на котором сидит сатана - господин ада. В византийском искусстве к XI-XII вв. сложилась устойчивая иконография князя тьмы - страшный обликом полуобнаженный старец с всклокоченными седыми волосами и бородой. Старец держит на коленях душу Иуды. Фигура сатаны часто изображается в самом темном углу храма, куда никогда не проникает луч дневного света; (иногда сатану располагают на грани стены: художник стремится рассечь, пресечь злую силу, показать, что князь тьмы лишен лица, образа, что он в прямом смысле «без-образен». 

  В огне горят грешники, мучимые диаволами.

Из огненной пасти адского зверя вверх, к ногам Адама, поднимается огненная река (также как на иконе Страшного суда первой половины XV в. Успенского собора Московского Кремля. Вместо огненной реки может изображаться длинный извивающийся змей, олицетворяющий грех). Огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам», одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов. В списках «Хождения», начиная с XII в., указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие - по грудь, и лишь третьи - по шею», в зависимости от степени их вины.
Лоно Авраамово Страшный Суд Пущинский храм
По правую сторону от Христа Судии - Рай. В вертограде среди райских деревьев Богоматерь на престоле с двумя ангелами и благоразумным разбойником. Здесь же «Лоно Авраамово» - праотцы Авраам, Исаак и Иаков с душами праведников в виде маленьких детей в сорочках. 

Приведем здесь отрывки из слов преподобного Ефрема Сирина, без которых описание особенностей иконографии Страшного Суда будет неполным:

  «Вот, постигнет нас, братия, тот день, в который омрачится свет солнечный, и спадут звезды, в который небо свиется как свиток, загремит великая труба и страшным звуком пробудит всех от века мертвецов; в тот день, в который, по гласу Судии, опустеют таибницы (тайники) ада, в который явится Христос на облаках со святыми ангелами судить живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

 

Земля представит все тела человеческие, какими приняла их, хотя бы растерзали их звери, пожрали птицы, раздробили рыбы; не окажется недостатка даже в волосе человеческом пред Судией, потому что каждого преложит Бог в нетление.

Кто поглощен морем, кто сгорел в огне, - в самое краткое мгновение времени все пробудятся, восстанут и явятся. Кто умер во чреве матери и не вступил в жизнь, того сделает совершеннолетним в то же мгновение, которое возвратит жизнь мертвецам. Младенец, которого матерь умерла вместе с ним во время чревоношения, при воскресении предстанет совершенным мужем и узнает матерь свою, а она узнает детище свое. Не видавшие друг друга здесь, увидятся там...

  Все приимут тело, сообразное собственным делам своим. Тело праведных будет сиять семикратно более света солнечного, а тела грешников окажутся темными и исполненными зловония; тело каждого покажет дела его, потому что каждый из нас дела свои носит в собственном теле своем.

  Когда Христос приидет с неба, тотчас неугасимый огонь потечет всюду пред лицом Христовым и покроет все. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом того неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь покроет все. Тогда всюду потекут ангелы, и всех святых и верных восхитят во славе на облаках в сретение Христово...

  Добрые, по велению Судии, будут отлучены от злых, и первые вознесены на небо, а последние низвергнуты в бездну; одни войдут в Царство, а другие отыдут во ад.

  Кто на земле грешил и оскорблял Бога, тот будет ввержен во тьму кромешную, где нет ни луча света. Кто таил в сердце своем зависть, того сокроет страшная глубина, полная огня и жупела. Кто предавался гневу и не допускал в сердце свое любви, даже до ненависти к ближнему, тот предан будет на жестокое мучение ангелам. Кто не преломлял хлеба своего с алчущим, не успокаивал томящегося в нужде, тот будет вопиять мучимый, и никто не услышит и не упокоит его. Кто при богатстве своем жил сластолюбиво и роскошно, а не отворял двери своей нуждающимся, тот в пламени будет просить себе капли воды, и никто не подаст ему. Кто осквернял уста свои злословием и язык свой хулами, тот погрязнет в зловонной тине и лишен будет возможности отверзть уста. Кто грабил и угнетал других, и дом свой обогащал неправедным достоянием, того повлекут к себе немилосердые демоны, и его жребием будут воздыхание и скрежет зубов. Кого распаляла здесь постыдная похоть сладострастия и прелюбодейства, тот вместе с с сатаной будет вечно гореть в геенне. Кто преступал запрещение иереев и попирал повеление Самого Бога, тот подвергнется самому тяжкому и ужаснейшему из всех мучений...»

  Изображения Страшного cуда создаются не для того, чтобы запугать человека, но призваны заставить задуматься его над своими грехами; не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния. Проповедь Спасителя о спасении началась словами: «покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф 4:17). Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия - одно из основополагающих положений христианского вероучения.

по статье протоиерея Николая Погребняка, опубликованной на  сайте Московской епархии (http://www.mepar.ru/library/vedomosti/34/51/)

 



Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.