«Типы иконографии Спасителя на боковых панелях арок», версия для печати. Исходный документ: http://armih.ru/exkurs/chetverik/bok

Различные типы иконографии Спасителя на боковых панелях арок

Спас Нерукотворный. Михаило-Архангельский храм г.Пущино
Спас Нерукотворный на Убрусе

Нерукотворный - т.е. не сотворенный руками человеческими. Сам Спаситель дал это изображение. Умывшись, Он отер пречистый лик Свой полотенцем и чудесно изобразил его на этом полотенце (убрусе) для Эдесского царя Авгаря, больного проказой. Царь, помолившись перед этим нерукотворенным образом Спасителя, исцелился от проказы.

 Спас-на-чрепии Пущинский храм
Спас Нерукотворный на чрепии (черепице)

Царь Авгарь прикрепил плат с чудесным изображением к доске и поместил в нише над городскими воротами. Правнук Авгаря вернулся к язычеству, начав гонения на христиан и на их святыни, поэтому образ Спаса Нерукотворного замуровали в стене с зажженной перед ним лампадой, спрятав от поругания. Когда в VI веке икона была вновь обретена, оказалось, что она не просто сохранилась, но и чудесным образом отпечаталась на закрывавшей ее черепице (керамиде) с внутренней стороны.

 

Спас Эммануил
Спас Эммануил

Иконографический тип, представляющий Христа в отроческом возрасте. Наименование образа связано с пророчеством Исаии (Ис 7:14) «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил», исполнившимся в Рождестве Христовом (Мф 1:21-23). Необходимость икон данного типа вызвана, вероятно, ответом Церкви на ересь Нестория, отрицавшую Божество Иисуса до Крещения. Отрок Христос изображается отмеченым печатью духовной зрелости. Передача детей как маленьких взрослых вообще характерна для иконописи, но взгляду Эммануила свойственна особая недетская серьёзность. Упор на детские черты и «живоподобие» Младенца Христа проявляется с XIV в. под влиянием западной живописи.

Христос ветхий деньми Пущинский храм
Христос Ветхий деньми

Эпитет «Ветхий Деньми», как и источник иконографии восходят к Ветхому Завету. В видении пророка Даниила (Дан 7: 9, 13) Бог описывается в виде старца. Понимание библейского Ветхого Деньми как Бога-Отца, первого Лица Святой Троицы, приводит к таким формально запрещённым иконографическим схемам изображения Троицы, как Отечество и Сопрестолие. Догмат о неизобразимости Бога-Отца и неоднократно описываемые в Библии антропоморфные облики Божества (Быт 3: 8; 32: 24-28; Исх 6: 1, 33: 23; Дан 7: 9, 13 и др.), приводят к выводу о том, что видимым людям являлось второе Лицо Троицы, Бог-Сын. В иконописи подобная точка зрения выражается в надписывании имени Иисуса Христа над изображением Ветхого Деньми. Первые изображения Христа Ветхого Деньми известны не позднее VI века (церковь святой Констанции в Риме). В русской иконографии можно отметить фрески церкви Спаса на Нередице (Новгород Великий, XII век).

 

Все права защищены © ARMIH.RU, 2017.