Архангел Михаил в иконографии "Ангел Златые власы"
Прообразом Пущинской надвратной мозаики послужила известная икона «Ангел Златые власы», хранящаяся ныне в Санкт-Петербургском Государственном Русском музее. Предполагают, что это часть оглавного деисусного чина.
Датируется второй половиной XII века. Большинство специалистов относят её к новгородской школе иконописи.
Характерной особенностью этой иконографии являются волосы Ангела, выполненные в технике «асиста» сусальным золотом, отчего эта иконография и получила такое название. По каждому волоску Ангела проложена тонкая ниточка золотого листка, отчего его волосы сияют небесным божественным светом, поскольку золото символизирует на иконе неземное, божественное начало.
Икона была обнаружена в 1920-х годах в отделении древностей Румянцевского музея в Москве, где приписывалась Симону Ушакову. Экспонировалась в Государственном историческом музее, в Третьяковской галерее, в 1934 году была передана в Русский музей.
Источники:
Википедия (http://ru.wikipedia.org/wiki/Ангел_Златые_власы)
«История русской живописи. Иконопись. Майорова Н., Соколов Г.; М.: Белый город, 2006 с.84
Русские иконы (http://www.math.msu.su/department/opu/INTERN/zelikin_new/pravoslav-2.html)
Ангел «Златые власы». Архангел Гавриил. Икона. ХII век. ГРМ